129. Сады стихов. Обезьяна Аполлона
В золотой гостиной Сологубов. Звучит. В обществе Блока, Мандельштама и Кузьмина, Чуковского и Куприна.
Но сам Сологуб, и его жена Анастасия Чеботаревская сплошь и рядом умудрялись (а может, намерянно старались) оставить сальные пятна на белой крахмальной скатерти, символизирующей хороший тон.
Хозяин, получивший в литературных кругах прозвание «кирпич в сюртуке», то ли в самом деле был склонен, то ли очень старался прослыть садо-мозахистом, что добавляло пряности его прозе.
Хозяйка была «в своем роде»: перманентно-тревожная, всегда, «как струна, слишком сильно завинченная на колок», она пыталась при том создать вокруг супруга культ поклонения (судорожные порывы бедняжки закончились полным «обрыванием струн»…)
Сама обстановка квартирки своей обстановочкой: золоченые стулики, розовые шторы с бантами и фестонами – вызывала у интеллигентных посетителей «род душевной мигрени» («Что бы еще сделать? Лысину позолотить, что ли?» – уныло кокетничал Сологуб).
На стенах красовались почему-то многочисленные монументальные «Леды с лебедями» разных художников. «Не кабинет, а ледник», – острили гости.
Хор современников:
- Сюда приходили, кто в чем хотел, и вели себя, как кто хотел…
- Актриса Яворская, задрапированная в античный хитон, вонзала шаловливые коготки в спину лежащего у ног ее Алексея Толстого, облаченного в «фантастической пошлости» капот из гардероба хозяйки. Профессор Ященко в одежде древнего германца со шкурой через плечо, громогласно требовал сырого мяса...
- Помню Ремизова, похожего на лесного зверька, он помахивал хвостиком в заднем разрезе пиджака.....
- Яворская, настоящая мадам вамп, косила свои жертвы десятками….
На одном из вечеров у Федора Кузьмича танцевал известный в артистических кругах юноша Поздняков – в стиле Айседоры Дункан: босой и с одной лишь муслиновой набедренной повязкой на почти античном торсе. И вдруг Чеботаревской пришла мысль: заставить проплясать «в эротическом стиле Помпеи времен упадка» некую юную гостью, застенчивую барышню.
Протесты жертвы не приняли во внимание, на нее надели нижнюю рубашку хозяйки, подпоясали лентой и заставили-таки «скакать вакханкой» – девочка перед изысканной публикой неуклюже принялась канканировать в диком этом дезабилье. Опомнившись, расплакалась: «Редко в жизни я ощущала такой стыд».
Сологуб на своих сборищах любил в разгар веселья внезапно потушить свет в гостиной, чтобы в темноте слышались звуки поцелуев. А когда лампы вспыхивали вновь, то заставали гостей в весьма интимных позах.
Кому-то нравились такие шутки, но у других это вызывало отвращение. Молодой Пришвин, например, писал: «Салон Сологуба – величайшая пошлость, самоговорящая, резонирующая мертвая маска…» (снижение темы Карнавала).
Мертвенность «веселеньких» развлечений в этом доме тонко оттеняли соответствующие детали, например, «загробный» голос хозяина, убеждающий гостей угощаться изысканным ужином.
Когда ты очнешься после смерти на том свете, то услышишь, сквозь могильные плиты: « Кушайте, кушайте, господа…»
Фатэма
Среди всех этих изысканных ужинов и обезьяньих гримас Федор Кузьмич очень много писал о смерти. Сам себя чувствовал мертвецом ( см. «Камергер призраков»)
Живы дети, только дети,
Мы мертвы, давно мертвы.
Смерть шатается на свете
И махает, словно плетью,
Возле каждой головы.
Торопись дышать сильнее,
Жди, придет и твой черед.
Задыхайся, цепенея,
Леденея перед нею.
Срок пройдет – подставишь шею, –
Ночь, неделя или год.
А Настасья Чеботаревская, жена литератора Федора Кузьмича Сологуба, вдруг пропала. Будто вовсе не бывала.
Плакал, искал, не терял надежды.
Только через несколько месяцев он узнал доподлинно, что жена его бросилась с Тучкова моста в речку Ждановку.
Никто не ответил, почему.
Но пока это было лишь черным облачком на горизонте, фатэмой.
Свидетельство о публикации №214071301185