Что случилось в тридевятом?

                Елена   Венедиктова

       Что   случилось    в   тридевятом?
 Действующие лица:
Иван – добрый молодец
Настя - царевна
Шут  (и не только)
Баба Яга.
Марфа – нянька.
(роль Бабы Яги и Марфы исполняет одна и та же актриса)
 
Н а с т я. (вздыхая, смотрит в бинокль)   Никого.
М а р ф у ш а. (глядя в подзорную трубу)  И сегодня тоже - никого.
Н а с т я.  Скука-то какая…  Ни посмеяться, ни покуражиться.
М а р ф у ш а.   Вот и отлично.  Значит,  будем вышивать
Н а с т я.  Уже вышивали.
М а р ф у ш а.  Тогда танцевать.
Н а с т я.  Уже  танцевали.
М а р ф у ш а.  Тогда убирать…
Н а с т я. Что ты меня  злишь-то! Где это видано,  чтобы царевны порядок
                наводили.
М а р ф у ш а.  Вот и будешь первой
Н а с т я.  Я и так первая, первее некуда.  Забыла что ли?
М а р ф у ш а. Как же забудешь… если каждую минуту тебе напоминают про
                папочку царя.
Н а с т я.  Правильно, потому что у меня есть папочка царь, а у тебя нет.
М а р ф у ш а.  И не надо, одного достаточно.
Н а с т я.  (опять смотрит в бинокль)  Никого, целый месяц никого.
М а р ф у ш а. Не переживай…  Месяц – другой, глядишь,  кто-нибудь и
                появится.
Н а с т я. (возмущенно) Месяц-другой!!! Да я больше ни одной минуты ждать
                не намерена.  Вот пойду и скажу папочке…
М а р ф у ш а.  Уже говорила…
Н а с т я.  Тогда прикажу папочке…
М а р ф у ш а.  Уже приказывала…
                - 2 -
Н а с т я.  Тогда… тогда…
М а р ф у ш а. Ох, Настя, когда научишься себя вести, тогда  и женихи
                появятся…
Н а с т я.  А это не я, это ты во всем виновата: ворчишь и ворчишь.
                Вот все и разбежались.
М а р ф у ш а.  Так на меня легче всего  свалить.  А сама-то..
Н а с т я.  А я царская дочь – мне можно. Мне даже по должности положено.
М а р ф у ш а. Ой, кем это положено?
Н а с т я.   Не знаю кем, но положено.   Так во всех сказках написано…
                Сама же читала.
М а р ф у ш а.  Читала, но есть и другие сказки –  Василиса  Прекрасная, да
                ещё вот…  (вспоминая)  Царевна – лягушка, например.
Н а с т я.  (потрясенно) Кто?
М а р ф у ш а.  Кто-кто… Царевна-лягушка…
Н а с т я. (смеётся) А почему  только лягушка, можно и  свои  сказки
                придумать: значит, царевна-лягушка, царевна – подушка,
                царевна – крокодил. и царевич…
М а р ф у ш а.  Остановись..  крокодил… завтракать пора.
Н а с т я.  А батюшка?
М а р ф у ш а.  А батюшка  уже позавтракал и по своим царским делам
                куда-то уехал.
Н а с т я.  Опять!!! Опять по своим, а когда же он по моим делам уедет!
М а р ф у ш а.  Он царь, ему виднее…
Н а с т я. (смотрит на Марфу через бинокль) Это мне виднее.
                Я тут самая главная!!!  Понятно!
М а р ф у ш а. Понятно, понятно, только  пойдем уже… (ворчит)
                Вдруг и правда  женихи нагрянут, а царевна-то не умыта,
                не причесана…
Н а с т я.  Пойдем, пойдем… но как только папочка появится, я такой скандал
                устрою…
М а р ф у ш а.  (соглашаясь)  Конечно устроишь, вчера устраивала? –
                устраивала, позавчера -  тоже, а там глядишь  и сегодня,   
                и завтра,   и послезавтра… 

(уходят)

                - 3 -
Летнее  утро.  На поляне появляется  шут. Выносит пограничный столб, на котором написано «Тридевятое царство» Устанавливает столб и  напевая  известный цирковой  марш, пытается  показывать фокусы – не получается, жонглировать – то же самое, даже прыжки на скакалке  ему  совершенно не удаются.  Всё выглядит  нелепо и смешно.          
Ш у т.  Да, теряется квалификация… вот раньше, помню такие представления
           были, залюбуешься… Да о чем там говорить. Тут ежедневная
            тренировка нужна,  а я вместо этого сижу  на границе женихов  ловлю.
            (повышает голос) Только женихи почему-то все куда-то подевались. 
            Не сказка, а  сплошное недоразумение. 
            (вдруг  всматривается  в зал)
             Хотя нет, вижу  к нашему царству  какой-то  объект  приближается. Да
             не просто объект, а молодец  симпатичный, на первый взгляд
             довольно приличный, да и на второй взгляд тоже. Что ж , если  не
            слишком   умен, пожалуй к обеду управлюсь, в царство тридевятое
            доставлю,  да царевну повеселю.  А пока на травке полежу  за 
            объектом  послежу.
Появляется  Иван.
И в а н.   Вот  и  добрался  до   тридевятого. Ещё чуть-чуть и в  тридесятом
                окажусь. А там говорят,  драконы самые настоящие водятся.  Если
                повезёт, покажу им  где раки зимуют. Или  в тридевятое сначала
                зайду. Тут, говорят, тоже не все гладко. Как  трудно выбрать… 
                А может,  брошу монетку: орел – тридесятое, решка – тридевятое. 
                Вот всё само собой и разрешится. Здорово придумал.
Иван подкидывает вверх монетку, которую быстро ловит шут, выходя ему навстречу.
Ш у т.  Привет, Ваня.  Твоя? (отдает ему монетку)
И в а н.  Привет! Только  откуда ты меня знаешь?
Ш у т.   Ваня, Ваня… В сказке оказался, до тридевятого царства добрался,
               а так ничего и не понял. У нас ведь в сказках как:  что ни добрый
                молодец, то  Иван:  Иван-царевич,  Иван – сын купеческий, Иван –
                дурак, а ты?
И в а н.  (протягивает руку) Иван, просто… Иван
Ш у т.  Докатились, то есть ни звания, ни положения что ли?
И в а н.  (растерянно)  Нет … пока…
Ш у т.  Заметь, ты сам сказал – пока. Значит все ещё впереди! Обещаешь?!
                - 4 -
И в а н.   Всё может быть? -  Как говорит моя бабушка.
Ш у т.  Тогда  продолжим.  Что ж ты Ванюша, делаешь? Тут можно сказать
             твоя судьба на кону, а ты –  монетки… 
             Надо же по-научному. Серьёзней надо, Ванюша. Чай, не ребенок
             малолетний.
И в а н.  Не понял?
Ш у т. И хорошо… продолжим…  (торжественно)  с точки зрения 
            физических законов так сказать… химических элементов… и
             исторических эксцессов, Иван… не считая геометрических проблем…

И в а н.  (растерянно)  Я,  как-то,  в науке не силен…
               Я, может,  в тридесятое  царство пока  схожу, а уж  к  вам  в
               тридевятое  на обратном пути… загляну, так  сказать… по дружбе.   
Ш у т.  Да переборщил,  пожалуй,  Ваня, постой, Ваня… да пошутил я,
             я же шут -  мне шутить по профессии  положено.
В а н я.  Не нравятся мне шутки такие!
Ш у т.   Не нравятся?!  А ты чего такой серьезный-то, расслабься Ванюша.
               Пойдем уже поскорей, а?
И в а н.   Сказал в тридесятое – пойду в тридесятое!
Ш у т.  Иван,  не глупи. Что тебя ждет в тридесятом?!
            Там даже драконы ненастоящие. 
И в а н.  (восхищённо)  А у вас  настоящие..
Ш у т. (улыбается) А у нас их совсем нет, да и не было никогда.
И в а н.  Да ты что издеваешься что ли?
Ш у т.  Постой, Ванюша. Ты за подвигами, что ли пришёл?
И в а н.  Не за подвигами, хочу  слабым помочь, одиноких защитить,
               зло наказать… да и …
Ш у т. … жениться  значит пришёл…
И в а н.  Вот глупости какие.
Ш у т.  Не скажи,  так что пошли уже, по-хорошему. Вот подумай только…
И в а н.   Я подумал и пойду… в тридесятое…
Ш у т.  Да кто тебя уговаривает-то… ну нет у нас драконов, зато  Баба Яга 
            самая,  что ни на есть,   настоящая… (видя заинтересованность Ивана
             увлекается)  две кикиморы, нет три… пожалуй, леший,  водяной,
             Кощей недавно  навещал, (обреченно) ох и похулиганил,
             ох и понатворил…
                - 5 -
И в а н. (сочувствующе)  Что сильно пострадали?
Ш у т.  Не то слово, Ванюша…  Был город – и нет, ни домов, ни улиц, ни
             площадей. Выходишь – чистое поле…
И в а н. Носит же земля таких злодеев. Ладно, помогу вам с Кощеем
               справиться.  А в тридесятое потом  наведаюсь.
Ш у т.  Ну вот и славно. (потирает руки)
             В общем, как и говорил, к обеду успеем.
Шут подходит к пограничному столбу  и поднимает его, собираясь унести с собой.
И в а н.  (обескуражено)   А…
Ш у т.  Так ведь это  имущество, Ваня,  а тут не углядишь,  оставишь и всё,
             Границы  передвинут, указатели перевешают.
И в а н.  Ну так давай помогу,  что ли?
Ш у т.  (отдает ему столб) а и правда, помоги .   (и они уходят)
С  шумом  и  ворчанием появляется Баба  Яга.
Б а б а   Я г а.  (птицам)   Цыц, я вам сказала… Расшумелись, расчирикались!
                Ни поспать, ни отдохнуть! Сейчас на  вас  туману  напущу, непогоду 
                пригоню – будете знать, как  Яге  с утра   настроение  портить. Цыц, 
                я сказала! (принюхивается) А это кто тут на травке сидел,
                по дорожке ходил. Чую, русским духом пахнет.  Надо же
                прокараулила!!! Проспала!!! Доброго молодца в сказку запустила.
                Ну что ж, берегись! Так просто тебе не отделаться.  Только куда же
                ты отправился? В тридевятое или в тридесятое? По какой тропинке
                передвигаешься?  Кто же мне старой поможет?  Кто же
                подскажет? (в лесу становится тихо) Значит, никто не поможет,
                никто не подскажет! (угрожая) Хорошо, это вы не бабушку
                старенькую обидели, это вы себе сейчас  жизнь  испортили.,
                вот прямо с этого самого момента.  А я и так  все узнаю! Где тут моё
                блюдечко волшебное и яблочко наливное? (ищет)  Блюдечко  то
                вот, а яблочка нет… (достает огрызок) Ничего не понимаю…
                Это кто же  у Бабы  Яги яблочко съел? Ладно, ладно… справлюсь…
                Такое колдовство применю, вам и не снилось. Ни в одной сказке
                мира такого нет! Ни один злодей  заклинания не знает, только
                у бабуси Ягуси   свои  собственные «бокуганы» есть!
                Сейчас всю правду и  скажут!
Баба-Яга  высыпает на блюдо  несколько  «бокуганов» и начинает колдовать!
                - 6 -
Б а б а – Я г а. Ну вот, а я что говорила! «Бокуганы» - это сила!
                Портрет готов:  Звать Иван, годков достаточно, единственный сын,
                собой недурен, умом  безопасен, в общем совершенно не опасен.
                Хорошо, сейчас избушку закрою, ступу   отыщу и отправлюсь  за
                Иваном в погоню, пока   он  ничего не натворил. А царь-то хитер.
                Нашёл все-таки себе защитника. Ну,  я вам всем покажу!

Царский дворец. Появляется  шут.
Ш у т.  Входи, входи, Ванюша, располагайся. Как тебе наши царские хоромы?
И в а н.  Хоромы как хоромы, а царь-то где? Хоть одним глазком бы на него
               взглянуть.
Ш у т.  Увидишь ещё.
И в а н. Только одного  не пойму. Ты говорил, что Кощей город разрушил,
        людей истребил, а тут - дома  на месте, людей - море.  Улыбаются
        все…Обманул что ли?
Ш у т.  И не думал, Ваня. Ведь Кощей почитай месяц назад был, отстроились
             мы заново!
И в а н.  Ну, вы молодцы!  Сами справились. Тогда нечего мне у вас делать,
                отправлюсь туда, где помощь моя  нужнее всего.
Ш у т.  Некрасиво Ванюша, не поздоровавшись с государем  и уходить.
             Да и обед скоро. Откушаешь блюд царских да и пойдешь.
И в а н.  Откушать, конечно,  можно. Да и на настоящего царя взглянуть тоже
               любопытно. Только что-то  он  не торопится  с  богатырем русским
               встретиться.
Ш у т. Да здесь он, батюшка-царь, давно уже здесь…  (- говорит шут,    
            разворачивая одно из деревьев, которое превращается в трон!
             Шут снимает  клоунский колпак  и  надевает  на голову корону,
             повторяя,)  – Вот  я  сам и  пожаловал.
             ( И тут же становится важным и   напыщенным.)
И в а н. (хохочет) Ты?!!! Да, ладно… Хватит заливать. Смешно. И что сам царь
               тебе свою корону доверяет?  Дай-ка, я тоже  примерю.
Но  шут  быстро отводит его руку в сторону.
Ц а р ь.  Был, Иван,  шут, да весь вышел. (показывает ему портрет)
И в а н. (сравнивает)  Надо же и правда царь! Это ты здорово придумал
                шутом прикидываться. А зачем? Что царем, тоска зелёная?
               
                - 7 -
Ц а р ь.  (грозно) Ты говори, да не заговаривайся! Это для решения важных
                государственных дел.  Все узнать, про всех расспросить. Я никому
                кроме себя не доверяю. Ты знаешь, Ваня, ведь все стремятся
                обмануть, надуть, перехитрить. А так, знаешь где они у меня все
                находятся… ( и царь сжимает кулак перед носом Ивана)
И в а н.   Значит, так?!
Ц а р ь.  Значит – так.
И в а н.  Тогда, пойду я… только время потерял…  прощай царь… батюшка…
                Обманщик, ты оказывается… А я тебе поверил. Прощай!
Ц а р ь.  А никуда ты, Ванюша уже отсюда не выйдешь. (хлопает в ладоши)
               Эй, стража! Ворота закрыть! Ивана не выпускать!
И в а н.  Не выйду, говоришь, а вот посмотрим
Ц а р ь.  Поглядим.
И в а н.  Увидим.
Иван пытается   найти выход, но все двери  оказываются  закрытыми.
Ц а р ь. (радостно потирая руки) Ну что убедился, Ванюша?
И в а н.  Хорошо!  Что надо –то?
Ц а р ь.  Женись!
И в а н. (подскакивает)  Нашел дурака.
Ц а р ь.  Нашёл! Только  ещё ни один умный  не отказывался на царской
               дочери жениться, да полцарства получить впридачу.
И в а н.  Вот и ищи умного.
Ц а р ь.  А умные Ваня в сказку не ходят!  Как говорят: нормальные герои
               всегда идут в обход.
И в а н.  Не женюсь ни за что.  И царство мне твое не нужно!
Ц а р ь.  Без царства, говоришь, обойдешься? Это хорошо. Договорились.
               Царство – моё! Царевна – твоя!
И в а н.  Не договорились…
Ц а р ь. Ладно, Иван, открою тебе правду. Нужен ты мне, есть одно  дело…
              Не хочешь, бог с тобой – не женись. Царевну расколдуй только.
И в а н. Как это расколдуй?! Я что чародей что ли? Колдун? Этот как его… йог?
Ц а р ь. Ты, Иван – кто? Богатырь? Богатырь! Вот поэтому тебе с самой Бабой
               Ягой сразиться надо. Как заколдовала она дочку мою, так все
               несчастья  на нас и валятся. Сам же говоришь, что пришёл добрые
               дела делать… людям помогать… вот и помогай!
И в а н.  Заколдовала, говоришь? А что с царевной-то?
                - 8 -
Ц а р ь. У всех царей  дочки как дочки, а моя только знай себе злится да
               веселится.
И в а н. Веселится?! Так это здорово! Чего плакать-то… А может ты  опять
             обманываешь…  Не верю я тебе!
Ц а р ь.  Тут Ваня верь не верь, но у всех царей дочки как дочки… Вот в
               тридесятом – Несмеяна,   через дорогу – вообще плакса. Так все
               женихи туда и  стремятся развеселить красавиц.  Я  сначала подумал,
               что ты тоже в тридесятое за невестой отправился…
В это время забегает сердитая  царевна Анастасия.
Н а с т я. Папочка, наконец-то ты дома, мне просто срочно надо с тобой
             поговорить  (топает ногой) подарочков новых попросить… да ещё…
Ц а р ь.  Настя, Настя… Сколько раз говорил. Врываешься в  рабочий кабинет
               когда папа работает…  Хотя, знакомьтесь:  Ваня, Настя.
Н а с т я.  (угрожающе) Папочка, мне скучно, все разбежались, а ты обещал…
И в а н.  Здороваться, значит, нас не учили
Н а с т я.  А тебе какое дело? Мне вообще все можно.  Я – царская дочь!
И в а н.  А я – царский сын.
Ц а р ь.  (изумленно) Да ты что?!!!
Н а с т я.  Правда?!
И в а н. Нет, а  это важно!
Н а с т я.  Очень.  Поэтому отойди и не мешай мне с папочкой разговаривать…
И в а н.  А ты,  ваше величество,  точно уверен, что дочка заколдована, может
               просто не воспитана…
Ц а р ь. Да ты что, у неё же самые лучшие воспитатели и няньки!
              Заколдована, как есть заколдована.
Н а с т я.  (выносит подушки) Последний раз повторяю, отойди по-хорошему!
                Не мешай мне с папочкой  беседовать…
И в а н.  (улыбается) Да  пожалуйста… Держитесь ваше величество! .
И царевна начинает кидаться подушками в спешно уклоняющегося царя.
Н а с т я.  Где Бременские  музыканты? Где Кот в сапогах, где  Красная
                Шапочка,  наконец? Обещал концерт? Обещал!  Почему  в
                тридесятом царстве каждый день дискотека!!!
И в а н.  (ловит подушку) Вот это  здорово! Вот это по мне! Наконец-то
                нашлось дело и для моей богатырской силушки!
В это время одна из подушек  попадает в Ивана  и он отлетает к царю.

                - 9 -
И в а н.  А вы ваше величество говорили, что ваша дочка  очень   весёлая…
              Вы ничего не перепутали?
Ц а р ь.  А это она,  Иван, так веселится!
Н а с т я.  Веселится?!  Сейчас я вам покажу веселье!
И она продолжает  «бой». Наконец, Иван одной из подушек попадает в Царевну.
Н а с т я.  (возмущенно) Да как ты смеешь! Да папочка тебя сейчас казнит! Я…
И в а н.  Да знаю я кто ты, уже сто раз слышал…  (подходит ближе и тихо    
                спрашивает)  Устала  воевать-то?
Н а с т я.  (изумленно) устала…
И в а н. (подает ей яблоко) Бери… Матушка в дорогу собирала, а лучше
               наших яблочек ничего нет.
Н а с т я.  (пробует) И правда вкусно…
 Ц а р ь.   (отводит Ивана в сторону)  значит, Иван, договорились. Ты мне
                царевну расколдованную, я тебе дорогу в тридесятое к драконам!
                Всё как ты и хотел.
И в а н.  Значит  надо Бабу  Ягу найти… 
Ц а р ь.  А что искать-то, подойдешь к столетнему дубу, постучишь, она
               выскочит, там и  сразишься. 
И в а н.  Хорошо. Вот сразу и отправлюсь.
Н а с т я.  (умоляюще смотрит на  отца) Папочка, а я?!
Ц а р ь. (Насте) Ладно, ладно… (подводит царевну) Вот бери и иди!
                А то засиделась дома, пусть прогуляется!
Н а с т я. (визжит от восторга) Спасибо, папочка!  Наконец-то настоящее
                шоу начинается! Ура!
И в а н.  Как это бери и иди!  Сам же говорил, что опасно! Не куда-нибудь, к
                самой Бабе Яге дорога. Нет, мы так не договаривались…
                Мне девчонки не нужны.
Ц а р ь.  Тут понимаешь какое дело Иван -  без царевны колдовство не
                подействует. Так что отправляйтесь   вместе. 
И в а н.  Если только колдовство... Ладно, царь батюшка, шут ты этакий…
                к вечеру жди.
Ц а р ь. (оставшись один) Что только не сделаешь ради дочки любимой!
               Идите  голубки, идите…Да  и мне пора. Обед уже часа два как длится. 
Только поворачивается, как видит перед собой Бабу Ягу.

                - 10 -
Б а б а  Я г а.  Где?
Ц а р ь.  (непонимающе оглядывается) Что где?
Б а б а  Яга. Он!
Ц а р ь.  А-а-а…  Кто?
Б а б а  Яга. (угрожая)  Значит шутки будем шутить, прикидываться будем.
                Думал обхитрить меня. Где Иван -  я тебя спрашиваю?
Ц а р ь.  (заикаясь)  Так он это… в тридесятое отправился…
Б а б а   Я г а.  Зачем в тридесятое?
Ц а р ь.   С драконами биться, народ от Кощея спасать…
Б а б а  Яга.  В тридесятое значит  пошёл.
Ц а р ь.  Почему пошёл, поскакал…  он же богатырь, а богатыри пешком не
               ходят. Ты поэтому лети поскорее, глядишь,  к  вечеру нагонишь.
Б а б а   Яга.  Я конечно полечу, но если ты меня обманул – не сносить вам тут
                всем в тридевятом головы. Понятно! (и она  удаляется)
Царь поворачивает трон обратно, собираясь уходить.
Ц а р ь. (ворчливо) Не сносить, не сносить… Испугала.  Да почитай  уже лет
                десять на обмане только и держимся.  О чем это я… (вспоминая)
                а-а-а …обед…  Марфуша, накрывай уже, все дела переделаны,
                можно и отдохнуть.

На  поляне  появляются  Иван  и  Настя. 
Н а с т я.  (весело) Слушай, как  хорошо  в  лесу.
И в а н. (действуя, как  телохранитель) Хорошо-то, хорошо… но опасно!
Н а с т я. Так ты меня спасешь. Правда?
И в а н. Да конечно же, спасу… А в лесу и правда чудесно.
              Послушай, как птицы поют.
Н а с т я.  Подумаешь птицы,  они каждый день поют… всегда одинаково
И в а н.  Не скажи… Ты прислушайся… вот  пеночка трель выводит, послушай
                как нежно.. а вот дрозд… а это сам дятел тебя приветствует…
                слышишь  как  торжественно  марш играет.  Жаль только, что
                соловушка  на рассвете  петь будет.
Н а с т я. Какой соловушка.  Лучше всех пою я, вот послушай.
И Настя начинает  громко петь.
И в а н.  Тихо, тихо… лесная завирушка…
Н а с т я.  (возмущенно) Кто?! Да как ты смеешь!!! Да я… Да мой папа…
                Да мы с папой… Сам ты  завирушка!
                - 11 -
И в а н.  Да, тише говорю..  это птица запела… лесная завирушка  называется…
Н а с т я. Опять птица. Какая птица?! И вообще, я тут  в лесу главная!!!
                Я – царская дочь!  Я , если хочешь знать, первее  всех!
И в а н.  По глупости, может и первее. Такую птицу остановила.
Н а с т я.  Ах так… по  глупости…
Настя  берет шишки  и  кидает вверх.
Н а с т я.  Вот вам, вот вам! Улетайте быстрее.
И в а н.  Ты что же делаешь-то? Неужели не жаль?
Н а с т я. Жаль? (смеётся) А мне вообще ничего и никого не жаль.
                Подумаешь, птица какая-то… Их вон сколько летает.
И в а н. Значит,  если я сейчас вдруг ногу подверну или ещё что-нибудь
               случится, ты веселиться будешь.
Н а с т я. Конечно. Ты же так смешно ковылять будешь, что   без смеха и не
                взглянешь.
И в а н.  А царь-то прав был. Действительно  заколдована. Спешить надо.

В это время раздается  страшное звериное рычание.
Н а с т я.  (смотрит вверх)  Вот это птица.
И в а н.  Тихо.  Это  чудовище  какое-то …
Н а с т я. Чудо? Дай посмотреть, никогда не видела… ну хоть одним глазком…
Слышится шум и треск сучьев.
И в а н.  О боже мой, прячься говорю… биться  я буду. Видно сама Баба Яга.
               Пожаловала  старушка  и  стучать не пришлось.
Иван  быстро прячет царевну за дерево  и  поднимает с земли палку.
И в а н.  Выходи  Яга, биться  будем…
Слышится  опять грозное звериное рычание.
И в а н.  А ведь не Баба Яга это, поди сам Леший пожаловал!!!
Появляется  Леший.
Л е ш и й.  Пожаловал, пожаловал… Что богатырь, испугался…
И в а н.  Тебя, чудо-юдо поганое?!
Л е ш и й. Говори да не заговаривайся. Поганое? Что за слова ты говоришь?!
                Кто учил тебя?
И в а н. Сказки русские, да правда народнаяю
Л е ш и й. Тогда, Иван, ты и сам все знаешь: Кто ко мне в лес без спроса
                пожалует, тот свою голову здесь и сложит…
 
                - 12 -
И в а н.  Запугать меня хочешь, ну  берегись…  Сейчас ты сам пополам
               сложишься.  А может быть,  я тебя вообще вычту.
И Иван  начинает  бегать за Лешим.
Л е ш и й. (запыхавшись) Ваня, послушай, давай  мирно разойдемся...
                Я – тебе загадки, ты мне – ответы…
И в а н.  Что испугался?
Л е ш и й.  Испужался, да только  за тебя, Ванюша, за тебя…
                Да вот за подружку ещё твою  ненаглядную
Леший вытаскивает  из-за кустов радостно выглядывающую Настю.
И в а н.  Настя!
Н а с т я.  Помоги, Ванечка!
Л е ш и й. А я что говорил… Поэтому дубину свою  убери подальше.
                Если ты только шаг сделаешь, я её в лягушку превращу. Будет как в
                сказке:  Лягушка – царевна.
Н а с т я.  Не хочу в лягушку…
И в а н.  Ладно, ладно… (выкидывает палку) давай загадки…
 Л е ш и й. То-то же…  Отгадаешь три загадки, отдам тебе царевну, а не
                отгадаешь -  её в лягушку превращу, тебя в жабу поганую – будете
                сто лет  на болоте квакать.
И в а н.  Не пугай, ещё посмотрим кто из нас квакать будет…
Н а с т я.  Ой, Ваня, боюсь я…  Не справишься ты…
И в а н.  Не плачь, Настя, освобожу тебя скоро. Загадывай, говорю…
Л е ш и й.  Тихо, тихо…  слушай… Загадка первая…
    Иван  отгадывает загадки с помощью ребят.    
                И мне б хотелось, лёжа на печи
                Рубить дрова и трескать калачи,
                По миру путешествовать от скуки,
                Но не попалось мне волшебной щуки.
                Она досталась только одному
                И может быть, ты знаешь, Вань, кому?    (Емеля)               

                Болото - дом ее родной.
                К ней в гости ходит Водяной.   (Кикимора)

                Она, вообще-то не матрешка
                А дом её на курьих ножках.    (Баба – Яга)

                - 13 -
И в а н.   Ну, что мы отгадали все загадки. Отпускай царевну.
Л е ш и й.  Загадки  отгадали, верно!  Теперь  -  пой…
И в а н.  (не понимая) Что?
Л е ш и й.  Пой. (угрожая царевне))
Н а с т я.  Ванечка, что тебе стоит… Спой,  пожалуйста.
И в а н.  (сердясь) Спеть – с удовольствием…
Л е ш и й.   И не просто петь, ты ещё станцуй, Иван, а не то…
                (опять угрожает царевне)
И в а н.  Ещё и станцевать?! А не много ли  просишь?
Л е ш и й.  В самый раз. Повесели напоследок.
И в а н.  Дискотека, значит…
Л е ш и й.  Ага, угадал, Ванюша… шоу, лесное шоу… Танцуй, а не то скоро 
                квакать  будешь…
Иван  начинает петь и  танцуя поднимает  с земли палку.
Л е ш и й.  Это зачем?
И в а н.  А это новый танец такой. 
И со всей силы опускает  палку на голову Лешему.
И в а н.  Беги Настя, беги.
В это же самое  мгновение  Настя кидается к Лешему и снимает с него маску, перед Иваном опять оказывается  царь.
Н а с т я.  Папочка, папочка!
Ц а р ь.  Ква-ква-квак   ты  посмел!  Самого царя ква-ква-квак…
И в а н.  А говорил, что я буду квакать.  Что же ты ваше величество  за
              представление устраиваешь.  Сам  врешь, да и дочка твоя  тоже хороша -
              обманщица, завирушка лесная.
Н а с т я.  Не трогай папочку. Это он для меня старается.
Ц а р ь.  Что такого?   Скучно девочке стало. Решил  пошутить.
И в а н.  Пошутил?!
Ц а р ь.  А что, хорошие шуточки. Чем не понравились?
И в а н.  Теперь понимаю, почему все  ваше тридевятое стороной обходят… 
              Тут обман  на каждом шагу. 
Ц а р ь.  Не на каждом, Ваня. Я тебе и правду говорил…  иногда…
И в а н.  (машет рукой) Прощайте ваше величество  и  ваше высочество тоже.
Н а с т я.  Папа, задержи его, он мне  нравится.
И в а н.  Зато вы мне нет. Прощайте.
Ц а р ь.  Стой Иван, ты что же думал я тебе просто так дочь царскую доверил, да к
              Бабе Яге отправил… Глупец!
 И в а н.  Ничего я не думал, вы мне  надоели
В это время на поляне появляется Баба Яга, которую замечает царь и  совершенно не видит  Иван.
                - 14 -
Ц а р ь.  Иван, постой…
Иван останавливается и поворачивается к царю, за его спиной  - Баба  Яга.
Царь начинает подмигивать Ивану, Настя – падает в обморок.
И в а н.  Отлично играете. Хорошие актеры.  Вам и без меня весело.
             Только я все сказал – прощайте.
Он резко поворачивается и  видит перед собой Бабу Ягу.
И в а н.  Так ты, царь-батюшка, не один выступаешь, 
              у  вас тут видать дискотека-то по полной.
Б а б а  Яга. Это ты  о чем?!
И в а н.  Ни о чем.  Идите бабушка пляшите, там концерт  в полном разгаре.
Ц а р ь.  Ваня, Ваня. Спаси! Баба яга это – самая настоящая, Баба Яга.
              Не вру я Ваня.
И в а н.  Прощайте ваше величество.  Праздник удался.
Иван уходит с поляны.
Баба Яга  медленно подходит к царю  и очнувшейся царевне.
Б а б а  Я г а. Я тебя предупреждала, что если меня хоть раз обманешь – головы
                лишишься.
Ц а р ь.  Ага.
Б а б а  Я г а.  А ты,  старичок - лесовичок, думал, что я  тоже шучу,  что ли?
Н а с т я.  Папу не трогай, это я виновата.
Б а б а  Я г а.  И до тебя очередь дойдет, и до богатыря вашего тоже.
Н а с т я.  Ничего ты не сделаешь. Иван он знаешь какой, смелый!
                Он ради меня с чудищем готов был сразиться.
Б а б а  Я г а.  Вот и сразится… после…
Во время разговора она  привязывает царя с Настей к столетнему дубу.
Б а б а  Яга. Как ты там говорил, постучишь – выскочит.
                А я, милок,   без стука по своему желанию выхожу…
Ц а р ь.  Дочку отпусти. Она-то совершенно не причем.
Б а б а  Я г а. И не подумаю. Что ты там хотел -  квакать, вот через пять минут
            зелье будет готово, превратитесь в лягушек и будете квакать всю               
            оставшуюся жизнь. А царство я себе заберу, поскольку слова
            царского  ты не сдержал. Да ещё загадки про меня стал придумывать,
            то есть страх совсем потерял.  Ладно, пойду за отваром схожу, поди
             готов уже…  Брызну на вас и всё, на две лягушки станет больше. (уходит)
И в а н (возвращаясь). Я что подумал, может ты правду сказал…
           (видит царя с Настей) А теперь вижу – действительно не соврал.
И он быстро развязывает Настю и Царя.
Н а с т я.  Спасибо, Ванечка.
Ц а р ь.  Век буду тебе благодарен.
И в а н.  Не надо век – пообещай, что вот с этой самой минуты будешь только
             правду говорить.
Н а с т я.  Пообещай! И я пообещаю, что вредничать перестану, учиться буду.
                - 15 -
Ц а р ь.  Да я не против, Иван, только помоги, спаси!
И в а н.  Прячьтесь быстро. А я наконец-то с Бабой Ягой  встречусь.
Иван быстро надевает на себя шапку  лешего и  встает к дереву.
Появляется Баба  Яга.
Б а б а  Я г а. Вот и колдовское зелье. Так что  через несколько секунд  будешь 
                жить в болоте со своей  дорогой царевной. А где же она?
И Баба Яга медленно обходит дерево кругом, за ней по кругу тихо движется и Иван. Наконец, она возвращается на прежнее место ничего не понимая. Иван заглядывает ей через плечо.
И в а н.  Что никого? Сбежала да?
Баба Яга снимает с него маску.
Б а б а   Я г а.  Цирк устроил? Думаешь, что я в игрушки тут играю.
                Я и тебя изведу и все царство тридевятое  тоже.  Не зли меня, Ваня.
И в а н.  Это ты меня не зли. Придумала тоже – царство извести.
             Со мной сначала справься.
Б а б а  Я г а.  Ну что ж, ты первый начал. «Бокуганы» мои  вперед!
 И  она начинает кидать в Ивана шариками.
Иван  ловит  шарики  и  прячет в мешок. Потом убегая от Бабы  Яги случайно опрокидывает на неё зелье.
Б а б а  Яга. Ты что натворил?! Ты как посмел!!! Ква-ква-ква- кое коварство.
И она исчезает.
И в а н.  Прощай Через сто лет встретимся. 
Ц а р ь.  Молодец, Ванюша, молодец!
Н а с т я.  Так страшно мне ещё никогда не было. Я так переживала за тебя,
                плакала даже.
И в а н.  И не смеялась… 
Ц а р ь.  Что ты, что ты – правда плакала первый раз в жизни…
И в а н.  Ну вот теперь и к вам женихи  поедут, царевну веселить.
Н а с т я.  (смущается)  Не нужны мне женихи разные. Мне ты, Ванечка, по сердцу. 
                И птицы петь начали. Вот послушай только…. Пеночка, зарянка…
                А это кто? Так поёт, что сердце замирает.
И в а н.  А вот это соловей и есть.
Иван подходит к Насте, заглядывает ей в глаза и  они вместе слушают пение соловья, которое  вдруг резко прерывается кваканьем лягушек.
И в а н.  А вот и Баба  Яга голос подала…
Ц а р ь.  Ничего ей, теперь тоже наука… пусть посидит  на болоте за все свои
               злодеяния.
И в а н.  Тебе ваше величество тоже наука…
Слышится  голос «Ау, Ау»
На поляне появляется Марфа.
                - 16 -
М а р ф а.  Наконец-то я вас нашла. Да что же это такое. Время уже позднее,
                а они по лесу гуляют без всякой царской охраны.
Н а с т я.  А нам, Марфуша, теперь совсем не страшно… нас Ванечка охраняет.
М а р ф а.  Ванечка? И что же, Баба  Яга позволила?
Ц а р ь. Да, Марфуша, позволила. Она  почитай лет сто теперь позволять
               будет, а там глядишь да и исправится.
М а р ф а.  Ну спасибо Иван, что нас от бабы яги избавил. Глядишь, теперь 
                женихи  и к нам заглядывать будут.
Н а с т я. А мне, Марфуша,  женихи уже ни к чему. У меня свой есть – Иваном
                зовут. Вот он, знакомься. От Бабы  Яги нас спас и заклятие снял от
                обмана и зла.
М а р ф а (кланяется Ивану).  Спасибо, богатырь русский.
И в а н.  Не для себя, для людей старался.
Ц а р ь.  (тихо) Ну что Иван, как договаривались, царство – моё,
                царевна – твоя.
И в а н.  Да мне царство, вроде, как и ни к чему.  Будем с Настей по миру
               путешествовать, людям помогать, добро делать.
                Если только ты согласна… 
Н а с т я.  Да я с тобой хоть на край света.
Ц а р ь.  Ну вот и ладно.  А как до края дойдете  и  назад  возвращайтесь.
                Дом для вас всегда открыт.  А пока  веселым мирком да за свадебку.
                Дня через три и  устроим.
М а р ф а. (спохватывается) Это ж надо -  свадьба  скоро, жених красавец,
                а она опять не умыта, не причесана. Быстро домой, быстро.
                Как же все успеть-то.
Н а с т я.  Идем, Марфуша.  Мы управимся, всё успеем.
                Теперь у нас все будет…
В с е .   хорошо!
Ц а р ь. Чего и вам собственно желаем!



                Январь  2011.


Рецензии