Патриарший дворец Московского Кремля
«…это здание поражает ум удивлением, так что,
быть может, нет подобного ему в царском дворце…»
Павел Алеппский
Продолжаем встречи с памятниками культуры, расположенными на Соборной площади Московского Кремля. Вы уже познакомились с Успенским собором («Радость» № 11, 2003), Благовещенским собором («Радость» № 3, 2004), Архангельским собором («Радость» № 7-8, 2004), колокольней «Иван Великий» («Радость» № 9-10, 2004) и Грановитой палатой («Радость» № 1, 2005).
Теперь у нас встреча с Патриаршим дворцом, включающим в себя Патриаршие палаты,
домовую церковь, личные покои патриарха и монашеские кельи.
А начиналось так…
Дворец находится в северной части Соборной площади, за Успенским собором. Первый двор главы русской церкви в Кремле был основан в XIV веке и находился около Боровицких ворот. Это было время активной борьбы Москвы за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как такое объединение укрепляло ее экономические, политические и идеологические позиции. Поэтому митрополит Петр-тогдашний глава русской православной церкви- решил переехать из Владимира, резиденции митрополитов, в Москву. Этот переезд подчеркивал главенствующую роль Москвы в делах русской православной церкви. Несколько позднее митрополичий двор перенесли от Боровицких ворот на северо-западную сторону Успенского собора, где возник деревянный дворец, который стал обстраиваться. В 1450 году при митрополите Ионе (избранном в 1448 году) на дворе была заложена «палата каменная» и при ней церковь Ризположения. В 1473 году двор со всеми служебными и хозяйственными постройками сгорел, но вскоре был восстановлен. После утверждения на Руси в 1589 году патриаршества дворец стали называть Патриаршим. В период польско-шляхетской интервенции в начале XVII века патриарший дворец, не уступавший в роскоши царскому, был разграблен, а в 1626 году окончательно опустошен пожаром. Но через несколько лет он снова стал обстраиваться. При патриархе Филарете были построены новые Крестовая и Столовая палаты и возобновлены патриаршие церкви: Ризположения, Трех московских святителей и Соловецких чудотворцев. Большие строительные работы проводились и в 40-х годах XVII века.
Патриарший дворец при Никоне
Новый этап в жизни Патриаршего дворца связан с именем патриарха Никона (избран в 1652 году). Никон был одним из богатейших людей России. По всей стране ему принадлежали огромные земельные угодья, на Патриаршую казну работали 25 тысяч домовых хозяйств, три специально построенных им монастыря должны были стать его личными династическими владениями. Такому богатству должно было соответствовать и патриаршее хозяйство в Кремле. И, действительно, территория Патриаршего двора в Кремле значительно увеличилась. Она простиралась от Успенского собора в сторону Троицких ворот Кремля, включая старый дворец Бориса Годунова. На этой территории, кроме Патриаршего дворца, располагались многочисленные службы: Кормовой и Сытный двор, Казначейская изба, школа для дьяков и певчих, иконописная мастерская, Золотая и Серебряная палаты, погреба, тюрьма… Дошедшее до нас здание Патриаршего дворца, занявшее часть двора Бориса Годунова, построено в 1653-1655 годах при патриархе Никоне. Огромные земельные и денежные богатства церкви и лично патриарха позволили привлечь к работам лучшие художественные силы страны. Дворец построили кремлевские мастера Давыд Охлебинин, Антип Константинов и А. Макеев. В документах упоминаются имена подмастерьев каменных дел Алексея Королькова и Ивана Семенова, которые, по всей видимости, руководили строительными работами. Патриарх Никон активно участвовал в возведении дворца. Не без его участия установлены размеры и вид палат, их архитектурное убранство. В них отразились не только архитектурные веяния того времени, но и эстетические вкусы и политические взгляды Никона. Огромное трехэтажное ( а точнее- четырехэтажное, т.к. в небольшой части дворца имеется и четвертый этаж) здание замкнуло с северной стороны сложившийся в XV-XVI веках ансамбль Соборной площади. В предшествующее время дворцовые постройки состояли из соединенных между собою зданий разных объемов. И Патриарший дворец построен как единый нерасчлененный блок. Легко возносится на широких проездных аркадах дворца домовая церковь. В его архитектуре проявилось свойственное русским зодчим чувство архитектурного ансамбля. Декор дворца заимствован у древних кремлевских соборов. Обратите внимание, например, на архитектурное сходство барабанов домовой церкви Патриаршего дворца и Архангельского собора. Здание дворца состоит из палат и келий, связанных между собой сенями и внутристенными переходами. Это характерно для древнерусской жилой постройки. По уже сложившейся традиции первый этаж использовался как служебное помещение, во втором этаже располагались парадные палаты и дворцовая церковь, а на третьем этаже находились личные покои патриарха. Главной палатой была Крестовая. В доме главы русской церкви она имела такое же значение, как Грановитая палата у царя. В Крестовой палате патриарх принимал царя и послов иностранных держав; священников, которых поставляли на службу; здесь заседали церковные соборы, принимавшие важнейшие для жизни церкви решения. Эта палата оказалась редкостным сооружением на Руси: огромный продолговатый зал площадью 280 квадратных метров был перекрыт единым сомкнутым сводом без опоры в центре. Современники поражались огромным размерам палаты и смелости такого архитектурного решения свода. На новоселье у патриарха Никона почетными гостями были царь Алексей Михайлович и антиохийский патриарх Макарий. Секретарь этого восточного патриарха Павел Алеппский оставил восторженное описание приема и Крестовой палаты. Вот фрагмент этого описания: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной; особенно удивителен обширный свод без подпор посередине… по окружности палаты сделаны ступени, и пол в ней наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Она выстлана чудесными изразцами. Огромные окна ее выходят на собор, в них вставлены оконницы из чудесной слюды, украшенной разными цветами, как будто настоящими…Словом, это здание поражает ум удивлением, так что, быть может, нет подобного ему в царском дворце…» В последующее время Крестовая палата была образцом при строительстве дворцовых и монастырских трапезных. Величественное здание Патриаршего дворца и его богатое убранство соперничали с царскими теремами. По словам историка И.Е. Забелина, «все, что служило украшением внутри хором или составляло их необходимую отделку, называлось вообще нарядом. Наряжать хоромы значило собственно убирать». Убранство Патриаршего дворца XVII века было нарядным и красочным. Пол выстилался дубовой шашкой или каменными плитами, покрывался цветным войлоком. Стены и двери обивались цветным сукном и отделывались тисненой кожей. В окна вставлялись слюдяные оконницы с металлической сеткой. Роскошь всего уклада жизни патриарха Никона, близкая к царской, свидетельствовала о стремлении патриарха подчеркнуть свое могущество. Ведь вся деятельность Никона была направлена на утверждение приоритета духовной власти над светской. Он первый выдвинул формулу: «Священство царства преболе есть», ибо «от священства на царство помазуются». Такая позиция не могла не привести к столкновению с царем. Конфликт с царем Алексеем Михайловичем закончился для Никона лишением сана на церковном соборе 1666 года и ссылкой на север, в Ферапонтов монастырь.
История продолжается
Приоритет государства над церковью закрепил Петр I своим указом 1721 года об учреждении Святейшего Правительствующего Синода- коллегиального органа высшего церковного управления. Синод возглавлял обер-прокурор, светское лицо. Он осуществлял контроль за деятельностью Синода и подчинялся непосредственно императору. Архитектор И.П. Зарудный перестраивал Крестовую палату для нужд учреждений Синода. Он растесал окна и сменил полы. На протяжении XVIII-XIX веков здание Патриаршего дворца неоднократно перестраивалось исходя из нужд работавшего в нем синодального управления. В 1763 году в Крестовую палату перенесли из разобранной церкви Трех святителей печь для совершения обряда мироварения (это процесс приготовления особого благовонного церковного масла- миро, употребляемого при крещении, венчаниях на царство, коронациях, при освящении храмов). Перестройку для приспособления к мироварению осуществил М.Ф Казаков (1738-1812). Он же в 1793 году переложил ставший ветхим свод палаты, изменил форму окон, сделал новые порталы. Над облицованной мрамором печью устроили деревянную резную сень. После этой перестройки Крестовую палату переименовали в Мироваренную. Она сохранилась до наших дней с позднейшими поновлениями.
Собор 12 апостолов
Вход в дворцовую церковь идет из сеней через небольшую трапезную. Но патриарх при желании мог из своих личных покоев на третьем этаже пройти на закрытые хоры домовой церкви и, никем не видимый, присутствовать при богослужении. Очень это напоминает тайник-«смотрильное» окошко, сделанное для царя в Грановитой палате Московского Кремля. Дворцовую церковь Никон из-за ссоры с царем освятить не успел. Начатые в этом пятикупольном четырехстолпном храме живописные работы были приостановлены по той же причине. Лишь в 1681 году храм освятили и назвали церковью Двенадцати апостолов. Тогда же поновили живопись в ее главах, стены покрыли лазурью (лазурь- густой и яркий небесный цвет), пол выстлали угольчатым «муравленым» (глазурованным) кирпичом. В дальнейшем стены церкви неоднократно расписывали масляными красками, иконостас заменяли, окна и двери растесывали. В результате к XX веку древний облик церкви неузнаваемо изменился. Лишь реставрация, проведенная в советское время, вернула памятнику первоначальные архитектурные формы. В 1929 году находившийся в церкви иконостас XIX века, не имевший большой художественной ценности, заменили перенесенным из Вознесенского собора Вознесенского кремлевского монастыря. Иконостас сделан из резного золоченого дерева в 1721 году в традициях московского барокко конца XVII века. Его основу составляют резаные из цельного куска дерева колонны в виде свободно вьющейся виноградной лозы- древнего символа христианства. Сложнейшая резьба затейливого орнамента выполнена с таким мастерством, что этот иконостас относится к лучшим творениям русских мастеров. Большинство его икон написаны в конце XVII века.
Век XX…
Научно-реставрационные работы в Патриаршем дворце проводились в советское время неоднократно. Наиболее значительные были в 1963-1967 годах: под здание подвели новый фундамент, бережно и кропотливо зданию возвращали его древние формы. Одновременно, при подведении нового фундамента, провели археологические раскопки, позволившие уточнить датировку строений дворца. Во время реставрационных работ конца 1970-х-начала 1980-х годов были отреставрированы многие иконы и центральный иконостас.
В настоящее время в Патриарших палатах и в соборе Двенадцати апостолов открыт Музей прикладного искусства и быта России XVII века. В нем собраны самые разнообразные предметы: посуда, оружие, ткани, шитье, книги, украшения, созданные русскими и иностранными мастерами. Выставленные здесь уникальные работы мастеров кремлевских мастерских свидетельствуют, что Московский Кремль в XVII веке был центром художественной культуры России. А культура эта была открытой: обогащая других, она обогащалась сама. Как писал Д.С. Лихачев, «у России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев». Пусть эта крона будет вечнозеленой.
Юрий Жданов 05.05.2005
Рассказ Юрия Жданова «Патриарший дворец Московского Кремля» опубликован:
Юрий Жданов. Патриарший дворец Московского Кремля. Газета «Радость» № 7-8, 2005. Стр. 42-44
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru
Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).
Свидетельство о публикации №214071100577