Заявление об уходе - 2

                Елена   Венедиктова
                ЗАЯВЛЕНИЕ  ОБ УХОДЕ – 2 
Действующие лица:
Вадим
Ольга
Екатерина  Сергеевна,  мама Ольги
Татьяна
Утро.  Слышится лёгкая музыка. Ольга  готовит завтрак, накрывает на стол. Вадим  ещё с зубной щёткой, и пеной для бритья.
О л ь г а. (спокойно)  Ты меня совсем не понимаешь.
В а д и м. (издалека)  Ты о чем?
О л ь г а.   Обо  всем!
В а д и м.  А можно конкретнее?
О  л ь г а.  Я и так конкретно, ты просто не хочешь меня слушать. 
В а д и м. (проходя мимо)  Хорошо, слушаю …  и что в итоге  я должен понять?
 О л ь г а.  Я  одна, я  все время одна…  Ты постоянно  занят, тебе даже               
                некогда позвонить.  Только что это за работа, когда нельзя и пяти
                минут уделить своей девушке. Ты что сталевар, кузнец, шахтер?
                Следователь, в конце концов!
В а д и м.  Насмотрелась  сериалов?
О л ь г а.  (обескуражено) А при чем здесь сериалы?
В а д и м.  При  том.  Показывают массу кукольных  мальчиков, вместо работы
                названивающих  своим…
О л ь г а.  Что остановился?  Договаривай…  Кому же? Кому они названивают? 
                Может, и я наконец узнаю своё истинное  лицо?!
В а д и м.  Не буду.  Привязываешься к каждому слову.
О л ь г а.  А ты?  Год  назад в Париже кольцо и предложение, цветы  и 
                страсть.  А сейчас?  Где все это сейчас?
В а  д и м.  Девочка моя, Париж – это сказка, но сказки заканчиваются…
                Сними розовые очки, вернись в реальность… хотя бы на кухню… 
О л ь г а.   Борщ!!!  Опять борщ!
В а д и м. Да, я люблю борщ! Что в этом такого! Я нормальный русский
                мужик!
О л ь г а.  Да ничего в этом такого нет, просто о  том, что ты нормальный
                русский мужик, ты вспоминаешь, только на кухне…
                - 2 -
В а д и м.  Началось…
О  л ь г а.  Давно началось.  Правильно мне мама говорила…
Вадим садится за стол. Ольга  придвигает  бутерброды и  наливает  кофе, присаживаясь рядом.
В а д и м. (целуя Ольгу) Ну, и что же говорила наша мама…
О л ь г а. (берёт со стола листок и читает)  То что ты тиран, изувер  и 
                старый развратник. И ещё, что мне надо бежать от тебя со всех ног.
                Хотя, здесь я, пожалуй, с автором не соглашусь. Мне не нравится
                слово развратник.
В а д  и м. Я бы скорее всего уговорил автора убрать слово «старый»… 
О л ь г а. (смеётся) Я тебя обожаю!
В а д и м.   И  я тебя,  родная.  Спасибо за кофе, очень вкусный.
О  л ь г а. Завтра будет такой же.
В а д и м.  Договорились.  И как я  сегодня?
О л ь г а.  Ты просто молодец!  И  совсем не подсматривал  в текст.
               Кстати  и я   тоже. Так что ещё парочка  спектаклей  и я устроюсь к
                вам   суфлером.
В а д и м.  Ты тоже умница, сегодня прямо с эмоциями. Но суфлер из тебя
                не получится. В середине ты сразу  перескочила на  маму и  забыла 
                пару реплик.
О л ь г а.  Не может быть.   (берёт листы,  перелистывает) 
О л ь г а.  А… точно, пропустила.  О том  как я бедная вбиваю гвозди,
                передвигаю  мебель  и …
В а д и м.  Ждёшь меня  ночами напролёт…
О л ь г а. (вызывающе) Жду!!! А как же, ведь по сценарию – я верная и
                терпеливая, но мне  кажется не очень умная. А вообще,  пьеса так
                себе. Я думаю, что зритель хочет от театра  веселья, радости и 
                ощущения чуда. Праздника для души, в конце концов лёгкой
                грусти.    А тут сплошной развод…  Зачем смотреть на то, что
                встречается на каждом шагу. Грустно.
                (и позитивно)  Но в конце любовь  все-таки  побеждает.
В а д и м. (восхищенно) Ты знаешь, это очень непредсказуемый финал. 
                Грандиозно! Как такое могло  прийти в голову.
                Любовь – и вдруг  побеждает! Фантастика! 
                (смотрит на часы)  Оль, уже опаздываю! Бегу!
О л ь г а.  А  ты сегодня пораньше?
                - 3 -
В а д и м.  Сразу после репетиции на радио, потом ещё одна репетиция и 
                домой.  Слушай, а давай  вечером  в кино сходим, или в
                ресторан…
О л ь г а.  Давай, давно не были. А когда спектакль?
В а д и м.  Ставят на  восемнадцатое, но прогон уже  через неделю.   
                Придёшь?
О л ь г а.  Не знаю,  я буду волноваться, ты будешь волноваться… 
                Посмотрим…
В а д и м.  Никаких не знаю. Обязательно придёшь!  Это я тебе как муж
                говорю. И вообще, Сомова устраивает истерику за истерикой….
                Вдруг  на премьере  у неё нервы сдадут, тогда играть придется
                тебе, тем более ты роль уже лучше неё знаешь…
О л ь г а.  А мне кажется, что она из-за тебя расстраивается… может она все
                ещё тебя любит? А?
В а д и м.  А вот это меня  уже не касается…  Я уже тебя люблю!
                Ладно,  целую. Бегу.
О  л ь г а. (спохватываясь)  Вадим, я совершенно забыла сказать, что мама
                собиралась к нам  заехать. Она утром звонила.
В а д и м.  (на бегу) Вот и отлично.  Не будешь скучать.  А вечером, как
                договорились, куда-нибудь выберемся. Все, пока-пока… (уходит)
О л ь г а.  (улыбаясь) Пока-пока, тиран…
Ольга делает музыку погромче и  подпевая известной певице весело скачет по комнате. 
 О л ь г а.  Ладно, сейчас  все уберу и даже ещё  успею в магазин…
Последние слова Ольга договаривает, удивленно взирая на  входящего Вадима с вещами, он ставит чемоданы, артистично держит паузу, потом разводит руками  и  молча выходит,  через некоторое время он заносит сумки,  из-за его спины  появляется довольное лицо Олиной мамы, Екатерины Сергеевны. Она тоже с сумками.
О л ь г а.  (улыбаясь) Мама, но ты сказала, что будешь только вечером.   
                Я  даже приготовить ничего не успела.
М а м а.  Олечка, девочка, моя. Я решила, чем раньше, тем лучше. А тут
                Вадим, какое счастье, только выбралась из такси и он из подъезда
                выходит (Вадим в это время переносит чемоданы и сумки) 
                Увидел меня – обрадовался. «Мы, - говорит,- только что С Олечкой
                про вас говорили.  Как мы рада, как рады!»
                - 4 -
Во время этого монолога Ольга вопросительно смотрит на Вадима и тот утвердительно машет головой, ему весело и похоже, что ситуация его забавляет. 
М а м а.  И вот я здесь, иди же, ребёнок, я тебя обниму.
В а д и м.  И меня тоже, потому что я уже опаздываю и убегаю.
М а м а.  И тебя детка, обязательно! Как я за вами скучаю.
В а д и м.  Ой, Екатерина Сергеевна, мы тоже. (ещё раз целует Ольгу)
                До вечера, дамы. Не скучайте. Я скоро.
Мама. (кокетливо) До вечера, сударь… Мы вас ждём.
Вадим уходит, Екатерина Сергеевна  начинает  по-деловому осматриваться.
Замечает  афиши и  несколько секунд с удовольствием смотрит на изображение  зятя.  Ольга предлагает маме кофе. Та присаживается к столу.
М а м а.  Люблю твоего Вадима, интеллигентный, с чувством юмора, принц
                просто. Как вы встретились, ума не приложу. Вы такие разные.
                А сколько сплетен, слухов, нелепостей… Хотя, как женщина
                женщине, скажу -  стоило потерять  работу из-за такого красавца…
О л ь г а.  Мама, мы об этом уже сто раз говорили.  Мы с Вадимом просто
                оказались нужны друг другу. Дело совсем не в красоте.
                Главное – душевные качества, любовь – как уважение и понимание
М а м а.   А я  о чем… Судьба, она и есть судьба.
О л ь г а.   Давай про тебя.  Что-то  случилось? Зачем столько вещей?
М а м а.  Я ведь тебе говорила, что у меня ремонт.  Поживу у вас  недельку.
                Ты же знаешь,  у меня аллергия на краску.  А что, вы против?
О л ь г а. Нет, конечно. Живи  сколько хочешь.  Значит, устраивайся,  отдыхай,
                я быстренько в магазин, а потом наговоримся. Договорились?
М а м а. Не волнуйся. У меня в планах хорошо отдохнуть и отоспаться,
                поэтому можешь спокойно гулять где хочешь, сколько хочешь и с
                кем хочешь…
О л ь г а.  (укоризненно) Мама….
М а м а.  У тебя никогда не было чувства юмора. Все принимаешь за чистую
                монету. Мама  говорит в хорошем смысле этого слова. У тебя
                отпуск, а ты дома.  На улице отличная погода. Гуляй! Сходи в парк.
О л ь г а. За меня не волнуйся, мы с Вадимом сегодня вечером  пойдем
                веселиться.
М а м а.  Ну вот и слава богу. А теперь беги и ни о чем не беспокойся.
                Я что-нибудь приготовлю.
                - 5 -
Ольга убирает  со стола листы пьесы и вспоминая утренний «диалог» с улыбкой произносит:
О л ь г а.  А   борщ?
М а м а.  А как же!  Пельмени, пирог и  обязательно борщ.
О л ь г а.  Вадим будет рад, он любит твою стряпню.
М а м а.  Надеюсь, что это правда.
Ольга  целует  маму и уходит...

После ухода Ольги  Екатерина  Сергеевна  пытается   заняться  йогой, но через некоторое время раздается звонок  и  в  квартиру врывается  Татьяна, в последнее время работающая в театральном буфете.
Т а н я.  Катерина  Сергеевна,   с приездом. 
М а м а. Спасибо, Танюша. Проходи быстренько.
Т а н я.  Как только вы позвонили,  я сразу же  и прилетела.  Что случилось-то?
М а м а.  Беда, Таня,  не в том что что-то случилось, а в том что ничего не
                случилось! Поняла?!
Т а н я.  Не поняла.
М а м а.  Садись, сейчас поймешь.  (приносит чай и булочки)
                Вот сколько мы с тобой знакомы?
Т а н я.  (все ещё не понимая происходящего)  Полгода…
М а м а. (утвердительно)  Вот!  А Вадим с Олей?
Т а н я.  (уже заинтересованно)   Полгода.
М а м а.  ( с надеждой) … и-и-и?
Т а н я.   Катерина Сергеевна, вот ей богу ничего не понимаю!!!
М а м а. (расстроенно)   Господи Таня, все так просто, я не слышу вальс
                Мендельсона…
Т а н я.  Не слышите?!  Горе-то какое... (старается говорить погромче)
               Так надо к врачу срочно. Может  операция  нужна, уколы ….
                А Оля уже знает?
М а м а.  Не кричи, я - не глухая. Я не слышу не в прямом, а в переносном
                смысле.
Т а н я.  А-а -а…  Понятно,  а то я  испугалась.  Тогда ладно, если все здоровы.   
                И что вы не переносите сегодня?
М а м а.  Затянувшееся ожидание… «Благослови мама, мы женимся.»
                Я всем рассказала, гостей  наприглашала,  соседки ждут,  и вот уже
                полгода как ничего не происходит. 
                - 6 -
Т а н я. Так они вместе, вроде все в порядке.
М а м а. А чтобы ещё лучше было мы с тобой Танюша, должны их
                подтолкнуть что ли к этому шагу, намекнуть как-то, но секретно…
Т а н я.  Так значит  операция   всё - таки будет?
М а м а.  Ты о чем, Татьяна, какая операция? Что за напасть?
Т а н я.  Как в кино, Екатерина  Сергеевна… Операция  под  кодовым
               названием «Свадьба», Детектив с элементами мелодрамы.
М а м а.  Смешно, да? А вот мне совсем не до смеха.
                Вот и прошу твоей   помощи.  Я буду здесь меры принимать,
                а ты там в театре… помути   немножко…
Т а н я. Выезд на встречную, Катерина Сергеевна,  здесь штрафом не
              отделаешься, здесь  уже изъятие.
М а м а.  Я вот тебя,  Татьяна,  иногда плохо понимаю,  куда ты выезжаешь?
Т а н я.  Не я выезжаю,  а вы…  Движение по чужой полосе  чревато…
М а м а.  По-русски, Татьяна, по-русски…  Какое движение?
Т а н я.   Я и так по-русски.  В автошколу я пошла.  Думаю,  новую жизнь себе
                устроить…  Вот закончу, получу права,  сяду и поеду куда захочу,
                хоть налево, хоть направо…
М а м а.   А сначала-то все-таки налево, а Танюша?!
Т а н я.  Да,  я  не против налево, но инструктор когда  меня видит, бледнеет и
              заикается как-то сразу.  Я сначала подумала, что чувства у него ко
              мне,  а потом поняла – боится.  Я ведь женщина непредсказуемая, у
              меня свои  правила…  Мне и на дороге простор нужен.
М а м а.  Вот, поэтому я сразу о тебе подумала. Помогай, Таня, а то нервы
                у меня уже на пределе  (у  Екатерины Сергеевны появляются 
                слёзы и она стареет прямо на глазах)  Ведь одна у меня девочка,
                хочется и на свадьбе погулять и внуков понянчить…
Т а н я.  Так, может вам заболеть, очень даже правдоподобно получается.
               На жалость надавите и результат  получите.
М а м а.   Пробовала уже. (меняется и бодрой походкой подходит к столу)
                Не  поверят.  Тут интрига нужна.
Т а н я.  Ладно, Катерина Сергевна, я ведь тоже за любовь. Что делать-то?
М а м а.  Аккуратно намекнуть Вадиму, что ты Ольгу с каким - то
                одноклассником видела.  Женихи одноклассников всегда боятся и
                вот тут у меня две записки, которые она мне писала. Тихонько
                подкинешь Вадиму, пока он на репетиции.  Что тут трудного-то?
                - 7 -
Екатерина Сергеевна подает Татьяне  листы бумаги. Татьяна начинает читать:
Т а н я. «Мамочка, не волнуйся, буду поздно, у меня важное собрание.»
                (удивленно продолжает  дальше) «Мамусик,  не беспокойся,  я в
                кино, буду поздно, меня проводят. Целую…»
                Не поняла? А  «мамусик»  тут при чем?
М а м а. Господи, Таня, вот так отрежем слово  «мамочка» и автоматически
                превратим  записку мамочке  в письмо к Вадиму.
Т а н я.  Автоматически,  это письмо  может  привести Вадима в места не 
               столь    отдаленные.
М а м а. Бог с тобой, Танечка, о чем ты говоришь?! Какие места?
                Так, ревность немного взыграет и он сразу же Оленьку в Загс и
                поведет.
Т а н я. (неуверенно)  Сомневаюсь я…  артисты  ведь люди вспыльчивые…
                А Вадим Михалыч -  просто талантище!!!  Чуть  что -  сразу
                взрывается… Без детонатора!    Так что, собрание тут точно не
                прокатит.
М а м а. Ладно, собрание пока отложим на будущее, а в  кино, я думаю, 
                ничего страшного нет. И тем более, если он вздумает, прости
                господи, финальную сцену из «Отелло» сыграть, я сразу же возьму
                все на себя. Но думаю, что до этого не дойдет. Не то время…
Т а н я. (уже соглашаясь)  Ольга знает?
М а м а.  Ты что?!!!  Никогда и ни за что!
Т а н я.  Хорошо! Надеюсь, что вы – дама с опытом и все пройдет без
              последствий.
Екатерина Сергеевна  достает вино и бокалы.
М а м а.  Тогда, за любовь, Танечка!
Т а н я.   Мне конечно  уже на работу пора бежать, но за любовь я всегда
               готова!  (поднимает бокал)  За любовь, Катерина Сергеевна!
М а м а.  И за счастливый  финал, как ты говоришь, нашей операции!
Т а н я.  Я убегаю, надо успеть… Вот записка.  Всё на месте. Спешу, боюсь
              опоздать.  Я ведь теперь по правилам хожу.
М а м а.  Пока, Танечка, звони… удачи тебе  с машиной твоей.
Т а н я. (убегая)  … с инструктором,  с инструктором…
М а м а.  (повторяясь)  Вот и славно… (поднимает бокал)  За победу! 
                Я буду не я, если через две недели  заявление не  будет подано.
И   торжественно  выходит из комнаты.
                - 8 -
Ночь. Тихо  открывается дверь и  в квартиру  на цыпочках заходят Вадим и  Ольга.  В темноте они  пытаются без шума добраться  до кухни, но то и дело наступают друг другу на ноги и сталкиваются с мебелью.
О л ь г а.  (весело)  Тише, маму разбудим.
В а д и м.   Не разбудим. Два часа ночи. Думаю, что она  уже крепко спит.
О л ь г а.  Слушай, это так здорово, что ты затащил меня в этот кантри-
               кабачок. Как ты узнал, что у нас есть такой ресторанчик? Чудо какое!
В а д и м.  На прошлой неделе снимали рекламу, мне очень понравилось ,
                вот и  решил, что обязательно с тобой посидим,  как будет время.
О л ь г а.   А давай там премьеру отметим, ребят позовем.
В а д и м.  Обязательно!  Завтра поговорю с Димкой.
О л ь г а.  Слушай, а как смешно танцевал этот, как его, Джон!  Мне даже
                показалось, что мы с тобой оказались  на ранчо в начале 19 века.
В а д и м.  (начиная игру) Нет, бэби! Тебе не показалось! 
Он включает магнитофон  и,  как только начинает звучать музыка в стиле кантри,  продолжает начатую беседу  хриплым голосом:
В а д и м.  I'm a cowboy!  (Я ковбой!)  Я наблюдал за тобой, крошка.
                Тебе понравился толстый и лысый  Джон? Ты не сводила с него глаз?
О л ь г а.  (включаясь)  Нет, мистер, я весь вечер не отрывала взгляд от вашего
                прекрасного и мужественного лица, но ужасный Джон сказал, что
                убьет любого, кто прикоснется  ко мне.  Мне страшно.
В а д и м.   Оh baby, relax it's my problem!   
                (Расслабься, крошка-это мои   проблемы!) 
                Плесни-ка  лучше виски  и  увидишь, как  я буду неотразим.
О л ь г а.  Виски?!!! Да, вы мистер едва стоите на ногах, как же вы будете
                побеждать ужасного Джона.
В а д и м. Кто?!!! Я?!!! Да я  стреляю  получше  любого   в  техасской
                долине (запинается  о стул)  What a shit!  (Что за дерьмо!)
О л ь г а.  О, да вы трусите, мистер… ?
В а д и м.  Билл …  Вы должны  были слышать обо мне!  Вся Америка знает
                меня, как  Дикого  Билла, красотка. Мной пугают (запинается и
                произносит  первое, что приходит на ум)  детей  и   мелких
                ботаников.
О л ь г а.  О-о-о!!!  (страстно)   И на сколько же вы дикий, мистер  Билл?
В а д и м.   Ты хочешь это узнать, крошка?!!!  Я не разочарую тебя!
И Вадим исполняет безумный  номер  в стиле кантри. 
                - 9 -
Ольга весело смеётся   и    протягивает  ему  маленький фонарик.
О л ь г а.   If you take a gun-just shoot! 
                (Если берешь оружие - стреляй, не болтай!)
В а д и м.  (удивленно и многозначительно)  М-м-м…
О л ь г а.   А ты как думал?  Что ж, Дикий Билл, это твой последний шанс.
В а д и м.  И я использую его.  Эй, Джон!!!  Я найду тебя,  грязная свинья! Вадим  устраивает целый спектакль  в стиле техасской  перестрелки.
Ольга с удовольствием  подыгрывает ему. Они настолько азартны, что забывают про  «гостью».  В  разгар  «стрельбы» на кухне  появляется  «тёща»  в пижаме  и   бигудях. Вадим, увлеченный игрой,   в темноте приближается к ней, и   произнося фразу  «Прощайся с жизнью, пощады не будет» , внезапно  включает фонарик.  В это же время раздается  крик смертельно перепуганной Екатерины Сергеевны, которая  начинает медленно опускаться  на пол.
О л ь г а. (испуганно) Вадим!!!  Мама!!!
В а д и м.  Валерьянку быстро!
Ольга  начинает в суматохе искать  сердечные капли, потом  стакан, воду и, наконец,  быстро   капает  лекарство. В это же время, Вадим  пытался  усадить перепуганную  маму  в  кресло и успокоить.
В а д и м. Екатерина Сергеевна, извините пожалуйста, думал, что вы спите,
                увлекся.
О л ь г а.  Мама, мы думали что ты спишь уже.
М а м а.  (приходя в себя)  А что это было?
В а д и м.  Репетиция. Завтра спектакль, вот и решил вспомнить роль.
М а м а.  А?
В а д и м. (успокаивая)  А у меня работа такая.  Мне постоянно надо работать
                над  собой.
М а м а.  (жалобно) Работать?
В а д и м .  А как же! У нас ведь  в профессии совершенно нет выходных.
                Постоянно репетируем, наблюдаем, учим текст.
М а м а.  Постоянно репетируете?
В а д и м.  Не то слово!  Каждый день, каждый час.  (увлекаясь) Да если 
                бы вы только знали, что приходится  делать актеру, чтобы
                достоверно  сыграть. Это только кажется, что все легко и просто.   
Тут  Вадим наконец замечает взгляд  Ольги и вовремя останавливается.

                - 10 -
О л ь г а. (наконец-то приходит на помощь)  Мамочка, Вадим ищет образы,
                учит роль… Просто, мы не ожидали… что ты проснешься…
М а м а.  Скажи честно, мама мы забыли, что ты у нас в гостях.
В а д и м.  Да вы что, Екатерина Сергеевна!
                А борщ в кастрюле, а пироги в вазах!
М а м а.   Вам, правда,  понравилось?
В а д и м  и О л ь г а.  (одновременно)  Очень!
М а м а.  Тогда я пойду, пожалуй.
О л ь г а.  Я провожу тебя.
М а м а.  Не надо, я так за водой зашла.
                (замечает, что  в руках стакан с каплями)
                А вот и вода. Спокойной ночи, дети.
О л ь г а.  Мамочка, пойдем… Я тебя уложу, постараешься успокоиться и
                заснуть. (Вадиму) Я скоро.
Вадим остается один. Ему смешно, но он не знает как себя вести и поэтому   держит  театральную паузу, наливая вино и  ожидая Ольгу. «Ну как?» - тихо произносит он, когда Ольга  входит в комнату. 
О л ь г а. (пытается сохранить серьезность)  Все нормально.
                Успокоилась и сказала, что  у тебя есть определенный талант.
В а д и м.  Так и сказала?! Большей награды мне не надо.
                Я – горд!   Скажу  больше: я страшно  взволнован!
«Мама тоже… страшно… » - добавляет Ольга и они, уже не сдерживаясь, весело  хохочут, удаляясь спать. 
В а д и м.  (уходя) Зато я теперь точно знаю, где мы проведем наше   
                свадебное путешествие.
 И в один голос  с Ольгой произносит: «Техасс»

Утро.  Появляется  Екатерина Сергеевна в уже знакомой пижаме,  обмотав полотенцем голову.  За ней  выходит Татьяна. Они продолжают начатый разговор.
М а м а. (печально)   Танечка, я даже не догадывалась насколько всё плохо.
Т а н я.  Может, вам показалось?  Как-то не верится во всё это!
М а м а.   Если бы я не слышала это сама, то ни за что бы не поверила.
                Бедная девочка, она все от меня скрывает, они ругались целое утро,
                я даже боялась выйти из комнаты.
Т а н я.  На вас это совсем не похоже

                - 11 -
М а м а.  Ты меня совсем не знаешь, тем более Вадим временами такой
                непредсказуемый.  Постоянно  возмущен в последнее время.
Т а н я.  И что его выводит из себя?
М а м а.  Ты не поверишь – борщ! Вернее, его отсутствие. 
Т а н я.  Борщ?!!!
М а м а.  Я сама удивлена не меньше. Целая кастрюля, а ему мало.
                Девочка моя о том, как  одинока; про то, что он все время на работе,
                но он совершенно не хочет ничего слышать.
Т а н я.  И что, сильно кричали?
М а м а.  Нет, Олечка все время переходила на шёпот, видно беспокоилась
                обо мне, она все время  за меня волнуется и переживает. Поэтому,
                мне было трудно уловить тему, но  я не ожидала даже, что Вадим
                такой меркантильный
Т а н я.  Вадим, меркантильный?!!!  Да, бросьте.
М а м а.  Да, да, да,  не удивляйся.  Оля  ему  про Париж, любовь, страсть,
                а он все переводит на кухню.  Я,  конечно, понимаю про путь к
                сердцу мужчины, но не до такой же степени.                               
Т а н я.  А что делать-то,  я записку уже подкинула… Всё отменяется?
М а м а.  Нет, все остается, как придумали, только финал будет печальным.
Т а н я.  А как же Оля? Вы  говорили с ней?
М а м а.  Ты что?!!! Она влюблена как кошка… Скоро  появится и мы с тобой
                только намекнем, а дальше все пойдет своим чередом.
Т а н я.  Двойной обгон, Катерина Сергеевна.  Манёвр опасный.
М а м а.  Танечка, бросьте свой автомобильный жаргон, это жизнь,
                а не дорога!
Т а н я.  Вот именно, что жизнь.
М а м а.  Ничего не хочу слышать. Если дело касается моего ребенка, для
                меня не существует  морали.
Т а н я.  Вот я и инструктору также говорю, про мораль,  а он  упирается.
                Никогда бы не подумала, что по дорогам ездят высоконравственные
               эстеты. Но  Вадим-то, как мог! Ольга просто святая, жить с таким
               монстром и никому ни словом, ни взглядом…  Ужас! Да я бы…
И Татьяна энергично взмахивает кулаком.
М а м а.  Тогда ты меня понимаешь?  Тихо Оля идет,

                - 12 -
И они, как ни в чем не бывало,  начинают пить чай и вести прерванную беседу, делая вид,  что совершенно не замечают входящую  Ольгу.               
О л ь г а. (весело) Привет, девочки! Я тут принесла много чего вкусненького.               
                Как дела? Мамуля, как себя  чувствуешь?
Таня хочет поздороваться, но Екатерина Сергеевна  незаметно дергает её за руку и опять усаживает за стол.
М а м а.  (как ни в чем небывало)  И что, Танечка, ты думаешь у него кто-то
                есть?
Т а н я.  (неуверенно) Да я бы не сказала, но Сомова на каждой репетиции 
               устраивает атаки.
М а м а.  А  он?
Т а н я.  Поддается потихоньку, вчера говорят,  их видели в кафе, а сегодня 
              они опять вроде бы куда-то собирались пойти.
М а м а.  Не знаю, Танечка, как Оле сказать …
О л ь г а.  (резко) Что сказать Оле?
М а м а.  (вздрагивая от неожиданности) Ой, Танечка, вот и Оля пришла.
                А что сказать? Да ничего особенного, булочки у тебя очень вкусные 
                получились. Вот, Танюша  хотела рецепт  взять, а  я  и не знаю – это
                же твой секрет.
Т а н я.  Здравствуй, Олечка. Правда, очень вкусно.
О л ь г а. Рецепт?   Сейчас посмотрю, где-то журнал был. Ничего сложного,
                быстро и  просто.  (и выходит из комнаты)
Т а н я.  (тихо) Думаете, поняла?
М а м а.  Не думаю - уверена.  Я свою дочь знаю.  Мой характер.
Т а н я.  Все же мне кажется, что это жестоко.
М а м а.  Да, может быть, но она мне потом ещё спасибо скажет.
Появляется Ольга,  растерянно подает Тане журнал.
О л ь г а.   Там, на последней странице что- ли.
Т а н я.  Спасибо, я для своего инструктора сюрприз приготовлю.
               Вот  как принесу булочки… Если нет комплиментов по поводу
                вождения, появятся после кормления.  По-моему отличная  идея.
О л ь г а.  Ты ему ещё спой, ты замечательно поешь. Никто не устоит.
Т а н я.  Точно, а я и забыла. Держусь за руль со всей силы, боюсь лишнее
             движение  сделать, а петь –то кто мне мешает? Правильно! Никто!
             Молодец,  Ольга. Вот только репертуар подберу. Булочки, да ещё
             песня…    это же пострашнее  любого гаишника.
                - 13 -
М а м а.  Вот видишь, Танечка, одна голова хорошо, а две….  (поворачиваясь 
             к Оле как ни в чем не бывало)  А что, Олечка,  Вадимка ещё не звонил?
О л ь г а.  Нет ещё, у него  репетиция.  Мы  собираемся  днем в парке
                встретиться, Вадим  позвонит,  как  освободится. А что?
М а м а.  Да просто так. Позвонит и позвонит,  и хорошо. Он в последнее
                время много  работает, да и тебе развеяться надо.
И в это время раздается звонок. Оля подходит к телефону и  разговаривает  с Вадимом,  заметно нервничая.
О л ь г а.  Привет! Да нет, все хорошо. Не сможем встретиться? А почему?
                Димка попросил заменить его в «Трёх толстяках»?  А что с ним?
                Что-то серьёзное? Ладно. Хорошо, схожу в кино. Как скажешь.
                Нет, не расстроилась.  Уже зовут? Я поняла, иди, иди. Пока.
                Тоже целую.
М а м а.  Что-то случилось?
О л ь г а. (бодро)  Ничего не случилось. У Димки  прилетает  сестра и он
                умчался в аэропорт.  Вадим остается в театре до вечера,
                но  я все равно пойду гулять. (и быстро выходит из комнаты)
М а м а.  Ну что теперь скажешь, Таня?
Т а н я.  А что говорить-то?  «Три толстяка» сегодня  пять. Он не обманывает.
М а м а.  Я не о том. Ты чувствуешь, как сухо он с ней разговаривает:
              «Встретиться не можем. Иди в кино. Я занят. Пока.»
               Бедная девочка, она так страдает. Поэтому все что делаем – всё
               правильно.  Не заслужили мы  такого к себе отношения. Не 
               заслужили! А раз так, то месть наша будет ужасна, как в кино.
               Иди в театр, расскажи Вадиму, что была у нас и видела как Ольга в
                кино собиралась с одноклассником, случайно проходившим мимо
                с букетом цветов.  А я  на выставку  кошек загляну, соседка звонила,
                говорит что её Барсик фурор произвел.  Сегодня медаль вручать
               будут.  Если своих радостей нет, пойду  хоть  на чужие полюбуюсь.
Т а н я.  Ну, и  я пошла? (повышая голос)  Олечка, спасибо за рецепт.
                До  свидания.
М а м а. (берет сумку и зонт)  Оля, мы уже  уходим. Не забудь пообедать,
                нельзя   гулять  на  голодный  желудок.
И заговорщицы  уходят.



                - 14 -
Вечер.  Дома никого нет. Раздается звонок, потом ещё один. Через некоторое время звук открываемого замка и  в квартиру врывается Вадим. Он выглядит  странно и смешно.  Успев переодеться после спектакля, он остается в клоунском гриме: парик и  красный нос на  резиночке придают ему  комичный и нелепый  вид, но он этого не замечает.
В а д и м.  Оля, ты уже дома?   Екатерина Сергеевна?  Я уже  пришёл…
                Кто-нибудь  все-таки выйдет мне на встречу? Играем в прятки?
Убедившись, что в квартире никого нет, Вадим начинает нервно ходить по  комнате из угла в угол,  повторяя слова известной песни. В какой-то момент, он проходит мимо зеркала и  останавливается. Глядя на своё отражение  тихо произносит: «… но слез моих не видно никому, что ж Арлекин  я видно неплохой…» и снимает  клоунский нос.  Именно в тот момент, когда его терпение уже на пределе, открывается входная дверь и появляется Ольга. В руках она держит  розу, ей грустно и поэтому  смешной вид Вадима не вызывает  у неё даже улыбки… 
В а д и м.  Привет.
О л ь г а.  Привет.
В а д и м.  Как кино?
О л ь г а.  Кино как кино…  Не  понравилось, поэтому я потом ещё в кафе
                посидела.
В а д и м.  А в кафе телефоны не берут?
О л ь г а.  Ты о чем
В а д и м.  Да  я звонил тебе весь вечер, черт побери.
Вадим срывает парик, смешной бант и теперь только остатки грима напоминают о сыгранной сказке.
О л ь г а.  (роется в сумочке) И правда,  телефона нет… наверное забыла
                дома, а ещё подумала, как странно  - никому не нужна…
В а д и м.  Ты это к чему?
О л ь г а.  Просто так… 
Ольга  подходит к столу и замечает клоунский  красный нос, берёт его в руки, подходит к зеркалу и примеряет.
О л ь г а.  (серьёзно) Смешно…  (поворачивается к Вадиму)  А  ты так  и  ехал
                по городу – с носом?
В а д и м.   Нет, не ехал…   мчался.
О л ь г а.  И что тебя никто не остановил?
                - 15 -
В а д и м.  Не поверишь, но красный нос действует как  белый билет, меня не
                остановили даже тогда, когда я  что-то там нарушил.
О л ь г а.  (снимая нос) Тогда надо подарить его Татьяне, она страх как боится
                своего инструктора, а тут оказывается,  нацепишь  нос и все
                проблемы решены. 
В а д и м.  (серьезно) Да, смешно…  Только я думал, что  у нас с тобой  нет
                проблем
О л ь г а.  И я думала…  представь себе…
В а д и м.  Оля, я  в последнее время, совершенно не понимаю тебя.
О л ь г а.   На самом деле ничего сложного. . Все так просто, как булочки…
В а д и м.  Ты  хочешь меня вывести из себя?
О л ь г а. Странная фраза, правда? Люди произносят её совершенно не
                понимая смысла.  «Вывести из себя», а почему не «ввести»? Может,
                это ты к примеру, куда-то вышел, а я хочу, чтобы ты зашёл…
                Хочу   взять тебя за руку и завести обратно … вернуть…
В а д и м.  Издеваешься?
О л ь г а.  (вспоминая) … цветок
В а д и м.  (не понимая) Что?
О л ь г а. Совсем забыла про цветок, он мне так понравился, а я пришла
                домой и бросила его. Грустно, да?
Ольга приносит вазу и  ставит розу.
В а д и м.  То есть вот это и есть  букет?
О л ь г а.  Если тебе так хочется, пусть будет букет. Но это означает только
                одно, что странная не я, а ты…
В а д и м.  Хватит  паясничать.
О л ь г а.  Тоже странно. В клоунском костюме -  ты, а паясничаю – я.
В а д и м.  Что ты хочешь?
О л ь г а.  А ты?
В а д и м.  Правды и искренности. Я думал,  это  то бесценное, что у нас было.
О л ь г а.  А почему в прошедшем времени?
В а д и м.  (срываясь на крик) Да потому что  вокруг ложь, одна ложь.
О л ь г а. А по-моему ты хочешь свою вину  переложить на мои плечи…
                Только я не смогу, тяжело держать…
В а д и м.  Какую вину?
О л ь г а.  Не делай вид, ты первый начал… я была на репетиции
В а д и м.  (потрясенно)  Ты  была на репетиции?!!!
                - 16 -
О л ь г а.  Вот видишь, а ты даже не почувствовал… Зашла тихонечко и села в
                последний ряд.  Но раньше ты меня чувствовал, а сегодня  вообще
                не  заметил.
В а д и м.  Глупо. Почему же ты не подошла после.
О л ь г а.  Да потому что ты сказал Сомовой: «… я хочу тебя поцеловать,
                девочка  моя…»
В а д и м.  Ты как  маленькая, это же роль.
О л ь г а.  Нет, этого в тексе, это мои слова, я не разрешала тебе их брать…
                А ты взял их и украл.
В а д и м.  Оля, ты же  всегда понимала, когда я играю. Что  произошло?
                Это просто текст.
Ольга  берет с полки листы с текстом.
О л ь г а.  (нервно перелистывая) Но где же они?  Здесь нет и здесь тоже нет.
              Нет  их!  (бросает листы  в Вадима) Это мои слова, вернее были
               моими, пока ты их не украл…  Я их так хранила…     А тебе все равно!
В а д и м. Ничего не понимаю! Детский сад какой-то! Оля, ты же знаешь, как я
                тебя люблю! И сама  помогала мне учить роль.  Это импровизация,
                может неудачная, но импровизация. Прости меня, заигрался, 
                наверное…
О л ь г а.  Почему же это  очень удачная импровизация, я  ведь поверила, да
                и все,  кто был на сцене,  замерли от восторга, даже просили
                повторить. Сам режиссер пел тебе дифирамбы за удачную  находку.
В а д и м.  Вот видишь! Ты сама все объяснила – на сцене…
О л ь г а. (отчаянно)  А ты повторял и повторял бесконечно…
                я даже закрыла уши…
В а д и м.  Оля…
О л ь г а.  А потом ты её поцеловал.
В а д и м.  (недоуменно)  Ты  о чем?  Не думал даже.
О л ь г а.   А ты про искренность…
В а д и м.  А сама-то? В последнее время – кино, кафе…
                Буду поздно, меня проводят… Не завралась?
О л ь г а.  Очень легко  перевести  стрелки…
В а д и м.  Какие стрелки? Если  все прошло, так и скажи… Зачем же изводить.
                Звонки, записочки, цветы  от бывших одноклассников!  Так  когда
                же ты настоящая? Вчера  ночью или сейчас, после встречи?
                Повод нашла? Дурака? Или решила мне проверочку  устроить?
                - 17 -
О л ь г а.  Какие записочки? Какие одноклассники?
В а д и м.  Ой, только не делай вид!  Думаешь я не знаю?!
                Это все уже было в моей жизни: букеты, звонки   бесконечные,
                встречи  у  памятника.  Может уже и целовались? 
О л ь г а.  С кем?!
В а д и м.  А вот  теперь ты потрясающе играешь. Только я на сцене, а ты в
                жизни. Так кто же из нас врет?
О л ь г а.  Остановись, тебе утром будет стыдно…
В а д и м.  Наглость какая! Ты уверена, что мне?
О л ь г а.  (непонимающе) А кому?
Вадим молча достаёт записку, кладёт на стол и  быстро удаляется из комнаты. Ольга несколько секунд смотрит на знакомый листок  и  утверждающе произносит: «Мама».  Потом медленно  поднимает  записку и  выходит в другую комнату.
На следующий день.  Екатерина Сергеевна  копошится на кухне, поглядывая на комнату Ольги и Вадима, но пока все тихо. Вдруг в квартире появляется  радостная  Татьяна.
Т а н я.  Всё, Екатерина Сергевна, поздравляйте!
М а м а.  Таня, неужели  сдала?  С первого раза?
Т а н я.  Сама не ожидала!
М а м а.  А инструктор твой?
Т а н я.  Валерьянку пьет. Теперь, говорит, мне, то есть ему, ничего не
               страшно. Праздник у него большой сегодня. Вот так-то…
М а м а.  Всё, значит,  закончились твои свидания.
Т а н я.  Ой, Катерина Сергевна, всё только начинается. Подходит он ко мне
                после экзамена  и  предлагает  вечерами  практиковаться, поскольку 
               теперь несет ответственность за меня.
М а м а.  А ты что?
Т а н я.  А я сначала растерялась как дурочка,  а потом думаю,   господи,
               счастье-то какое, хоть кто-то  будет что-то за меня носить…
               Я ведь всё сама, всё сама.
М а м а. Поздравляю тебя, Танечка, как же тебе удалось?
                Булочки что ли подействовали?
Т а н я.  Вот вы смеётесь, а дело и правда с булочек пошло. 
               Да потом  ещё  песню  спела, смотрю он и таять начал. 
М а м а.  Рада я за тебя. А может, это судьба твоя.

                - 18 -
Т а н я.  Так я и не против, если судьба.  А если нет, то все равно погуляю в
               свое собственное удовольствие сколько отмерено.  А у вас тут как? 
               Новости есть?
М а м а.  А как же?  Барсик все-таки медаль получил, зараза такая.
Т а н я.  Да я про другое…
М а м а.  Да я понимаю, что про другое,  но пока  тихо. Спят  наверное.
Т а н я.  Да, непривычно  как-то, неуютно…  А может, все зря  мы тут
              устроили…  Операцию эту…  Ведь жили они как-то без нас.
               Говорят же, что милые бранятся, только тешатся. А?...
М а м а. Я сейчас ничего не понимаю.  Душа не на месте. Может, и не надо
                было… (раздается шум и  звон битой посуды) а может и надо.
                Сама слышишь.
Т а н я. (не понимая) А что происходит-то?
М а м а.  Сейчас  сама увидишь, только что-то сегодня громко начали, может
                записка подействовала.
В комнате появляются Вадим и Ольга.  Они  повторяют уже знакомую сцену из спектакля, но уже эмоционально и  громко. Не замечая, ошарашенных маму и Татьяну, они разыгрывают перед ними  целое  представление. 
О л ь г а. (кричит)  Ты меня совсем не понимаешь.
В а д и м. (громко)  Ты о чем?
О л ь г а.   Обо  всем!    (И на пол летит тарелка)
В а д и м.  А можно конкретнее?   (И делает тоже самое)
М а м а.  Танечка, боже мой, да  они поубивают друг друга, надо милицию
                вызвать, скорую. Оля, Вадим угомонитесь!
Т а н я . Да, и правда Вадим Михалыч, что ж  из-за  пустяков-то  так
               расстраиваться.
О  л ь г а.  Я и так конкретно, ты просто не хочешь меня слушать. 
В а д и м. (с грохотом ставит слул возле Ольги и присаживается)
                Хорошо, слушаю …  и что в итоге  я должен понять?
 О л ь г а.  Я  одна, я  все время одна…  Ты постоянно  занят, тебе даже               
                некогда позвонить.
М а м а. (примиряющее)  Оля,  ты же знаешь, как Вадим занят.
                Он много  работает.
О л ь г а. Только что это за работа, когда нельзя и пяти  минут  уделить своей
                девушке.

                - 19 -
Т а н я.  Оль, мне все-таки кажется, что ты много от мужика хочешь. Они ведь
               люди нежные – чуть передавила и все…  А мужиков, Оля беречь
               надо, их мало осталось.
М а м а. Я у тебя Олечка, самый лучший! Лучше просто не бывает!
Т а н я. Вот и я говорю, чего раскидываться-то?   
О л  ь г а.  Так что же это за работа, я тебя спрашиваю?
                Ты что сталевар, кузнец, шахтер?   Следователь, в конце концов!
В а д и м.  Насмотрелась  сериалов?
О л ь г а.  (обескуражено) А при чем здесь сериалы?
М а м а.  А что плохого в сериалах? Да и разве мы смотрим?
                Так от нечего делать.
В а д и м.  При  том.  Показывают массу кукольных  мальчиков, вместо работы
                названивающих  своим…
О л ь г а.  Что остановился?  Договаривай…  Кому же? Кому они названивают? 
                Может, и я наконец узнаю своё истинное  лицо?!
                Все, не могу больше  – ухожу! К маме ухожу!
Ольга выбегает из комнаты.
В а д и м.  Подожди, я помогу собрать вещи… (выходит вслед за Ольгой)
М а м а.(вслед) А не надо уходить к маме, у меня же ремонт.  Я сама сегодня
                домой  собиралась. Уже пора. Даже такси на вечер вызвала.
В ответ  из комнаты вылетает  чемодан.
М а м а.  Таня, я это не выдержу. (хватает телефон) Я сейчас в МЧС звонить
                буду.  Тут семью спасать надо!
Т а н я.  (внезапно догадываясь) Стойте, Екатерина Сергеевна.
                Никому звонить не надо. Это спектакль, чистой воды – спектакль!
М а м а.  Какой спектакль?
Т а н я.   Наш… «Два одиночества» называется, вчера сдача была.
М а м  а. (держится за сердце)  А ты не шутишь?!
Т а н я.  Нет. Как же я сразу не догадалась, когда вы про  Париж говорили.
               Вот  глупая.
М а м а.  (не понимая) Про какой Париж
Т а н я.  Про такой! Она ему сейчас про Париж, а он про борщ и розовые очки.
              Я эту сцену дословно запомнила, потому что Сомова вчера в этом
               месте разрыдалась просто.
М а м а.  И что это значит?
                - 20 -
Т а н я.  Ничего.  Не ругались они, значит,  а слова учили.
Мама  не может вымолвить ни слова и именно в этот момент в комнату возвращаются  Вадим и Ольга.
О л ь г а. (продолжая)  Так и будешь молчать?
В а д и м.   Буду.  Привязываешься к каждому слову.
О л ь г а.  А ты?  Год  назад в Париже кольцо и предложение, цветы  и 
                страсть.  А сейчас?  Где все это сейчас?
В а  д и м.  Девочка моя, Париж – это сказка, но сказки заканчиваются…
                Сними розовые очки, вернись в реальность… хотя бы на кухню… 
О л ь г а.   Борщ!!!  Опять борщ!
В а д и м. Да, я люблю борщ! Что в этом такого! Я нормальный русский
                мужик!
О л ь г а.  Да ничего в этом такого нет, просто о  том, что ты нормальный
                русский мужик, ты вспоминаешь, только на кухне…
Во время этого диалога  Таня утвердительно машет головой, словно подтверждая сказанное  раньше  Екатерине Сергеевне.
В а д и м.  Началось…
О  л ь г а.  Давно началось.  Правильно мне мама говорила…
Во время затянувшейся паузы,  Вадим  обнимает Ольгу и они поворачиваются к Екатерине Сергеевне.
В а д и м.  И что же говорила  наша  мама?
Пауза
М а м а.  (со слезами на глазах) Что она больше не будет!
                Простите меня, детки мои…
Т а н я.  Вадим Михалыч, Оля,  вы уж и меня простите, так как и я  тоже в
               заговоре участвовала.
В а д и м.  Таня, а ты –то как могла?! Ты ведь почти на каждой репетиции
                была…
Т а н я.  Да, сама не знаю, что нашло.
О л ь г а. (обнимая маму)  Мамуля, почему же ты со мной не поговорила
                и не было бы этого ничего.
М а м а.  Потому, что сначала хотела, чтобы вы расписались…  а потом, чтобы
                развелись (и она начинает рыдать)
В а д и м.  Мы не сердимся, Екатерина Сергеевна.  И  даже,  в какой-то мере,
                спасибо вам огромное.
М а м а и Т а н я (в один голос).  За что?!!!
                - 21 -
В а д и м.  За то,  что мне досталась самая прекрасная  и  необыкновенная
                девушка в   мире, за то  что я понял, как сильно люблю  Ольгу,
                и (подходит к Оле)  как сильно ты   мне нужна.
О л ь г а.  А  ты нужен мне, ни одной минуты  не смогу без тебя…
В а д и м. (тихо)  Я хочу поцеловать тебя, девочка моя.
Ольга  хочет что-то сказать, но Вадим  останавливает её поцелуем.
В а д и м.  Я  вернул  украденное?
Счастливая Ольга  поворачивается к маме.
О л ь г а.  Мамочка, а где же бокалы, вино?  Есть повод.
М а м а. (начинает привычно хлопотать)  Так мы сейчас  с  Танюшей все и
                устроим, кстати поздравьте её, она ведь сегодня права получила.
В а д и м. Таня,  я не верю своим ушам.  Поздравляю! От всей души как
                водитель водителя!
О л ь г а.  Танечка, мы так за тебя рады.
Т а н я.  Я сама ещё не верю! Но одно скажу -  трепещите мужики.
               На одну бесправную женщину в мире стало меньше.
М а м а.  Таня, подожди не спеши, это тост!
Т а н я.  Тост будет, когда я права получу, а пока чтоб не сглазить промолчу.
В а д и м.  А  выпить все-таки есть за что…
И многозначительно смотрит на Ольгу
О л ь г а .  Мамочка, мы поняли как ты нас любишь…
В а д и м.  Подожди, Оля, надо с другого.  Екатерина Сергеевна, мы 
                подумали  и  поняли,  что во всей этой истории сами виноваты.
М а м а. (жалобно) Таня, я  совсем  ничего не понимаю.
Т а н я.  И правда, а вы-то в чем виноваты?
В а д и м. Просто в свое время мы много чего вам наговорили и до сих пор не
                выполнили. Теперь настало время возвращать обещанное.
М а м а.  Детки, мне ничего не надо, я счастлива глядя на вас…
О л ь г а.  (не выдержав)  Мамочка, мы женимся, через две недели наша
                свадьба.
М а м а.  Таня, я не ослышалась?
Т а н я.  Я не верю, не может быть.
В а д и м.  Может, может… и как всегда Танечка мы хотим, чтобы вы были
                (вместе с Ольгой) свидетелем на нашей свадьбе.
М а м а.  И кто теперь скажет, что мама была не права?
Вадим, Ольга и Татьяна.  (в один голос) Это уж точно!                Август  2010.


Рецензии