Смутные времен

Помню жаркое июльское лето восьмидесятых. В Якутске стояла невыносимая жара, от которой можно было спрятаться только на песчаном берегу в тенистых тальниках на Лене - реке. Сотни людей устремились в выходные дни на спасительный речной водоём, спасаясь в воде, наслаждаясь спасительной прохладой, и холодным пивом. Такой жары не помнили даже старожилы. Но вот выходные дни закончились, и наступил понедельник, который принёс слухи о том, что в республику приезжает, какая–то «шишка» из Москвы и началась по городу «чистка», как охота на ведьм в старые времена. Первым делом стали отлавливать «бичей» и пьяниц. Тогда у власти был Андропов, и если ты попался у пивного ларька в рабочее время без справки, которая подтверждает твоё освобождение от работы, то тебя бесцеремонно «менты» за шиворот вытащат из очереди и запихают молча в «воронок», который не один шнырял по городу. Когда набьётся полный «воронок» виновными, и проштрафившимися. Этих «пассажиров» везут на речной вокзал. Там, грузят на самоходную баржу и отправляют на острова косить сено.  Заниматься общественно – полезным трудом, в принудительном порядке. Будешь работать - накормят. Нет, значит ходи голодным по острову, с которого не сбежать ни при каких обстоятельствах. А, по ночам начиналась охота на бездомных, которые на ночь приходили к себе «домой»:  в грязные канализационные колодцы, и в тепло - трассовые гнезда. Шуровало МВД дня два. Очистили от непригодных элементов значительное количество, превратив столицу в идеальный и показной город. Теперь можно  принимать высоких гостей, которых повезут  через весь город в Дом правительства. День республики! Прилетели народные артисты СССР; - Зинаида Кириенко, Людмила Гурченко, Рыбников, Мордюкова и много разных звёзд эстрады. Город встречал знаменитостей на стадионе «Спартак», разинув рты, слушал народ их знаменитые песни, вживую, не  под «фанеру». Но, все равно было приятно, что в такую «дыру» приехали знаменитости эстрады и кино. Народ ликовал.
По этому поводу и прилетела «шишка» из Москвы, чтобы приколоть очередной орден к знамени Якутии и заодно «обмыть» награду. Мой товарищ встречался в то время с подружкой, которая работала в Доме правительства каким–то ответственным секретарем, я не вдавался в подробности конкретно, но баба была - «голова». Она пригласила его на банкет, в качестве мужа, сказав, что пригласительные билеты только на двоих. - Одиночки не допускались. Ему - то что? Тем более в такой Дом войти не просто, к тому же водку там пить?! Кому рассказать, не поверят. Принарядился в строгий костюм, весь при галстуке и запонках, на руках часы, а на груди, как у всех юбилейный значок, штучный, вроде пропуска в здание. Народу было много. Все министры, разные начальники в строгостях все, и много в погонах было. Серьёзные все, о чем-то между собой разговаривают, наверное, о государственных делах, о заботе к  народу? Ну, это их проблемы меня не должны касаться, главное я буду пить водку в торжественный день под усиленной охраной «ментов» и мне за это ничего не будет, и в вытрезвитель не посадят. Приятно  вспомнить – рассказывал он.
Первым стал выступать глава республики Чиряев, который говорил долго и восторженно. Потом выступала «шишка» из Москвы, фамилию так и не вспомнил, под звуки литавр прикалывал орден к знамени. Все хлопали, радовались, что Москва по достоинству оценила огромный вклад в общее дело на процветания нашей Родины. И так все в таком духе. Долго парились, слушали льстивые речи чиновников – министров.
Наконец болтовня закончилась и всех пригласили в банкетный зал. Народ сразу оживился на глазах прямо. Я, завязал с каким-то якутом дружественную беседу ни о чем. – Говорил друг. Длиннющий ряд столов был заставлен отменными закусками из ресторана. Вокруг них суетилась прислуга, нанося последние штрихи в своём произведении. Сколько же там было дармоедов? – которые пришли пожрать за казенный счет, удивлялся он. Сначала были торжественные нудные, никому не нужные тосты, все жаждали выпить и быстро, налететь на еду. Наконец, «шишка» - тамада из Москвы весь высказался и предложил обмыть очередной орден и зарабатывать другой. Все, державшие в руках нагревшиеся бокалы, закричали: -  Ура! И, выпили. Ели остервенело, молча, боясь, что это удовольствие прервёт ещё какой-нибудь оратор. В те времена с продуктами было очень плохо и публика, хоть и высокого ранга, но на халяву есть, не стеснялась, и придерживаться какой – то там этике за столом, никто не собирался. Кто в какой руке держит вилку или нож не присматривались. Здесь все были свои. Ко второму тосту, принесли другую еду с мясом. Зал гудел как улей с пчёлами, разгорячённые спиртным, развязавшиеся языки делали своё дело.  Мой сосед  якут    сначала все спрашивал, сколько у меня детей, потом стал назначать меня своим помощником, а потом материться начал. Я, его наверное споил, предлагая часто со мной выпить, да видать не рассчитал он свои силёнки. Мой сосед совсем расклеился, и под конец мероприятий, уснул на своих очках, крепко зацепившись мордой за скатерть. Жена, худенькая якутка, трясла его трясла, да что толку? Но, тут, слава Богу все свои. Незаметно, мы вытащили втроём болезного в раздевалку, нахлобучив на него шляпу и накинув плащ, запихали его в дежурную «Волгу» стоявшую у парадного крыльца. Что такого? Праздник


Рецензии