Читая своих

     Вечерами, после завершения обязательных работ по диссертации, взялся я читать книгу моего земляка, однофамильца, родственника и коллеги по научному цеху – Александра Гавриловича, которую он подарил мне при последней встрече «Страницы истории Чернецовского края» - вселяет оптимизм.
     Интересно, хотя много я знал самостоятельно. Познавательно. Да, действительно казаки, панцирные бояре - было такое воинство на западной границе государства Российского. 
     Воевали с турками, переезжали в Сибирь и на Украину за лучшей долей – я теперь переписываюсь с потомками как тех, так и других. Крестьянствовали. На помещика – вполовину. Большевики сначала пятнадцать процентов оставляли, а затем в колхозы всех загнали и вообще все отобрали. Это я и сам помню. Три тонны сена в колхоз, тогда одну – своей корове можешь. Но молоко отдай, и яйца, и шерсть, и урожай свой почти весь. Все это было.
     Помещики - Жуковские. Да Цветаева приезжала, Бахтин рядом в Невеле жил и философство-вал, другие. Много подробностей описывает АГ, тонких, ностальгических, сентиментальных.   
     Интересна история создания храма в Чернецово – во имя архангела Михаила, и меня назвали также. Да еще у приемной бабушки  сын Михаил на войне погиб, вот она по совокупности и настояла.
     Храм освящен в 1904-м году, а построен не без участия местных жителей. Тогда это было событие – газеты писали, сельский храм, каменный, высокий, о семи куполах, с колокольней.  Наши предки двадцать лет собирали денежки по копеечке на храм, и собрали огромную по тем временам сумму  - десять тысяч рублей. Позже государство подключилось, синод, и построили светлый храм всем на радость. Потом большевики в нем, как водится, склады устраивали, да клубы. Поджигали не один раз. Церковный инвентарь растащили. Но храм простоял всю войну целым, и только после освобождения нашелся и здесь умелец, который и предложил пустить храм на кирпич для колхозных нужд.  Взялись резво, дело пошло, разломали сильно. Но недолго «музыка играла» - Бог – то есть, как известно. Короче, этот умелец, ползая по крышам храма, сбрасывал оттуда вниз кирпичи собирающим, да и сбросил на голову своему сыну, которого и убил. Отступились! И вот стоит наш храм с тех пор ломаный, да недоломанный.   
     Так я к чему это рассказал.   Мой уважаемый АГ в  конце своей книги вывод делает, с которым я согласен, но частично. Пишет мой коллега, земляк и родственник, что советская власть виновата в том, что деревни зачахли, и люди уехали, и все заросло и провалилось. Оно, конечно, так. Как не согласиться? Власть виновата, безусловно. Ибо сказано – «За всё !!! отвечает начальник!». Но не только! Я хочу к этой формуле еще одно слагаемое добавить – и народ виноват тоже! Бросили, уехали, забыли. Конечно, можно сказать – «Вырвались!» из колхозов. Чудом, чуть живые. Но все равно! Я считаю, что виноваты. И я виноват. И даже АГ! Может, меньше…
     И чего делать? Вот тут я и скажу сейчас. Ибо я знаю, придумал! Сейчас поеду туда, и буду предлагать эту идею, а затем пытаться её реализовывать, хотя это практически безнадёжно. Но у меня все проекты безнадёжные. Однако, понемногу все выполняется, и я еще живой, что немаловажно.
     Короче! Я предлагаю вот что!  Как построен храм? По инициативе людей!  И ведь получилось! А как от разрушен? Тоже по инициативе! Так кто нам мешает сейчас опять проявить инициативу? Предлагаю – всем признать свои ошибки, покаяться, затем причаститься, как положено,  и встать на путь исправления. Организуем сообщество, откроем счет, объявим подписку и начнем собирать денежки как наши предки. Народу – то нашего по всему миру полно! И все откликнутся, я уверен. Нужна высокая цель, и с ней можно идти куда угодно – к властям, в бизнес, к церкви. За 20 лет соберем начальную вразумительную сумму, потом нам обязательно помогут, восстановим наш храм, и будет нам всем прощение от Господа Бога! И возродится, и  вернётся, и приедут, и зацветёт, и восстанет! Может не нам доведётся видеть это радостное событие, да это уже и не важно!
     Конечно, соберем инициативную группу, конечно заявим о проекте всеми возможными способами и так далее… Но это потом. Сначала должна прозвучать идея. Скоро я выезжаю на родину, ко дню памяти моего отца. Он тоже хотел благополучия своей и моей родине….


Рецензии