Я тебя люблю

«Я тебя люблю» - странная фраза, по крайней мере, для меня. Она, с одной стороны, совершенно абстрактна и ровным счётом ничего не значит, но, с другой..., каждый вкладывает в неё свой смысл или на определённом этапе, потеряв все её значения и запутавшись окончательно, предпочитает вообще не использовать.

Вот, например, маленькая дочка теребит маму, измотанную делами, за руку и спрашивает: «Ты меня любишь?» «Люблю», - говорит женщина, что-то помешивая или дошивая или..., сами знаете, сколько всего ещё висит на плечах молодой, ещё неопытной мамы. Но девочке  этого мало. «Сильно-сильно?» - снова задаёт вопрос ребёнок, заглядывая матери  в лицо огромными глазами. «Очень-очень» - отзывается женщина. «Выше крыши до неба?» - принимает игру дочка. Мама понимает, что абстрактные понятия дочурке пока недоступны, и малышка меряет всё своими мерками. Например, крыша кажется ей почти недостижимой, потому что они живут на девятом этаже и добираются до квартиры на лифте или пешком по множеству ступенек, что очень далеко для маленьких ножек. А на небо и звёзды они любят смотреть по вечерам с балкона, но они так высоко, что не дотянуться.  Значит, до неба – это очень много. «До самой дальней звёздочки», - продолжает женщина. «До края Вселенной и даже дальше?» - не унимается дочка. «Да!» - кивает мама. Вот теперь девочка успокоилась. Они недавно читали книжку про устройство мира, и ей совершенно очевидно, что любить до края Вселенной, после которого уже совсем неизвестно что, значит, любить безмерно и навсегда. Что ещё нужно ребёнку от мамы?!

Школьные годы вносят в «я тебя люблю» очень много, в основном мешанину из прочитанных книг, наблюдений за взрослыми и странных чувств и ощущений, которые внезапно и не спросив, потрясают тело и душу. У неё такие глаза. Он нёс мой портфель. Она ТАК на меня посмотрела. Он вступился за меня перед большими ребятами. Она мне приснилась. Он мне позвонил. Она села со мной за одну парту. Он подарил мне цветы. Она пошла со мной танцевать. Он написал для меня стихотворение. И это всё про любовь, её оттенки и смыслы.

Потом природа начинает шутить с нами, выбрасывая в кровь какую-то химию. От неё при виде противоположного пола начинает колотиться сердце, ноги становятся ватными, а в душе поселяется странная смесь любопытства, страха, ожиданий и фантазий. А что прикажете делать матушке Природе, чтобы подтолкнуть друг к другу двух существ, по сути своей совершенно разных, которые напичканы кучей условностей, заняты дурацкими делами и только-только начинают проверять свои иллюзии на опыте. В общем случае любить в этом возрасте означает стремиться быть рядом, всегда, везде, видеть, слышать, осязать и никому другому не давать «таку гарну игрушку» (что в народном переводе с украинского означает «такую распрекрасную бирюльку»).

Как только мать Природа удовлетворится делом рук своих, т.е., в лучшем случае, увидит дитя в колыбели или, в худшем, услышит хотя бы намёк на это, ей становится неинтересно, и она ищет новых участников для своих экспериментов. «Химическая» пелена спадает с глаз человека, и он начинает наблюдать действительность, плохо соображая, что это рядом с ним делает абсолютно незнакомый другой. Процесс изучения спутника приводит, как правило, к очень интересным выводам. Оказывается, что человеческое существо – это бездна, в которой, сколько не вглядывайся, обнаруживаются всё новые и новые нюансы, причём не всегда приятные. Да и в себе, если покопаться можно нарыть качества, совершенно не похожие на то, что надо. Теперь любить другого безоглядно не так-то просто. Иногда это приводит к унынию, из которого есть, в сущности, только два выхода. Первый – пройти тот же путь с другим и вернуться в точку отправления, второй – поменять смысл фразы «я тебя люблю». Эти слова теперь вызывают беспокойство (если их сказали тебе) и страх (если понимаешь, что их ждут от тебя). Поэтому из лексикона они временно исчезают.

Ну вот теперь «я тебя люблю» оказывается трудно разрешимой загадкой, найдя ответ на которую ты, кажется, приблизишься к пониманию самой великой тайны мироздания. Чтобы пробиться к истине, в ход идёт весь арсенал способов познания, который человек накопил за всю предыдущую жизнь. Задушевные беседы с друзьями и незнакомыми людьми, глянцевые журналы с чёткими советами на каждый день, попытки вдуматься в смысл классических произведений, участие в психологических тренингах, статьи в научных журналах, поиски великих гуру, чтение изотерической литературы, цыганки-гадалки, талисманы-горокопы. В конце концов, человек становится ходячим сборником вырванных из контекста расхожих фраз и глубокомысленных сентенций, ровным счётом ничего не проясняющих, но вызывающих у окружения восторженные вздохи и поддакивания: «Да-да, я тебя понимаю, это именно так». После блужданий и полного, до тошноты, отравления всей этой «философией» и нескольких попыток хождения по чужим следам человек приходит к выводу, что где он был, там и остался. Вернее, множество извилистых путей привели его на то же место, где задаётся всё тот же вопрос о смысле любви. В общем, тайны мира ему не по зубам и великие учителя прошлого и современности не могут ответить на простой вопрос «как жить дальше».

И вот в этот момент измученный трудами и потерпевший неудачу мозг отказывается продолжать попытки вникнуть в смысл «я тебя люблю». Как ни странно, человеку вдруг открывается удивительный непредсказуемый и очень зыбкий мир красок, запахов, нюансов, чувств и ощущений. Порядок вещей здесь не поддаётся объяснениям и оценкам типа «хорошо»-«плохо». Можно идти в любом направлении, и всё будет интересно. От этого многообразия, смешения, находок и потерь рушатся привычные представления и рамки, мысли кажутся теперь ограниченными, скучными и абсолютно ненужными. Человек становится похожим на ребёнка, для которого любовь – это непосредственность, полнота и необъятность. Поэтому на вопрос «Ты меня любишь?» его совершенно устраивает ответ: «Конечно, сильно-сильно, очень-очень, выше крыша до неба, до самой дальней звёздочки, до края Вселенной и даже дальше!» А что ещё нужно ребёнку, ой, простите, взрослому человеку?!

                Июнь 2014


Рецензии
Здравствуйте, Автор.
Мне очень понравилась Ваша работа. Действительно, в эти три слова очень часто некоторые люди вкладывают душу, а некоторые отвечают: "И я тебя" - , чтобы просто отделаться.
А Вы раскрыли почти саму суть. Ведь, и правда, очень часто многие просто сдаются и, подобно обыкновенным детям, хотят верить, что их любят просто так и сильно-сильно, как мама или папа.
Спасибо за чудную работу.
Творческих успехов Вам и вдохновения.

Анна Леоненко   12.07.2014 17:13     Заявить о нарушении
Анна, спасибо за отклик! Во взрослой жизни нам порой не хватает вот такой безусловной любви, которая даёт силы пробовать, расти, двигаться дальше. Желаю, чтобы Вы всегда ощущали за своей спиной мягкую и добрую поддержку.

Юлия Хесса Бирюкова   12.07.2014 17:46   Заявить о нарушении