Пушкины, не стреляйтесь!..
Мы с Сашкой Фигурой сидели на крыше деревянной стайки, уместившейся в ряд с остальными вдоль железной дороги. По ней частенько ходил паровоз, волоча за собой вагоны то со щебёнкой для нужд асфальтового заводика, прикрепившегося высоко над городом и терриконами шахт на краю Горы Ветров, по-татарски - Тырган, то для кирпичного завода брёвна, глину, песок, мелкую гальку...
Отсюда хорошо просматривался лежащий внизу и уступами славный городишко П-ск. Трамвайчики как игрушечные смешно спускались и взбирались меж кукольных крыш сереньких домиков серпантинными вилюшками, катая крохотных озабоченных буднями человечков.
Детство - пора такая познавательная: то головастики в канаве рядом с рельсами заинтригуют, то бабочки-капустницы, то дождевые червяки с диковинными жуками, - мир в это время волшебен!..
Я ещё совсем глупый по сравнению с Сашкой - он был года на полтора старше, всё знал, да ещё был хохляцкой натуры - хитрован-хитрованище!
- Смотри, - толкнул он плечом, говоря как-то торжественно,- Пушкин идёт!
Я повертел головой: синее небо, звон цикад в летней траве - из прилепившихся к железной дороге огородов, крыши сарайчиков, на одном из которых мы сидели, и - идёт какой-то курчавый мальчишка по шпалам в полосатой майке, как потом узнал - тельняшке.
Зная Сашку, я с недоверием разглядывал юного паренька. Лицо у него было ну прямо вдохновлённое, выражение стремилось куда-то в видимые ему одному только небеса, этим он мне понравился подспудно, интуитивно по-детски. Я почувствовал
растущее к нему уважение и уже менее недоверчиво посмотрел на Сашку.
Тот энергично забожился: самый что ни на есть Пушкин! И я поверил.
Я не отрываясь провожал взглядом прошедшего по шпалам мимо нас внизу самого Пушкина, пока он не завернул в проулок, ведущий к красивой и внушительной четырёхэтажной районной школе. Сашка в это время беззвучно про себя, одной только еле сдерживаемой мимикой, издевательски хохотал надо мной с ему только ведомым воображаемым собеседником, но как только я осенённо обернулся к нему, он поменял выражение лица на торжественное: смотри, ведь не каждый день самого Пушкина увидишь!..
Дома я рассказал матери о виденном. Она улыбнулась и прочитала какое-то детское стихотворение из Пушкина - про трёх девиц, которые пряли вечером у окна и мечтали быть заботливыми царицами...
Я слушал и думал: надо же какой умный и опытный парень этот Пушкин, даже цариц видел! И вообще - это удивительно, что он живёт в нашем городе где-то рядом!..
Пушкина я видел ещё несколько раз за лето, сидел на крыше и убеждался: тот самый, настоящий, лицо светится под курчавыми волосами, удивительный!
Потом наступила зима, начинала уже весна готовиться к лету, на следующий год самому предстояло поступать в школу и так же как Пушкину ходить по шпалам, заворачивая в тот же самый проулок, ведущий к школе.
Думая об этом, я чувствовал себя удивительно важно - чуть ли не министром каким-то, особенно в матросском костюмчике,- из тех, которые наши модельеры копировали из голливудских фильмов - с образа благополучных детей миллионеров, но на советский лад. У меня, как и у Пушкина, тоже выступал из отворотов уголок тельняшки, правда, это было всего лишь имитацией,но с Пушкиным сближало.
Детство - заигрываешься, появляются другие увлечения и герои, нахальные и высокомерные кривляки с косичками отравляют мальчишечью душу, заставляют выдумывать поразительные дружелюбные миры, где царствуют милые и добрые ангелы с такими же косичками, Пушкин до поры до времени забылся...
В тот уже почти весенний ясный как капля воды на солнце день мне запомнилось красивое, но погрустневшее лицо мамы. Она качнула головой со вздохом и сказала: - Твой Пушкин застрелился...
Я открыл рот, чуть не оглохнув от такой новости и заикаясь, не веря, произнёс к-к-как?.. Слёзы выкатились из глаз.
- Так, - сказала мама, - его не перевели в шестой класс из-за двойки по русскому языку.
- Ну а застрелился зачем? - спросил я, подспудно понимая что двойка ещё не причина себя убивать.
- А он девочку из своего класса любил, нравилась она ему. А когда оставили на второй год стало невыносимо стыдно, - со значением продолжила мама.- Взял отцовское охотничье ружьё, залез на чердак, сунул дуло в рот и нажал курок...
Больше я ничего не спрашивал, ушёл молчать в одиночестве и вытирать слёзы, чтобы их никто не видел.
Я часто вспоминаю этот случай из детства. Мальчик, похожий на Пушкина пережил невыносимое и намеренное унижение от хладнокровной и бесчувственной учительницы русского языка и литературы. Сейчас я бы сравнил её с той бездушной стервой, что эпическим символом олицетворяет невесёлое лицо эпохи суицидов и войн, и которая так хорошо описана в романе Кена Кизи "Полёт над гнездом кукушки".
Мне повезло с моей учительницей, но боже мой, сколько же разбитых судеб из-за считающих себя грамотными, но страдающих совершенной духовной безграмотностью слепых педантичных и холодно озлобленных чем-то внутри себя женоподобных существ!..
Ранимость пушкиных, ранимость людей, чужая боль эти всё размножающиеся олицетворения не волнует...
Пушкины, не стреляйтесь!..
Е.
13;07;2014
Р.
P.S. Сергей Рыжков.
В Германии, один из директоров средней школы, с учителями в начале каждого учебного года отправляет следующее письмо:
"Я один из выживших в концлагере. Мои глаза видели то, что ни один человек никогда не должен видеть. Хорошо образованные и обученные инженеры построили газовые камеры, которые отравляли детей. Хорошо подготовленные врачи, медсестры, хорошо разбирающихся в препаратах и инструментах, уколами умерщвляли младенцев.
Они все закончили среднюю школу и высшие учебные заведения и превратились в людей, которые вечно будут гореть в аду ...
Поэтому я сомневаюсь, что обучение наукам обязательно и полезно.
Моя просьба к вам:
Приложите все усилия стать человеком и христианином.
Приложите все силы противостоять производству знающих монстров и психопатов. Очень важно, чтобы и ваши дети также участвовали в этом процессе".
Свидетельство о публикации №214071300140
Татьяна Азарова Плесовских 24.06.2016 16:33 Заявить о нарушении
Ергений Разин 26.07.2016 19:32 Заявить о нарушении