Глава 12

 
Мария  в роли бабушки.


Когда Марии исполнилось 57 лет, младшая Ольга, к тому времени жившая тоже отдельно, но рядом, родила второго сына. Это был последний пятый внук и единственный, с которым она отчасти понянчилась. Пенсионный возраст позволял. Мария не работала, сидела дома, а дочери жили обе рядом. Так сложилось, что все они были в пяти минутах хода друг от друга, через дорогу. Ольга нуждалась в помощи, так как муж её бросил с двумя детьми, когда второму  сыну было ещё только 6 месяцев, а старшему 7 лет. Надо отдать ему должное, честно сказал, что уходит к другой. Ольга осталась одна, а мать на тот момент была свободна и от мужчин и от работы.
А может в ней проснулась бабушка, хоть на пятом внуке и то хорошо. Анна часто видела её с коляской. Раз обратила внимание, как та идёт: коляска далеко на вытянутых руках, губы поджаты, походка решительно бегущая, как танк землю пашет. Кричать было бесполезно, не услышит, перекрёсток у них всегда шумный: и трамваи, и автобусы, и машины. К тому же глухая на одно ухо. Анна ей как-то при встрече сказала:
– Мам, я вот много раз тебя видела, как коляску везёшь с ребёнком. Ты бежишь, как танк прёшь, готова всех убить. Тяжело даже глядеть со стороны. Ты же всё-таки на пенсии, остановись, никуда не опаздываешь, иди спокойно, наслаждайся природой, свободой от работы, в конце концов. Ты вся, как натянутая струна, готовая к выстрелу. Нервы напряжены. Так нельзя, это даже вредно для здоровья. В 60 лет надо уже учиться расслабляться, наслаждаться жизнью. Нервам нужен покой по мере возможности, а у тебя такая возможность есть. Живёшь одна в двухкомнатной квартире, никто не мешает, когда хочешь, спишь, когда хочешь, встаёшь. У нас парк рядом, озеро, красота! Расслабься и наслаждайся.
– Ну, да. У меня всю жизнь такая походка, как я тебе её сменю?! Привыкла на работу бегать.
– Так ты уж пять лет не работаешь, нашла чего сказать.
– И что? А походка-то на всю жизнь осталась. И вообще, ты чего мне возраст прибавляешь?! Мне ещё нет 60, – ухмыльнулась мать.
– Ну, ты, как всегда в своём репертуаре, конечно, нет, ещё целых два месяца, засмеялась Анна.
Близился праздник Нового года, конец декабря. Сёстры решили вызвать Дед Мороза детям на дом. Чтобы дешевле платить за вызов, присоединилась ещё соседка с дочкой. Собралась целая кампания: у Ольги двое сыновей: 2-ух и 8 лет и у Анны младший 6 летний, да соседка с дочкой 8 летней. Анна позвала всех к себе домой. Мария  тоже пришла. Дед мороз прибыл с бабой ягой, со снегурочкой, с баянистом. Ух, хоровод весёлый закружился! Женщины незаметно сунули Деду Морозу подарки в мешок для детей.
Анна решила сделать матери сюрприз, тоже подарок приготовила. И вот стала доставать снегурочка подарки, да спрашивать, кому отдавать, а взрослые хором отвечали. Вытащила самый последний подарок  и давай спрашивать:
– А этот кому отдавать? Чей этот подарок?
Анна крикнула, что бабушкин. И снегурочка тут же громко повторила:
– Бабушкин? А где  у нас бабушка?
Мария никак не реагировала.
Тогда снегурочка ещё раз громко прокричала:
– Дети, да кому же отдать этот подарок? Давайте вместе позовём: ба – буш – ка!
Все хором закричали:
– Ба – буш – ка! Ба – буш – ка! Ба – буш – ка!
Мария вместе со всеми дружно звала бабушку.
Снегурочка растерянно стала посматривать на Анну, но продолжила игру:
– А посмотрю- ка я её в прихожей, может она там?
Сделала вид, что заглянула, повернулась опять к детям:
– Да, где же наша бабушка? Дети, давайте, дружно опять позовём!
Все дружно подхватили:
- Ба – буш – ка! Ба – буш – ка! Ба – буш – ка!
Мария продолжала кричать со всеми, не понимая, что зовёт саму себя. Тогда Анна не выдержала и подошла к ней лично. Взяла её за руку и подвела к снегурочке:
– Воот наша бабушка!
Мария удивилась:
– Кто –  я? Ой, даже не ожидала, – потом на Анну махнула рукой:
– Вот засранка, сроду чего-нибудь придумает.

Все дружно смеялись, а баянист всё приговаривал:
– Вот это бабушка, вот это даа!

Сёстры заплатили за съёмку вечера камерой. Им тут же отдали кассету.
У Ольги был видик. На другой день договорились посмотреть вместе.
Смотрели и смеялись друг над другом, а мать ахнула:
– Неужели это я?! Первый раз в жизни себя вижу в кино. Ужас! Я же на мужика сделана!

Анна  заулыбалась, прикрыла рот рукой, она впервые слышала от матери самокритику.
Новый год решили справлять все дружно у Анны. Ольга и мать плакались, что денег не было. Анна сама собрала стол и всем устроила праздник и на Новый год и на Рождество. Так иногда хочется побыть с семьёй, среди близких в домашнем кругу. А деньги, дело наживное, не умрут они с младшим сыном с голоду-то, она всегда из ничего что-то придумает. А старших не было рядом: сын в армии служил, а дочь уже жила отдельно.

А в середине февраля матери юбилей. Стала мать плакаться перед Анной, что вот справит и останется без денег. Анна вздохнула, но обещала помочь.
Зарплату задерживали, жила сама впроголодь, но матери не отказала, всё-таки – юбилей. Про Ольгу разговора не было. Мать частенько про неё говорила Анне:
– Тварь она, неблагодарная. Я в старости только на тебя рассчитываю.

Родни-то почти не было у Марии: последний брат остался с женой, да двоюродные три сестры со своими семьями. Анна и денег дала на продукты и стол накрывать помогла, и купила в подарок магнитофон. Мать всегда любила слушать музыку.
А где-то, через месяц случайно узнала, что сестре из Америки подруга прислала некоторую сумму долларов, а мать сама проговорилась, что накопила миллион и хочет купить новый дорогой телевизор.
Как-то неприятно на душе у Анны стало. Она не знает, как  сына накормить, а мать с сестрой нагло пользуются её добротой. Тут ещё, как на грех диваны сломались. Анна выкинула, решила новые купить и вдруг деньги поменялись  и цены подскочили с нулями, и она ничего не смогла. Катастрофа. Теперь они с младшим сыном спали на полу, а скоро старший придёт из армии. Что делать? Анна устроилась работать рядом с домом, чтобы быть всегда с ребёнком и готовить его к школе. Она работала в яслях дворником и сторожем по графику через день, потом параллельно в продуктовом магазине, по вечерам и ночам уборщицей и сторожем, и тут же параллельно днём дворником на улице на двух участках. Шесть работ, а всё равно получала копейки. Такую сумму не накопить, не заработать. 
Она махнула рукой, да Бог им судья, и матери и сестре. Как они обе похожи!

А Анне пришла неожиданная помощь. У знакомой по имени Ирина  муж был директором дома отдыха, который закрывали и мебель распродавали за копейки. Эта знакомая всегда Анне благодарна. У неё было нервное истощение, и она ходила на сеансы к психиатру города, но тот отругал её грубо, сказав, что она не хочет работать над собой. Сеансы не помогли.
Через общих знакомых Ирина попала к Анне. Со второго сеанса у Ирины появился румянец, а Анна не мудрствовала, она просто велела той приходить в 6 утра, чтобы успеть до работы провести сеанс. Иринка бежала через парк, Анна встречала и сразу укладывала ту под музыку спать, через час начинала будить. Иринка находилась в таком блаженстве, что никак не хотела открывать глаза. Через две недели они распрощались, но Ирина рассказывала потом, что ещё долго ощущала присутствие Анны рядом, даже во время работы. Так Анна сделала новое открытие, что не обязательно личное присутствие. Анна денег никогда не брала за свои сеансы. Люди сами, кто как хотел, благодарил, поэтому Иринка осталась ей благодарна, и они ещё долго были дружны. Иринке очень нравились её стихи-молитвы. Ко дню рождения Анна даже ей сделала собственноручно книжечку своих стихов. Во истину говорят: сейте добро и не ждите всходов. В трудную минуту Иринка вспомнила про то, что Анна спит с ребенком на полу и предложила мебель по дешёвке, за чисто символическую плату и даже в долг. Привезли целую гружёную машину всякой мебели: кровати, тумбочки, столы, стулья. Мария конечно раззавидовалась и тоже для себя кое-что заказала. Она всегда Анне завидовала и считала, что той всё легко даётся и всё с неба падает. Даже не раз просила денег в долг и обижалась, когда Анна не могла одолжить ей.
А Анна радовалась и молилась: слава Тебе, Господи, хоть сын придёт из армии, будет для него кровать!

А от сеансов Анна постепенно стала отказываться, она поняла, что человек должен меняться сам, что заболевания даются за неправильное поведение, неправильный образ жизни. Она лишь делилась своими знаниями и опытом, давала старт на выздоровление и напутствовала рекомендациями. Если появлялись желающие обучаться, то Анна собирала их в маленькие группы по 3-5-10 человек и проводила на дому курсы обучения за чисто символическую плату. Ей нравилось делиться знаниями. Скоро старший сын пришёл из армии и жизнь опять неожиданно резко поменялась.

Продолжение следует...http://www.proza.ru/2014/07/13/1569


Рецензии
Близкие даются нам для искушения и проверки стойкости и силы духа!!!Спасибо им за это!!!

Лариса Белоус   01.02.2017 21:59     Заявить о нарушении
Да, это точно. Рада тебе. С добринками.

Елена Светова   02.02.2017 00:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.