Воспоминания

ВОСПОМИНАНИЯ               
               
Москва,1941..Немецкие войска в 30 км…
В выходные дни Наденьке, работавшей на заводе в 13 лет, надо было на рынке обменивать какую-либо одежду, домашнюю утварь на продукты.
Сборы были не долги  и вот она уже на рынке, где из-за столпотворения ей не сразу нашлось место для торговли. Достала новенькую, только сшитую  мужскую рубашку. Стоять в ожидании покупателя пришлось долго, мимо мелькали  лица людей, исхудавшие, озабоченные, было невообразимый шумно. Никто не останавливался, проталкиваясь мимо.  Каждый раз она вздрагивала от оклика, или когда кто-то протягивал руку к ней, чтобы потрогать ткань рубашки .      
К концу торгового дня  стояла Наденька , голодная, прислонившись к стене сарайчика, в котором местный сторож держал свою утварь. Холодный  ветер забирался в рукава  пальтеца и, то и дело,  пытался сбить с ее головы шапчонку.
Потупившись, разглядывала землю под ногами, смотреть на людей было совсем невмоготу.. Вдруг к ней приблизились истоптанные мужские сапоги в сопровождении костылей, принадлежавшие старому исхудавшему человеку.
- Сколько хочешь за нее -тихо произнес он.
- Хлеба, картошки, мама просила сказать так
- Ну это не для меня -ответил он и стал разворачиваться, чтобы уйти. Одно неловкое движение его пальто распахнулось. Наденька  увидела, что кроме отличительной мужской одежды на нем ничего не было, посиневшее от холода тело поразило ее своим неожиданным видом.
- Возьмите, ничего не надо -она накинула рубашку старику на плечо и опрометью, не оглядываясь , побежала прочь.
Опомнилась лишь дома, когда ее пыл охладил вопросительный взгляд матери, увидевшей, что   Наденька ничего не принесла, ни хлеба, ни картошки, ни рубашки.
- Мамочка, он совсем раздетый, голодный …, в такой холод, больной - бормотала она, боясь, что мать ее вздрючит, ведь семья была большая, кроме нее еще двое сестер, те ведь тоже хотели есть.
Но мать , обняв, стала гладить ее по голове, приговаривая,:
- Не печалься, может твоему отцу на фронте тоже кто-нибудь поможет, если что…
А я еще сошью…   


Рецензии