Зема

               

Был у нас на автобазе шофёр по кличке «Зема» прозвали его так, потому, что всех он называл этим словом, обращаясь к любому из нас. Работал он на «ЗИЛу» - полуприцепе. Постоянного напарника в рейсах у него не было и он, на короткие расстояния ездил зимой один. Когда подворачивался хороший рейс на «дальняк», то пристраивался к другим машинам, ехавшим в попутном направлении. Так было безопаснее и случись что, всегда будет товарищеская  помощь в любой ситуации.  Машиненка у него была не первой свежести и постоянно его подводила в ответственный момент.  Когда, утром приходит заводить ее, то первым делом с ней здоровается. Потом ласково просит ее, не подводить его перед товарищами, не капризничать и завестись с первого раза. При этом,  поглаживая нежно рукой по крылу ее и целуя  в капот. Пройдя этот утренний ритуал, садиться заводить движок в кабину, включая стартер. Погоняв им немного, соображая, что так «посадит» аккумулятор. Молчком вылезает из кабины, берет заводную рукоятку и крутит до посинения. Не заводится и все!  И бензин в норме, и искра на месте, только капризничает его кормилица. Ещё, не теряя терпения, он достаёт из кармана путёвку, права и показывает ей, при этом на полном серьёзе с ней разговаривает.  Объясняет ей, о предстоящем задании, которое ему предстоит сделать и заработать приличные деньги, чтобы потом накормить его большую, и всегда голодную семью.   Все документы,  показав и рассказав, пробует ещё раз крутануть рукояткой, но,все тщетно. Не заводится! Обессиливший, впадая в неистовство от злости, которую он  порядком подкопил за это время,  этой же рукояткой бьёт, нанося удары по капоту, по крыльям, на которых давно уже нет живого места от постоянного битья в порядке воспитания. Разгневанный, матерясь, он бегает по гаражу и ищет машину, чтобы завести свою «кормилицу» с буксира. Такая заводка поутру, занимает много времени,  поэтому он и приходил на час пораньше, чтобы всегда, вовремя выехать на линию. Такой спектакль смотрели все, кто приходил в гараж - спрятавшись за машины, наблюдая из укрытия за живым доморощенным клоуном. Как-то, в трескучие морозы его отправляют отвезти срочный груз за семьсот километров в п. Сунтары. Я, тогда работал на «КамАЗе», в Якутске и загрузился с товарищем таким же грузом. Срочно сдавался объект: – школа, и нас троих отправили доставить радиаторы отопления, чтобы запустить тепло в помещение, до Нового года. «Зему» пустили вперёд, и он с удовольствием отрывался от нас на приличное расстояние, километров за пятьдесят. Потом, не теряя даром времени, ожидая нас, пил чай и слушал радио. Хочу заметить, что раньше в восьмидесятые, сотовых телефонов не было. Чтобы узнать, где находиться та, или иная машина, приходилось останавливать встречные и спрашивать у шоферов потерявшуюся машину. Как говорится, - сарафанное радио, сообщит тебе все про всех, и с мельчайшими подробностями. Мы, шли не торопясь. По «зимнику» не разбежишься, замёрзшие кочки болота встречали и «протрясывали» каждую машину, въезжающую на ее территорию до тошноты. Да, и по лесной дороге, езда по глубокой, промёрзшей колее не очень располагает к удовольствию вождения. Быстро обтиралась  о колею резина, вырывая корд до дыр, и колесо взрывалось. Проехали полпути, остановились в «кармане», чтобы сварить пельменей, которые в «авоськах»  возили все шофера, накинув их на зеркала заднего вида. Очень удобно сохранять и быстро готовить на примусе прямо в кабине. Потом, ставили кипятить чай.  «Зема» наш упылил, только мы его и видели. Подстраиваться к нему мы не стали, чтобы не гнаться, решили, что он не потеряется и стали обедать, не подозревая, что в это время наш «Зема» грыз зубами мороженую землю, замерзая у заглохшей своей машины. Попали мы на выходные дни, и по трассе очень мало проходило машин в это время. А, мороз давил за минус пятьдесят, и любая поломка двигателя была - смерти подобна. Вот наш герой, оторвавшись от нас на приличное расстояние, решил проверить масло в движке, надеясь, что мы подъедем с минуты на минуту. Заглушив мотор,  проверил масло,  долил водички и стал заводить машину, но замёрзший аккумулятор не смог сделать ему это. За три часа машина полностью застыла и стала замёрзшей гробницей для него. Распластанного и замерзающего на дороге, грызшего замороженную грязь с кровью вперемешку, его подобрали проезжавшие навстречу машины, которые и доставили его нам. Не удивительно, что такие, как он замерзают очень часто, не думая сами, что творят. Ещё бы полчаса и наш землячок стал - бы мороженой сосулькой. Такое ЧП, нам было бы очень неприятным и очень длительным рейсом  в связи с предстоящим расследованием.  На вопрос,  - почему он так глупо поступил? Ответить просто не хотел, понимая только теперь свою глупость, которую сотворил.
 Был аналогичный случай с одним якутом, которого одного отправили в Якутск, перед самым Новым годом за срочным грузом из школы на машине, ГАЗ–53 на неприспособленной для дальних рейсов машине, по незнакомой водителю дороге. Заправки по трассе работали плохо. Не на всех можно было заправиться.  Поэтому, все рейсовики делали самодельные «калымбаки», литров на восемьсот, чтобы  не клянчить по заправкам дефицитную арктическую солярку и лимитированный бензин. Когда мне однажды не хватало горючего до Вилюйска, я решил попробовать уговорить заправщицу, залить сто литров дизтоплива, на что она отреагировала очень доходчиво и понятно.    
  – Легче, говорит, ты у меня еб..ть выпросишь, чем я тебя заправлю!  Чтобы сделать, и то, и другое, приходилось проявлять изобретательность и обаяние к королеве бензоколонки, от которой зависим, был каждый. Кто небрежно надеется на промежуточные таёжные заправки, совершает непростительную глупость.
 Закупив в Якутске пива, яблок и мандарин, приходилось  вперемешку с коньяком соблазнять якуток - заправщиц дефицитными гостинцами. В большинстве случаев, этот соблазн действовал по всем отдалённых заправкам. Дефицит фруктов и вкусненького городского гостинца, делал покладистей недоступную и строгую хозяйку АЗС. Напоив ее, сам заправляешься, сколько хочешь. Частенько, можно было увидеть стоявших у заправок «фуры», с молотившими двигателями, не одни сутки. Значит, очередной «женатик» сломил неприступную якутку, и справляет с ней не одну уже брачную ночь. Но,  это были опытные волки, которые выживут в любой ситуации. А, этот пацан, которого не заправили на промежуточной заправке, решил, что дотянет до следующей заправки, которая была в ста километров.  Об этом, конечно он не знал, а спросить просто поленился, и в конечном итоге замёрз, сидя в кабине.
  Такую же участь, только, ужаснее, постигло двоих местных молодых людей, которые пошли пешком, бросив сломанную машину на трассе. Понадеялись, на то, что их подберёт проходящая, какая-нибудь машина. Перед этим они хорошо выпили для согрева и отправились в морозную ночь, которая стала для них последней. Пройдя,  километров пять, на них напала стая волков, от которых не смогли отбиться и были съедены ими полностью, оставив только требуху, которая пахла водкой. И такие случаи случались частенько с шоферами, которые пили спиртное, чтобы согреться, а в итоге засыпали от усталости, не замечая сами того, - навсегда. Говорят, когда человек замерзает, он полностью раздевается на морозе. Ему становится очень жарко, и такой случай, я видел собственными глазами, который произошёл поздней ночью у ворот одного предприятия, где утром мы должны были загружаться. Приехали поздно, расположились на ночлег, у ворот  проходной, выпив чая, легли спать. Только спать нам не дал один напившийся якут, который был в одних трусах и бегал с большим ножом, угрожая нам, и требовал, чтобы мы убирались в свою Россию, не мешали ему жить. Наутро, проснувшись, мы узнали, что нашли замёрзшего на улице кочегара, раздетого до трусов. Это и был наш ночной гость.
Произошёл и со мной похожий случай.  В крепчайший мороз, - «застучал» двигатель. Пришлось глушить его и сливать воду, помощи  ждать неоткуда. Ночь. Все машины на трассе в отстое, шофера спят. Что делать? Замерзать неохота, жить хочется ещё сильней. Паники никакой. Решил развести большой костёр, из проколотой шине. Вот, думаю, и со мной приключилось несчастье, которое как-то надо пережить? Было пять часов утра и возле жаркого костра захотелось сильно спать, сказалась усталость. Лампу паяльную оставить в кабине нельзя, - угоришь и не проснёшься. Пришёл к единственно правильному решению. На совковую лопату положил кувалду без рукоятки и засунул в костёр, дополнительно разогрев ее паяльной лампой докрасна и положил в кабину, а сам залез одетый в верблюжий спальный мешок, чтобы часик поспать. Сил уже не было от усталости и слабости, и я, согревшись в верблюжьем спальнике  от тепла в кабине, - уснул. Проснулся я от жуткого холода, который пробирал до костей. Кабина вся в инее, стекла замороженные от влажного моего дыхания и жуткий мороз, который быстро выгнал меня из мешка. Я, побежал «греться» на улицу. Костер мой давно прогорел. Проспал часа два, наверное, - даже испугался, что мог и не проснуться. Разводить пришлось костёр заново. Возил про запас деревянные поддоны, которые мешались в кузове, но выбрасывать все как-то не решался. Вот и пригодились. Нарубил дров, развёл костёр, наслаждаясь теплом, и стал готовить обед, бросив в него банку тушёнки. Опять положил в огонь кувалду, чтобы пообедать нормально, а заодно узнать, сколько же продержится тепло от этого источника тепла в кабине? 
Тепла хватило только на полчаса.  Успела оттаять кабина, и я нормально поел, как опять становилось холодно от этого мороза. Так и бегал я, - от костра с кувалдой в кабину, потом, наоборот, до самого рассвета, пока не пошли первые машины.   Взяли меня на жёсткий буксир, и поехал я пассажиром в тёплой кабине тягача со спокойной душой.  Хорошего, конечно мало, что ремонт движка займёт много времени и неудавшийся в эту зиму «зимник» оставил тебя без заработка, но ничего не поделаешь. Придётся навёрстывать упущенное будущей зимой, и начинать все сначала.


Рецензии