Узбекский журналист расплатился с властями видеока

27 июня 2014 года официальные издания Узбекистана опубликовали обращение-поздравление президента Ислама Каримова работникам печати и СМИ, который, в частности, заявил:
"В Узбекистане за годы независимости была проделана большая работа по дальнейшему усилению роли и влияния средств массовой информации в нашем обществе, повышению эффективности их деятельности, укреплению и обновлению правовой, материально-технической базы медиа-сферы, ее технологической модернизации, росту социального статуса и престижа профессии журналиста, материального и морального стимулирования труда работников сферы.
Вы, уважаемые журналисты, самоотверженные представители средств массовой информации, пропускающие через себя, свое сердце самые насущные и актуальные вопросы и стремящиеся, чтобы избранная вами профессия ни в чем не уступала другим, думаю, хорошо осознаете одну важную истину: в нынешнее чрезвычайно сложное время, когда в мире, вокруг нас усиливается напряженность, усугубляются различные угрозы и вызовы, для глубокого осмысления сути происходящих событий и явлений прежде всего необходимо формировать и укреплять самостоятельное мышление людей".

В этот же день независимый журналист Саид Абдурахимов (известен под псевдонимом Саид Янышев), проживающий в Ташкенте, получил повестку в Суд по уголовным делам Шайхантохурского района. В связи с чем его вызывали, он в тот момент не получил ответа, однако уже на следующий день, 28 июня, в субботу, состоялось скоротечное судебное разбирательство, которое завершилось приговором: признать виновным по статье 165 («Занятие деятельностью без лицензии и иных разрешительных документов») Кодекса об административной ответственности (наказание в виде штрафа в 10 минимальных окладов), а также статье 184 «Изготовление или хранение с целью распространения материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку» (до 100 минимальных заработных плат). В итоге С.Абдурахимов обязан выплатить государству 9,6 миллионов сумов (3 200 долларов по курсу "черного" рынка) и отдать видеокамеру.
Причиной судилища, которое велось судьей Шукурулло Иногамов, стала публикация на сайте "Фергананьюс.Ком" материала о выселении жителей одного из квартала из домов, подлежащих сносу, без выделения соответствующей компенсации. За короткое время Управление по борьбе с терроризмом Шайхантохурского РУВД возбудило уголовное дело и довело до суда материалы, не ставя в известность "подозреваемого" С.Абдурахимова. Об этом он понял, едва переступил порог здания суда. Естественно, ни нанять адвокатов, ни подготовить линию защиты, ни нормально ознакомиться с уголовным делом он не успел. Единственное, что разрешили уже "обвиняемому" - привести своих коллег на судилище.

Следует отметить новые тенденции в расправах над журналистами:
1. Независимые репортеры, авторы статей и фотографий, документалисты берутся в разработку структурами МВД, которые призваны противодействовать терроризму и экстремизму. Этим самым вытекает главная позиция власти - пресса, которая не подконтрольна, а значит, не подцензурна, является дестабилизирующим фактором, и всех, кто работают на свободные СМИ, следует признавать террористами. Присутствие на суде начальника отдела РУВД Бахтияра Игамбердыева уже свидетельствовало о том, что журналист давно в разработке и находится "под колпаком".
2. Для обвинений выдвигаются нормативные акты, которые никак не могут быть использованы в адрес независимых журналистов или их действия не попадают в сферу деятельности журналистов. С.Абдурахманова обвинили в нарушении ст. 165, хотя журналистика не является сферой, требующей лицензии. Законом Республики Узбекистан о СМИ оговаривается, что СМИ должны получить лицензию для работы в информационном пространстве, однако она выдается юридическим лицам и только на хозяйственно-производственную деятельность. Журналист - лицо физическое, и его деятельность не попадает по лицензию или иную разрешительную норму. Таким образом, судья Ш.Иногамов применил закон, который никак не может служить пунктом обвинения против журналиста.

Применение статьи 184 также вызывает сомнение у экспертов. Журналист не просто "изготовил" и "сохранил", но и опубликовал материалы в Интернете. Являются ли они теми, что "представляют угрозу общественному порядку или безопасности", но для этого необходимы два условия:
- наличие политико-экономической и правовой экспертизы, которая доказала бы наличие реальной (а не мнимой!) угрозы со стороны ставшей доступной для публики статьи С.Абдурахимова;
- наличие фактов, которые убедительно доказывали бы обществу, что после публикации произошла дестабилизация общественного порядка, например, через мятежи, захваты заложников, убийства и поджоги и т.д.

Поскольку ни того, ни другого представлено не было, то применение статьи 184 является необоснованным; судья Ш.Иногамов злоупотребил своим служебным положением.

3. Для давления на журналиста используются лица, которых С.Абдурахимов и стремился защитить и поддержать. Призванные на суд "свидетели" признавались, что рассказывали журналисту о проблеме с компенсацией, но при этом утверждали, что журналист стремился дискредитировать власти, которые никак не хотели предоставлять эту самую компенсацию. Вышесказанное является каким-то каламбуром, однако именно это было принято во внимание судом. Позже эти же лица признались, что писали заявление в милицию под диктовку сотрудников РУВД. Таким образом, это следовало воспринимать как сигнал от властей пострадавшим: не ищите помощи у независимой прессы, оставайтесь сами со своими проблемами, которые мы вам можем усложнить!
Ислам Каримов в своем поздравлении также отметил:
"В сегодняшней ситуации, когда все больше обостряется борьба различных идей и интересов, все чаще делаются попытки выдавать ложь за правду, а правду – за ложь, распространять различную заведомо недостоверную информацию, заставить СМИ служить своим далеко идущим интересам, вызвать противостояние людей разных национальностей в своих корыстных целях, оказывать давление и угрожать государствам, обладающим меньшим потенциалом, и, ни с кем не считаясь, применять силу, в этой тревожной обстановке от потребителей продукции СМИ – читателей, слушателей и зрителей – прежде всего требуются твердое мировоззрение и самостоятельное мышление, чтобы отличить истину от лжи и клеветы".

Это, скорее всего, установка журналистам, чтобы они понимали, где "ложь", а где "правда". Для тех, кто этого не понимает, существуют отделы по борьбе с терроризмом и суды по уголовным делам, которые доходчиво объяснят обвиняемым, в чем заключалась их ошибка.
На 1 июня 2014 года в Узбекистане зарегистрировано 1400 газет и журналов, электронных и интернет-изданий, действуют более ста издательств, 1750 полиграфических предприятий. Негосударственные средства массовой информации составляют 66% теле- и радиоканалов, а также более 50% печатных изданий. Между тем, как отмечают эксперты, ни одно из них не является свободным и независимым; большинство из них являются "рупором" пропаганды функционирующей власти или "желтыми" изданиями, не поднимающие острые политические и экономические проблемы страны. Большинство веб-ресурсов, публикующих отличные от официального курса мнений, блокируются узбекскими провайдерами по указанию спецслужб.
По данным международных институтов, за последние 10 лет в Узбекистане были осуждены и отбывают наказание около 30 журналистов, писателей и поэтов. Некоторые осуждены на крупные штрафы без лишения свободы. В июне 2014 года журналистка Елена Бондарь, обвиненная по сфабрикованному делу, получила политическое убежище в США.

Резо Чедия специально для e-center.asia


Рецензии