90. О пороках человеческих
Возьмём, к примеру, два таких противоположных человеческих качества, как христианское смирение и тщеславие (гордыню). Стремление быть первым, амбициозность (а это и есть проявление тщеславия) людей всегда были мощным стимулом движения общества вперёд, вряд ли это кто-то станет отрицать. И гордыня (один из смертных грехов, как мы помним, причём – самый первый из них) появляется не на пустом месте, а как результат достижений человека в какой-либо области. И здесь он зачастую попадает в ловушку, «в чёрную зону», его удовлетворённое тщеславие вызывает ответную реакцию – зависть и злобу тех, кому гордиться особо нечем. Он оказывается в клубке человеческих пороков, объектом ненависти, интриг, оговоров, и исход для него зачастую весьма печален. Но и без смирения (терпения, подчинения) человеческого развития не было бы, беззаконная вольница анархистского типа исключает саму цивилизацию, звериные инстинкты в человеке необходимо подавлять, «усмирять». Так два антипода, смирение и гордыня, постоянно оказываются и в противоречии, и в единстве.
Есть известная поговорка (её можно было бы назвать «девизом оптимиста») – «всё, что ни делается, всё к лучшему». Если «всё к лучшему» - то и самые отвратные, гнусные проявления людских пороков служат каким-то неведомым благим целям. Наверное, это не так. С пакостями надо бороться, очевидно, - хотя бы из общих соображений гуманности. А эти пакости, как и противоположные им добродетели, весьма многочисленны. И всё это соответствует двойственной человеческой природе, которая, если следовать религиозным представлениям, заложена в человека свыше, а если опираться на материалистические учения, - является результатом борьбы за выживание и длительной эволюции человека как вида. Как бы то ни было, но что есть, то есть. И, очевидно, будет долго, а может, и всегда. И, к сожалению, тут не скажешь, что, мол, поживём-увидим. Скорее – увидим, пока поживём, не более того.
(продолжение)
Свидетельство о публикации №214071101388