К вопросу о суррогатном материнстве

Всем нам, хотим мы того, или не хотим, приходится быть в курсе подробностей личной жизни некоторых публичных персон, избранных общественностью в качестве поставщиков материала для сплетен и пересудов, а точнее, приложивших в своё время все усилия, чтобы отказаться от права на охрану своих секретов. Можно объяснять причины возникновения поп-икон и манией величия одних, и  желанием некоторых других людей, как в детстве, равняться на "успешных" людей в качестве примеров для подражания, но не считаться с поведением поп-икон невозможно. Они задают нам моды, течения и направления наших оценок и суждений о мире, определяют, о чём писать и говорить, и нравится нам это, или не нравится, а приходится писать и говорить именно об этом. Так после того, как сразу несколько поп-икон с небосклона отечественной эстрады воспользовались "услугами" суррогатных матерей, в обществе обострились споры вокруг того, насколько это "правильно" или "неправильно". Стороны как "за", так и "против" приводят чаще всего неоднозначные доводы, так что вынести объективную оценку набирающему популярность явлению без глубокого и всестороннего его изучения достаточно сложно. Основной аспект проблемы - этический, и он то как раз и таит в себе самое большое число противоречий. Если женщина в силу слабости своего здоровья и других причин физиологического характера не в силах вынашивать собственного ребёнка, то это может сделать та женщина, чьё здоровье ей это позволит.

Обоснованных доводов "против" нет. Большинство из них - отсутствие энергетической связи между биологической матерью и ребёнком; обострение конфликта "отцов и детей"; психологические проблемы самого ребёнка - не представляется возможным доказать сейчас, так как для получения каких-либо оснований для выводов нужно подождать, пока вырастет первое поколение детей, и делать выводы уже на основании наблюдений за ними. Тем не менее, ждать у нас времени нет, а делать прогнозы бессмысленно, и потому следует обратиться к тем областям знаний, в которых человечество имеет достаточные опыт и наблюдения для прогноза.

Это социопсихологическая область. Она хоть тесно связанная с этической, но ровно лишь в той степени, в которой с ней связаны все остальные области. Для психолога этика имеет смысл лишь тогда, когда она стоит на страже душевного здоровья отдельного человека и задаёт обществу здоровые ориентиры. Здоровое общество - общество в котором уважение к жизни, здоровью и достоинству каждого человека является высшей ценностью, соответственно, больное общество - это общество, в котором они ни во что не ставятся.

Так каким же будет общество, в котором широко распространена практика суррогатного материнства с этой точки зрения - здоровым или больным?

Широкая практика суррогатного материнства вполне может привести к появлению нового социального класса - класса суррогатных матерей. В него могут войти женщины с низким уровнем дохода, безработные, женщины без образования. Для этих женщин суррогатное материнство сначала станет средством преодоления материальных затруднений, а затем и источником дохода. После вынашивания второго, третьего ребёнка такая женщина может превратиться в профессиональную суррогатную мать, и даже начать конкурировать с "начинающими". Это создаст и новую сферу рынка труда.

Сторонники экономического прагматизма, стоящие на позиции необходимости извлекать выгоду отовсюду, откуда возможно, скажут, что это весьма даже и неплохо. Они признают формирование такого рынка как фактор борьбы с безработицей и возможности повысить материальное положение граждан. Но вновь возникнет этическая проблема, а точнее вызов демократическим и гуманистическим идеалам. Всё дело в том, что класс суррогатных матерей станет эксплуатируемым классом.

Во-первых, он будет поставлен в зависимость от "работодателя". Во-вторых, некоторые молодые женщины, находящиеся на выборе жизненного пути, предпочтут получению образования и, как следствие, активному участию в гражданских, общественных делах, пополнение рядов профессиональных суррогатных матерей. Образование таким женщинам и в самом деле не нужно, оно станет лишь пустой тратой времени. А ведь именно отсутствие образования - одна из причин того, что самый эксплуатируемый класс - это проститутки. Нехватка образования приводит не только к незнанию гражданских прав и индифферентности в общественно-политических процессах, но и к недостаточному интеллектуальному развитию и развитию эмоционально-волевой сферы психики. Проститутка не способна к сопротивлению эксплуатации со стороны сутенёров или "клиентов". Примерно то же самое мы сможем наблюдать и у профессиональной суррогатной матери, психика и интеллект которой будут находиться чуть выше уровня животного по той простой причине, что они будут им просто не нужны и за ненадобностью атрофируются, как атрофировались в ходе эволюции зубы у птиц.

Итак, помимо того, что мы получим членов общества с атрофированными интеллектом, сбитыми этико-нравственными ориентирами ( то есть, не понимающими, что делать для сохранения душевного здоровья ), пассивной общественной позицией, мы получим общество, в котором атрофируется и кое-что ещё. Часть женщин, которым здоровье позволяет выносить ребёнка, откажутся от этого по причинам нежелания портить внешность, фигуру, карьеру или же повинуясь дани моды, которая не замедлит возникнуть. Возможность отказа от вынашивания ребёнка будет серьёзным соблазном даже для нелегкомысленных людей, потому что общество будет поощрять суррогатное материнство, и со временем вынашивать собственного ребёнка без "услуг" суррогатной матери может стать позорным.

Вспомним европейское и русское дворянское общество XVIII-начала XX веков, в котором считалось едва ли не неприличным кормить своего ребёнка грудью, когда можно воспользоваться "услугами" кормилицы-простолюдинки. Эта повальная мода, от которой отказывались лишь в периоды увлечения педагогическими идеями Руссо и к которой возвращались, вытекла из описанных выше причин. Классы простолюдинов были необразованными, лишёнными привилегий и как следствие эксплуатируемыми классами, находящимися в зависимости от нежелающих портить фигуру или репутацию дворянок.

Большое число женщин без образования, не знающих своих гражданских прав, общественная функция которых сводится лишь к вынашиванию чужих детей, чем они схожи с муравьями-матками, разделяет общество, превращая его в некое подобие муравейника. Одни рожают, другие охраняют, третьи строят. 

Более того, такое принадлежность к классу будет определяться рождением, как в любом классовом обществе. Когда первое поколение профессиональных суррогатных матерей подойдёт к возрасту, в котором заниматься своим ремеслом будет уже невозможно, их должно будет заменить новое поколение "профессионалов". Но откуда им взяться? Не из числа же тех девочек, которых они выносили. Те, в силу принадлежности от рождения к элитарному классу, сами должны будут стать "клиентами" "профессионалов". Следовательно, "профессионалами" будут становиться дети самих "профессионалов". Тем более, что их матери, занятые вынашиванием чужих детей, не смогут в полной мере воспитывать своих собственных детей. Их интеллект также будет находиться в животном состоянии, и из поколения в поколение эти люди будут банально "тупеть". Среда этих лишённых интеллекта и представлений об элементарной этике людей будет питательной средой для преступности. Из этой среды будут выходить проститутки, сутенёры и прочие асоциальные элементы.

Таким образом побочными явлениями суррогатного материнства могут считаться:

1) общественное расслоение, кастовость;
2) падение социокультурного уровня общества;
3) падение числа образованных граждан;
4) рост преступности.

Всё это атрибуты больного общества. Кастовое общество, в котором человек не имеет возможности самореализоваться, быть полезным себе и обществу, если родился "не у тех родителей", и даже не имеет права на интеллектуальное развитие - общество в корне невротическое. Так называемая "государственная элита", лишённая притока "свежей крови" в лице достойных, способных людей из "низов", обречена на вырождение.

И это лишь те аспекты проблемы, о которых можно говорить, опираясь на имеющийся у человечества исторический опыт. Поколение суррогатных детей ещё не выросло. Когда это произойдёт, мы с удивлением откроем для себя новые последствия этого явления. Но будет уже поздно их исправлять.


Рецензии
Абсолютный противник суррогатного материнства. Это шаг к полной ликвидации самого материнства. Заказать в "магазине" себе ребенка, причем, чаще всего без вынашивания, а потом отдать его на воспитание купленным воспитателям, это вырастить непонятно кого. Но только не человека.

Виталий Овчинников   04.10.2014 17:26     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Давид Павельев   04.10.2014 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.