Выстоять, если что...

                (сказ)

           22 июня. С тех пор минуло семьдесят три года, а раны всё болят. Ноют, спать не дают тем, кто прошёл ад Великой войны, отстояв свою землю. А уж как стонут по ночам дети войны… Им сегодня – восемьдесят шесть – восемьдесят семь. А тогда, когда враг был у порога  каждой нашей семьи, их, деревенских детей-подростков, забирали  в город  на заводы, в шахты, на сплав, где и взрослым-то несладко… Да ещё полуголодны, полураздеты,
разуты… 
           Лучше пусть, мой друг-читатель, тебе об этом поведает моя старшая сестра, испившая эту горькую чашу до самого донышка (меня-то коснулись лишь отголоски её, треклятой войны).
           Один клик мышки – и мы с ней перекрыли почти семьсот верст. Свиделись (по скайпу) – говори-сказывай сколь душе охота.

 – День-то сегодня какой добрый – вновь мы встретились, – спешу
   приветствовать я сестру.

 – И тебе доброго денёчка после короткой июньской ночки. Давай – хвастайся
   здоровьем и ещё чем там живёшь-можешь, да всё по правде, как есть,
   исповедуйся перед старшей-то. Из восьмерых детей в семье остались только
   мы с тобой, последние. Но какие! Самые не поддающиеся грозам да порогам,–
   шутливо начала моя Фиса, которой недавно стукнуло восемьдесят шесть.
   Держится, хотя физически тяжёлого труда на её долю  выпало …

 – Исповедь моя проста – СЧАСТЛИВА:  здорова (раз жива), карман крепко
   пришит, чтоб звоикие не выкатились (шуршащие-то не очень любят у меня
   селиться – им подавай банки-дворцы). Ну а про крепость, принадлежащую
   мне, и молвить боюсь – с  крышей она, непротекаемой-непродуваемой… А
   помнишь, как в нашем деревенском доме: дождь на улице – в доме дождь, на
   дворе снег и в избе он же… Не забывается послевоенное холодное
   полуголодное детство…

 – Послевоенное время вряд ли было легче военного.  Зато карточки отменили,
   на фронт не брали… Все тяжело трудились – страну поднимали из руин. Ну да
   ты это помнишь, уже подрастала. А вот как пришлось нам, подросткам, в
   войну, не дай бог и немчуре треклятой, устроившей ту бойню…
       Шёл 1943 год. Самый разгар войны: вой баб то в одном конце деревни,
   то в другом – похоронки одна за другой… Стали забирать из деревень в
   город подростков на заводы, на сплав леса, в шахты (взамен ушедших на
   фронт).
       Вот и мне повестка пришла. Конец апреля. Последний сон в родном доме
   был чуткий: слышала полночную хрипучую перекличку петухов, проснулась на
   рассвете от их же пения, дружного, тревожного, казалось, зовущего в какую-
   то чужую опасную даль.
       До г. Советска – почти тридцать вёрст. Пешком. Мы все, сорок девять
   человек, из одного сельсовета. Вышли рано.  Сначала было весело,
   подшучивали над своим «негородским» домотканым нарядом, лаптями да
   холщовыми котомками, в которых весь провиант-то – пара ржаных лепёшек
   наполовину с травой. Прошагав первую половину пути, кто-то уже еле ноги
   переставлял (дети – пятнадцати-шестнадцатилетние,  ещё не ходоки). Дошли
   до пристани Советска, когда солнце уже зашло.
       Впервые я увидела реку Вятку, широкую, меж крутых берегов, поросших
   лесом. Красота. Только недолго ею любовалась, наверно, оттого что есть
   очень хотелось (депёшки съела ещё в пути).
       Утром нас посадили на первый в эту весну пароход. Верхняя палуба.
   Место мне досталось возле трубы. Отчалили. Когда пароход выходил в
   фарватер, вдруг дал такой пугающе зычный гудок, что я, подхватив свою
   котомку, со страху сорвалась с места – да через всю палубу к корме
   (наверно, не будь загородки, ухнулась бы за корму…).  Грянул хохот, но
   беззлобный, поскольку все были уже голодные – не до шуток-смеха. А я
   нашла местечко тут, у кормы, готовая, кажется, ко всяким неожиданностям,
   раз одна, без отца да матери…
     Но вот и первая пристань, где всего лишь несколько домиков, а дальше -
   лес и лес…
     Причалил пароход всего на несколько минут, но и этих минуток хватило,
   чтоб сбежать…
     Из сорока девяти мобилизованных осталось нас … шестеро.
     Плывём дальше. Сижу и думаю: «Бежать? Куда, дороги не знаю. Да и что
   скажут дома?»
     Правда, спустя месяц, мама написала, что «… поймали,  судили… Чтоб и
   мысли не могла допустить – бежать. Что люди скажут?»
         Приплыли в Киров. Вот тут нас первый раз накормили. Да как! Щи,
   каша овсяная, чай – деревня давно и вкус такой еды забыла. С начала войны
   хлеба в колхозе не давали, а что выросло на приусадебном участке, шло на
   налоги – война. Народ это понимал. Терпел.
         Определили нас на завод № 41, на электростанции вагоны с дровами
   разгружать. Так уставали, что к концу дня рук-ног не чувствовали. Выдали
   всем продуктовые карточки на месяц вперёд. По правде сказать, продукты
   эти и на неделю трудно растянуть, а тут – целый месяц… Сама понимаешь,
   полуголодные, а работать надо. Так-то вот…
         Затем перевели меня доски строгать: садишься на доску , как верхом
   на коня, и – пошёл рубанком орудовать. Получалось. Только вскоре моя
   холщовая юбка ( на мягком месте) продырявилась… Пришлось её, дыру-то, на
   бок повернуть, чтоб тело не то виднелось… Потом повернула ещё и ещё. 
   Другой-то юбки нет. А дальше … дальше вдруг выдали спецовку (фуфайку да
   тёплые штаны). Слёзных радостей – на всю ночь… Но тут лапти распушились,
   считай босиком…  Решила свою пайку хлеба (600 гр.) разделить надвое,
   чтобы одну часть продать и купить обувку. От голода покачивало…
         Сэкономила, да и на рынок (для послевоенного поколения замечу:
   магазинов в войну не было). Хожу по рынку, зажав в ладошке денежки,
   омытые голодными слезами, ищу обувь. Нет никакой обувки. Наконец увидела
   дядьку, огромного, рожа  лоснится, ещё и улыбается. Почему он не на
   войне? Подумалось тогда, правду говорят в народе, что война кой для кого
 – мать родна. Для него – точно «мать»: здоровенный верзила базарит
   парой сапог.

 – Сколько стоит? – нерешительно спрашиваю верзилу, указав на обувь.

 – Не покупать, так и не спрашивай, –  гаркнул он, презрительно смерив меня
   вороватыми гляделками. – Нищенка, бродят тут всякие…
          
        Не обиделась: я и была нищенка, только милостину не просила, а
   работала, чтобы карточки получить и не умереть от голода. Меня даже за
   работу начальство хвалило: мал золотник, да дорог. Какая душа на ласковое
   слово не откликнется?! И моя, по-детски доверчивая, на доброе слово
   отвечала старанием в работе.

 – Сколько стоит? – настойчиво переспросила я, присматриваясь к сапогам. Они
   были мне явно велики. Но других-то не было…

        Он назвал цену. Денег моих хватало. Спросила о размере – мой-то
   тридцать шестой.

 – Сорок второй. Из большого маленькое не выпадет, – оживился торгаш, видя
   неопытность покупателя, и, видимо, торопясь сбыть товар, пока милиция не
   появилась.

         Примерила – огромные: в один сапог обе ноги можно…Но ведь правда –
   из большого маленькое… Портянки подверну, ноги сухие…Чёрные, до блеска
   начищенные. Только почему-то лёгкие очень…. Купила – от радости сердце
   скакало.
         На следующее утро надела их (уже не лапти!). Мои сверстники
   позавидовали новой обуви, а взрослые, покачав головой, слезу смахнули
  (видела это).               
         Перед обеденным перерывом случилась беда: подошва у сапог отпала.
   Её там и не было. Был приклеен картон, навакшенный,   начищенный.            
         Слёз было столько, сколько не всякому человеку отпущено на всю его
   жизнь… Что делать? Работу не оставишь. Тут Настя, подружка, с советом:
   "Ставь ногу на пенёк. Внутри ногу-то сдвинь до упора назад, а я в носок
   сапога гвоздь загоню и загну острым концом кверху…». Взяла гвоздь-сотку,
   да так и сделала. С таким «ремонтом» смирилась – куда денешься: всё-таки
   не босиком. Вскоре нам выдали сапоги настоящие, брезентовые – радости
   конца не было. Чёрным кремом начистили… хоть в пляс. Да силёнок не было.
         Следующей весной на сплав леса угодила. Сколько там утонуло нашего
   брата, горе-сплавщиков… Поговаривали, много погибло.
         А война всё шла и шла, будто хотела добраться до последнего нашего
   солдата. Да всему бывает конец – войне особенно. ПОБЕДУ встретили в
   слезах: чему радоваться, если все мы стали сиротами, безотцовщиной.
   Правда, настроение стало потихоньку меняться: пайку чуть увеличили, в
   продуктовые карточки даже пряники включили. В 1947 году карточки совсем
   отменили. Хлеб в свободной продаже – не верилось, что до светлого дня
   дожили.
        Сказ-то мой не очень весел. Вот бы молодым это понять, да и
   выстоять, если что…

          Сказывает моя сестричка да слёзы вытирает, а они, окаянные, всё мешают ей говорить. И моё сердце сжимает когтистая лапа. Такая же вражья лапа не раз пыталась нас, русичей, задавить, но не позволили стойкость нашего воина да таких героинь, как моя рассказчица.

                10.07.2014 г.


Рецензии
Да, Людмила, сколько им бедным, довелось испытать... Мама у меня в войну, маленькой девочкой, пережила и оккупацию, и сиротство, и голод...
!9 августа не стало мамы... Собираюсь с духом, напишу про неё обязательно!!!..

Александр Штурхалёв   06.10.2014 12:10     Заявить о нарушении
... Написать, обязательно написать - пусть ведают о них наши внуки-правнуки.
И - мои соболезнования Вам, Адександр ( удел землян - ещё никому сие не
удавалось миновать, к сожалению).С глубоким уважением

Онучина Людмила   06.10.2014 14:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила!..

Александр Штурхалёв   06.10.2014 17:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.