Александр Домогаров

   Александр Домогаров на сегодняшний день – самый интересный актер в российском кинематографе.
     Интересный в том смысле, что за его персонажами интересно наблюдать. Это не говорящие манекены, обозначающие повороты сюжета, а люди с каким-то внутренним миром, который интересно разгадывать, понимать, интересно увидеть, что они сделают в той или иной ситуации. Не знаю, как у других, но у меня они, его персонажи, с недавних пор, вызывают чувство сопереживания. А ведь мало кто из современных российских актеров ставит перед собой такую задачу: вызвать сопереживание. Актеры старой школы еще не потеряли способность к полному перевоплощению в своего персонажа. А вот у молодых в глазах можно прочитать только сумму гонорара. И они ставят перед собой совсем простую задачу – всего лишь понравится. Причем понравится не столько зрителю сколько продюсеру.
    Но персонаж, который нравится, потому что симпатичный или обаятельный, и персонаж, который вызывает сопереживание – это разный уровень. Для этого надо, чтобы зритель не просто наблюдал за поведением героя кинофильма, но и заинтересовался его внутренним миром, захотел его понять, начал ему сочувствовать. Не восхищаться или осуждать, а именно – сочувствовать, в правильном смысле этого слова.
     Как говорил герой Шукшина в фильме «У озера»: «Надо говорить – сочувствую с тобой. А мы говорим – сочувствую тебе. Мол, сочувствую, но помочь не могу. Грамматика отражает изменение внутреннего мира людей».
    Не знаю, какие цели ставит перед собой Домогаров, работая над ролью, но мне кажется – именно эту, чтобы зритель сочувствовал с его героем. Не просто наблюдал за ним, а сопереживал. А это, между прочим, требует от актера гораздо больших эмоциональных и энергетических затрат, чем простое обозначение развития сюжета. Это не только труднее, но и больнее. Потому что ведь надо расковырять свою какую-то личную ранку, чтобы она начала саднить и тревожить.
     И у большинства актеров срабатывает инстинкт самосохранения. Мне кажется, разница между талантливым актером и просто профессионалом в этом и заключается – на каком этапе погружения в роль сработает инстинкт самосохранения. У современных молодых актеров он срабатывает на самой поверхности.
    Вот Домогаров погружается на максимальную глубину. Потому что для него интересы его персонажа важнее, чем его собственное состояние и самолюбие. Это очень важно для актера. Существует очень много актеров, в том числе известных, которым самолюбие не позволяет раствориться в своем персонаже. Наиболее яркий пример – Высоцкий или Неелова. И практически все актеры, воспитанные Олегом Табаковым. За исключением Евгения Миронова.
    Александр Юрьевич в этом плане гораздо скромнее. Чувствуется, что он не ставит перед собой задачи – поразить своим актерским мастерством. На то время, что он играет, например, Астрова, Александр Домогаров исчезает вообще. Не прячется внутри оболочки актерского ремесла, чтобы иногда из неё выглянуть – посмотрите, какой я молодец, как я умею играть, и не смотрит на себя со стороны – правильно ли я играю, в образе или выпал.
      Он просто исчезает. Полностью растворяется в своем персонаже. 
     Это очень непросто. Очень!
      Многие думают, что актеру трудно войти в образ. На самом деле актеру уровня Домогарова войти в образ не так уж и сложно, гораздо труднее выйти.
       Это ведь, как наркотик. С каждым разом входишь в это состояние всё быстрее.
     Его Астров в спектакле «Дядя Ваня»  произвел на меня очень сильное впечатление.
    Я же раньше была учительницей физики в школе. Знаете, что такое «сила»? Это действие одного тела на другое, вызывающее ускорение.
     Вот его Астров произвел на меня именно такое сильное впечатление, вызвав ускорение в моих мозгах и заставив еще раз перечитать Чехова.
    И если раньше, переключая телеканалы и увидев Домогарова, я переключалась дальше, то теперь останавливаюсь.
    Телефильм такой есть, не помню название, очень интересный сюжет. Муж (Александр Домогаров) уходит от жены к молодой девушке. И жена придумала месть - подослала к нему девушку – актрису, которая стала играть его мечту об идеальной женщине. А так как жена прожила с ним много лет, она же знала, о чем он мечтает. Короче, он влюбился в эту девушку – актрису и ушел от второй жены, а когда всё понял, вернулся к первой. И так там всё интересно завязалось. Но сценарист и режиссер смазали конец. Узел завязали, а развязать не смогли, упростили финал. А жаль. Работая с таким актером, как Домогаров, можно и нужно ставить задачи посложнее, чем розовый хэппи-энд. Прямо жалко, такой мог получиться драматический экшен. там и жену играла очень хорошая актриса. Но не помню её фамилии. Современные актрисы как-то так похожи друг на друга, я их не различаю. Такое впечатление, что они все побывали у одного и того же пластического хирурга, который штампует им лица как под копирку. Или их просто стало слишком много?
    И еще один телефильм про трех друзей. одного из них играл Гуськов, его мамашу – Чурикова. Вообще, актерский состав там был высококлассный. И снят он был еще в те времена, когда сериалы не пекли, как пирожки, а именно снимали.
     Но самое большое впечатление произвел всё-таки Домогаров. Он там играл актера, который уезжал с женой в Америку, вернулся в Россию, а хороших ролей нет, в рекламе сниматься стыдно, и он стал таксистом.
     Ёлки, как он это делает? Я вот прямо чувствовала то, что чувствует его персонаж. Возникло довольно редкое для кино ощущение сопереживания. Обычно, ведь, просто сидишь и наблюдаешь, кто и что будет делать. 
      Остальные актеры, даже Гуськов и Чурикова, просто понравились. Впрочем, в их ролях не было ничего особенно драматического. Да ведь и Домогаров мог бы просто похлопать своими красивыми глазками, а он … не думаю, что такое сопереживание можно вызвать исключительно с помощью актерской техники.
     Или это его Астров так меня зацепил?
      Между прочим Астров мне не понравился. В смысле, не актерская игра Домогарова, а вот именно сам Астров как-то … вот … сопереживания не возникает. Тут имеет место быть режиссерская позиция. Мне кажется, Кончаловский презирает страдающих людей. Мне кажется, что он считает, что страдают только дураки. Поэтому дядя Ваня выглядит у него идиотом. И Кончаловский сделал всё, чтобы исключить сострадание к Астрову.
      А Домогаров, видимо, не из тех актеров, кто спорит с режиссером. Как скажут, так и сыграет. Благо, диапазон его актерских возможностей просто безграничен. Он может слепить из себя что угодно, в нужной пропорции добра и зла.
     Но как он играет Астрова! Проговаривая каждое слово (каждое!!), и каждое слово одето в какую-нибудь эмоцию. Каждое! Потрячсающая актерская самоотдача и даже самопожертвование.
     Но самое сильное впечатление Домогаров произвел на меня в роли Макбета. В каком-то телесериале он играл актера, который играл Макбета.
     И вот этот его Макбет прямо стоит у меня перед глазами, вернее сидит. Эта фраза Макбета – «Соглашаюсь …», в которой столько подтекста. Там уже нет ни азарта, ни жажды славы или короны. Он уже понимает, чем это кончится. Но слово было сказано, и оно разбудило в матери его детей страшные чувства, и виноват в этом только он. Она – женщина, никогда не была на поле брани, не знает, что это такое – вонзить клинок в живую грудь. Он не должен был дразнить её, будить в ней это чудовище, он сам виноват в том, что оно проснулось. И теперь ему остается только пройти этот путь до конца, рядом с ней.
      Мне кажется «Макбет» - это трагедия не о том, какую цену можно платить за успех, а какую – нельзя. Новый Завет разобрался с этим вопросом уже две тысячи лет назад, и Христос взошел на Голгофу не для того, чтобы мы задавали себе этот вопрос. Тут всё ясно.
      «Макбет» – о роли женщины в судьбе мужчины. Всё о том же яблоке Эдемского сада, протянутом змеем-искусителем, которое сначала надкусила Ева, и, надкусив, протянула Адаму. Только вместо дьявола – три ведьмы. И протянуто оно было мужчине. Но Макбет сам рассказал жене о пророчестве, которое вскружило ему голову. Сам протянул ей запретный плод с Древа познания Добра и Зла, советуясь, что делать дальше.
      В моем личном рейтинге актеров самая хорошая актерская работа это Олег Даль в фильме «Плохой хороший человек» Хейфица по «Дуэли» Чехова, Родион Нахапетов и Елена Соловей в фильме «Раба любви» Никиты Михалкова, Алексей Гуськов в фильме «Граница. Таежный тупик». И вот теперь Макбет Александра Домогарова.
    Жаль, что нет возможности посмотреть спектакль целиком.
     Мне кажется, что Александр Юрьевич смог достичь таких вершин (или глубин?) актерского мастерства именно потому, что он – сам по себе. Он же не входит ни в одну из команд, где паровозом – уже признанный правительством мэтр, расчищающий своим ребятам путь к наградам. Он может рассчитывать только сам на себя. Как Мюнхгаузен.
     Олег Даль и Домогаров – это разные полюса отношения к профессии. Даль всегда выбирал, что ему играть. Домогаров считает, что актер должен суметь сыграть всё.
     Вот мне кажется, что они могли бы сыграть эту чеховскую пару – Треплев и Тригорин. Олег Даль, естественно, Костя Треплев, а Домогаров – Тригорин и Алиса Фрейндлих или Елена Соловей – в роли Аркадиной.  Это был бы потрясающий спектакль, причем абсолютно чеховский. В том смысле, что только эти актеры могут достоверно раскрыть замысел Чехова, сыграть так, как он видел своих героев.
      Жаль, что это невозможно. Потому что другие интерпретации искажают смысл этой пьесы, делая её скучной и непонятной.
      На телеканале «Культура» есть передача «Белая студия». Я её смотрю минут десять и переключаюсь, потому что начинаю скучать. А вот интервью с Александром Домогаровым досмотрела до конца. И была просто потрясена метаморфозой Дарьи Спиридоновой.
    Оказывается, она умеет говорить нормальным, человеческим языком! Короткими, простыми предложениями!! Потому что обычно у неё такие длинные вопросы, что к концу фразы я уже забываю её начало.
     Вот что значит актер, умеющий вызывать эмоциональный отклик!
     Да, Домогаров сейчас единственный актер, который может правильно сыграть Тригорина. Во-первых, у них талант одного качества, одной природы. Неважно, что Домогаров актер, а Тригорин – писатель. Природа таланта идентична. Во-вторых, они оба совершенно искренне не понимают, почему нравятся женщинам. Разница только в том, что Тригорин к финалу уже не ждет от женщин ничего хорошего, потому и возвращается к Аркадиной. А Домогаров еще на что-то надеется. (шутка!)
     Чехов, он же прекрасно понимал, что женщина не подходит на роль огонька, который светит в темноте. Разве что по молодости, когда гормоны играют.
      На самом деле он писал именно об этом – нет в этом мире ничего такого, что могло бы служить таким огоньком. И это так печально, что об этом лучше не думать.
      Главная ценность в этом мире – дети, а потом внуки. Всё остальное – миражи самолюбия.
      


Рецензии