Река времени 82. Второй год адъюнктуры

Последние две недели отпуска  я прожили со всей семьей. А когда у меня закончился отпуск,  все разъехались. Аню до конца лета, забрала в Заберезье моя мама, а Лида, с Васенькой и Клавдией Агафоновной, отправились в гости к брату тещи в Белоруссию.

В середине июля в училище курсантов было совсем немного. Часть уехала на корабельную практику, часть была в отпуске. Остались только, лишенные академического отпуска, «академики». То есть  те, кто «завалил» экзамены, и не сумел их пересдать.

Но и офицеров, несущих дежурство  по  факультету было мало. Большинство  разъехалось, кто в отпуск, кто на практику с курсантами, кто в Приветнинское, где в лагере  шел новый набор. Поэтому на полтора месяца, до начала учебного года, у меня было расписано восемь суточных дежурств.

В это время в Училище шел большой ремонт,  который, как правило, сопровождается появлением строительного мусора даже там, где его, вроде бы, не должно быть. В пятом корпусе шло переоборудование картографической фабрики, вместо которой делали курсантский пищеблок.

Кроме того, велись серьезные реставрационные работы на Адмиралтейском шпиле, выполняемые объединением «Реставратор». Наиболее деликатной частью этих работ было золочение шпиля  и его кораблика, главного символа нашего города. Говорили, что, золочение шпиля велось по новой технологии, позволившей сэкономить 16, 7 кг золота.

При золочении шпиля  в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР

 В процессе работ кораблик снимали с места, и он некоторое время стоял на Парадном дворе на специальной подставке. Вот тогда мне впервые удалось осмотреть его вблизи и потрогать руками. На самом деле он не такой уж и маленький, в рост крупного мужчины.

К внутреннему помещению шпиля адмиралтейства всегда было особое отношение. Оно всегда было на замке и опечатано. Допускались туда в сопровождении помощника дежурного по училищу только пожарники, периодические осматривающие помещения на предмет пожарной безопасности и часовщик для осмотра городских часов Адмиралтейского шпиля.

Часовщик,А.Д. Орлиевский, старый, седовласый еврей, обслуживал часы ещё с довоенного времени, и с ним всё училищные начальники уважительно здоровались. Да и как могшло быть иначе, если мраморная доска с его именем,поставленная в честь запуска часов 3 июля 1967 года, после долгого перерыва,была укреплена во внутреннем помещении шпиля.

 В  годы, когда я учился в адъюнктуре, он устроил учиться на наш факультет своего сына.
 Но тот оказался таким лентяем, что окончить училище не смог. Часовщик попытался приспособить его к своему делу. Я пару раз видел, как он, уже после отчисления из училища, со своим отцом поднимался на шпиль.
Но,  похоже, и это ремесло ему не далось. Вскоре, старый часовщик стал приходить один.
 

Раз в сутки, сразу после развода суточного наряда, старый и новый дежурные по училищу поднимались к железной двери ведущей во внутреннее помещение шпиля. Там их уже должен был ждать дежурный пожарник. Он делал предупреждение, что в помещение шпиля нельзя входить со спичками и зажигалками.

 Опечатанное помещение вскрывалось, и включалось электрическое освещение помещения. Новый дежурный убеждался, что с пожарной безопасностью всё в порядке, собственноручно  выключал освещение, закрывал и опечатывал дверь. О чем, по прибытии в рубку дежурного по училищу, делал запись.

Этот ритуал порождал иронию, вылившуюся в анекдотический случай. Мурат Сафербекович Туганов рассказывал мне, как после осмотра шпиля, когда он сдавал дежурство Борису Ивановичу Мокрову, впервые заступающему дежурным по училищу.

 Мурат Сафербекович вытянулся по стойке смирно и отрапортовал: «Товарищ капитан второго ранга! Настоящим докладываю, что реликвию города, шпиль Главного Адмиралтейства  капитан 1 ранга Туганов сдал».

Борис Иванович, считая, что так и нужно, бодро ответил: «Товарищ капитан первого ранга! Настоящим докладываю, что реликвию города, шпиль Главного Адмиралтейства принял»

Когда на следующий день Мокров повторил ритуал, а вновь заступающий дежурным В.И Крылов удивлённо спросил: « Боря, ты бредишь?», молодой дежурный понял, что его разыграли.

Отсутствие курсантов  в середине лета и меньшее количество начальства, облегчало дежурство, но с другой стороны все приборки, которые в обычное время производятся по распорядку дня всем личным составом, теперь почти целиком легли на плечи дежурной службы из тех же «академиков», как правило, не самых добросовестных курсантов.

В дни не занятые дежурствами я продолжал работать над диссертацией, занимаясь текстуального  оформления тех теоретических и экспериментальных исследований, которыми занимался этой зимой и весной. Кроме написания текста первых глав диссертации, этот же материал оформлял в виде докладов на  научно-техническую конференцию училища, намечаемую предстоящей осенью.

Работы было много, поэтому домой я приходил поздно, благо всё моё семейство было в разъезде. Чтобы держать себя в форме стал каждый день по утрам бегать по Парку Победы, благо, что от дома до ближнего входа в парк не более двух минут легкого бега.

Это хорошее начинание продлилось у меня до 1986 года, включая три года жизни в Гаване, где я занимался бегом на стадионе Педро Мореро, тоже в нескольких минутах бега от нашего дома. Только когда мы обменяли квартиру и переехали из Московского района в Выборгский, бег трусцой я  заменил  прогулкой с собакой.

А в дни адъюнктуры, я  вставал в шесть часов утра и сразу бежал в парк. Летом бегал в шортах и майке, весной и осенью - в спортивном костюме. В зимние дни надевал еще легкую куртку. Не бегал только в сильный дождь, а если только чуть моросило, то надевал спортивную шапку и вперёд!

30-40 минутные утренние физические занятия ощутимо помогали  делу, смягчая последствия  необходимости интенсивной работы с книгами и бумагами.
Чтобы выполнить всё намеченное планом адъюнктской подготовки
 оставался, порой, работать  в Училище даже после суточного дежурства по факультету. 

Однажды,  поздно вечером, пришлось подниматься пешком, так как кто-то не плотно закрыл дверь. На втором этаже  увидел, явно расстроенную,   Наташу, с которой Лида поддерживала дружеские отношения,  вместе ходили в молочную кухню.
Наташа, молодая незамужняя женщина, жила с больной матерью и тремя маленькими  детьми, двумя девочками-двойняшками четырёх лет и грудничком,  Васиного возраста.

Я спросил, что случилось, и Наташа ответила, что уложила детей спать и вышла подышать свежим воздухом перед сном. А сейчас не может попасть в квартиру, так как ключ застрял, и  замок не открывается.   Соседка уехала на дачу,  мать плохо слышит, да и спит она крепко и на звонок не открывает. Стучать она боится, чтобы не напугать детей.

Я предложил ей помочь. Попытался вытащить ключ, но безуспешно.
Тогда поднялся к себе в квартиру и принес  большую отвертку и пассатижи.   С помощью пассатижей удалось извлечь ключ, а отвёрткой отжал собачку замка. Наташа горячо поблагодарила меня за помощь, и я пошел домой.

Но, надо же так случиться, что и у меня ключ не открывал  дверь. Я, с полчаса, безуспешно стался её открыть. Пытался повернуть ключ пассатижами, но почувствовал, что он сгибается, не поворачивая ригель. Наконец, после многократных проб с вытаскиванием и вставлением ключа в скважину, ключ, наконец, легко повернулся и открыл дверь.

Подумав, что с утра надо будет перебрать и смазать замок, я, закрыв дверь на крюк, пошел спать. В этот день я заступал в наряд, и в Училище надо было ехать к 16 часам, так что время перебрать замок у меня было. Но я вспомнил об этом, только когда собрался уходить на службу. К счастью, замок закрылся легко, и я посчитал, что проблема разрешилась сама собой.

Говорят, что в одну воронку два раза снаряд не попадает. Я знаю, что это не так, и не очень удивился, когда не смог открыть дверь лаборатории ВКТСС, где в шкафу висел китель, и лежало снаряжение для пистолета. Опять заел замок.  Факультетский развод провел в рекреации первого корпуса в тужурке и без снаряжения.

Затем взял у дневального по спальному корпусу штык-нож и с его помощью отжал ригель замка.   Пятнадцати минут хватило, чтобы переодеться, получить пистолет и своевременно выйти на развод.
Дежурным по училищу заступал Лабзин, и служба прошла без нервов и проблем.   На кафедре КЭП, куда он ушел сразу после развода, оставив вместо себя Женю Швалева, своего помощника, я раздобыл необходимые инструменты. Затем снял, перебрал и смазал замок.

После смены с дежурства решил ещё немного поработать, и задержался на службе до 22 часов. Дома меня ждал ещё один сюрприз. Дверной замок опять не открывался. Провозившись с полчаса, и кляня себя за то, что вчера не починил заведомо неисправный замок, решил позвонить к соседям по площадке  и попросить инструмент.

Если топором  отжать малую створку двери и опустить  верхний  и нижний стопоры, её фиксирующие,  то и при закрытом замке можно будет надеяться, рывком,  открыть дверь.

На мою беду на звонок ни кто не вышел. Тогда я спустился на второй этаж и коротко позвонил в квартиру к Лидиной подруге. Наташа, уже уложила детей и, видимо, собиралась на вечернюю прогулку, так как               
открыла сразу.

«Извини за поздний визит, теперь у меня не открывается замок. Не найдется ли у вас столовый нож и топорик?», - спросил я, как можно тише.
«Сейчас дам», - с готовностью ответила Наташа и открывая створку тумбочки под телефоном.

«Кто там?»,- раздался старческий голос из комнаты
«Спи, мама. Это соседка пришла попросить отвёртку.
«Так у нас нет отвертки, откуда она у нас?», - послышалось в ответ
«Я так и сказала, и она уже ушла», - зачем-то соврала Наташа, доставая из тумбочки туристский топорик и сапожный нож, с рукояткой, обмотанной синей изоляционной лентой.

 И добавила: «Я схожу на полчасика, погуляю перед сном. Не закрывай дверь на крюк. Ключи я взяла».
«Чтобы не позже двенадцати была дома!», - раздался сварливый голос.
«Хорошо!»,- ответила Наташа, открывая дверь и пропуская меня вперед.

«Может быть, тебе нужна моя помощь», - спросила женщина, когда я вызвал лифт, чтобы подняться к себе на этаж.
«Нет, пока не нужно. Разве что если ты подыщешь во дворе, что ни будь вроде овощного ящика или сетки под молочные бутылки. Мне надо будет дотянуться до верхнего стопора дверной створки».

 «Я видела ящик там, где мужики обычно играют в домино»,- сказала Наташа. «Пошли, покажешь»,- ответил я.
Действительно, ящик там был. Прихватив его, мы поднялись к двери моей квартиры.

Без особого труда, взобравшись на ящик, с помощью топора и ножа мне удалось утопить верхний стопор. С нижним стопором пришлось повозиться подольше, так как, сдвигая створку вверх, приходилось преодолевать её вес. Но, наконец, и нижний стопор был утоплен.

Отдал инструмент Наташе и резко дернул за ручку. Дверь распахнулась.
Ригель выскочил из направляющей, слегка подорвав ее о  створки.
«Могу напоить чаем. Есть свежие слойки. Купил по дороге домой. Зайдешь?»,- спросил я женщину их вежливости.

Наташа глянула на часы. «Без десяти двенадцать. Уже поздно. Мама предупредила меня, что с 12 ночи и до 6 утра наша дверь на крючке. Запросто может закрыть и не пустить», - с грустной улыбкой, сказала Наташа
«Понимаю», - сказал я, хотя в душе не верил, что такое может быть.
А вслух сказал: « Тогда спасибо за помощь и спокойной ночи».

Впрочем, я напрасно  не верил я в возможность того, что родная мать может не пустить домой взрослую дочь, мать троих детей, только потому, что она пришла после полуночи.

В один из дней августа, в районе шести утра, сбегая по лестнице на утреннюю пробежку по Парку Победы, я обнаружил Наташу, сидящую на ступеньке лестниц у площадки второго этажа. Укутавшись в кофту и подложив на ступеньку дверной коврик, она прислонилась к стойке перил и как будто дремала.

Видимо, услышав мои шаги, испуганно вскочила, озираясь по сторонам.
«Доброе утро! Что ты здесь делаешь?»,- спросил я, удивленно.
«Мама меня воспитывает», - ответила женщина, виновато улыбаясь.

Жестокое  «воспитание» не предотвратило последствий, с которыми мать боролась. Через полтора года Наташа родила еще одного младенца, а еще через год опять ходила беременной. Притом, как утверждала Лида, все дети были ухожены, желанны и любимы.

К 17 августа, к 11 летней годовщине нашей свадьбы Лида с Васей и матерью вернулись из Белоруссии. Запомнил, что в этот день атомоход «Арктика» первым из надводных кораблей достиг Северного полюса Земли.

Годовщину свадьбы отмечали в кругу семьи, и во время застолья сообщили, что Васю крестили. Хотя  я сам бы инициативы в этом не стал проявлять, но и каких либо возражений не имел. Раз Лиде показалось это важным, почему я должен противодействовать.

Аня у нас росла не крещеная. Но уехала жить к мужу в Болгарию и там, по собственной воле, крестилась.
Мне не совсем понятны её мотивы. Скорее всего, потому, что там это принято. Обрядов она не соблюдает, в церковь не ходит, хотя детей своих. Донку и Тотьо она крестила тоже.
Вася же, несмотря на крещение в детстве, вырос убежденным атеистом, что мне конечно, импонирует.

В сентябре нас с Лидой пригласили в качестве свидетелей на свадьбу Саши Игнатова с его второй женой Галей. Так как Саша к тому времени был вдовец, то от Дворца бракосочетаний они отказались, а регистрация брака состоялась в Загсе Московского района, который тогда размещался на четной стороне  Московского проспекта, между улицами Бассейная и Фрунзе.

Свадьбу отмечали в квартире  родителей невесты.  В трехкомнатной малогабаритной квартире панельной пятиэтажки,  в районе Варшавской и Благодатной улиц им и предстояло жить вместе с родителями, пока Саше не дадут жилье от Ленинградской ВМБ, где он служил в мобилизационном отделе.

Вскоре, жильё Игнатов получил, и переехал в хорошую трёхкомнатную квартиру, в новостройку Выборгского района, забрав к себе Иру, дочь от первого брака, которая до этого жила с матерью его покойной жены.

После начала нового 1977-78 учебного года я, по совету Вадима Ильича Кулешова записался на университетские Курсы повышения математической квалификации инженеров, при математико-механическом факультете Ленинградского университета. Занятия проводились 5 раза в неделю. Две пары в вечер, чередуя лекции и решение задач. Изучались две дисциплины: Математический анализ и Высшая алгебра.

Начинались занятия в 19 часов.  К этому времени я успевал зайти в пышечную, на Девятой линии  Васильевского острова, и поужинать пышками и кофе с молоком.

Группа была большая, около 50 человек. Занимались в наклонной аудитории матмеха. В конце семестра должны были быть проведены зачеты по умению решать задачи и экзамены по двум дисциплинам.

 Чем ближе к сессии, чем меньше приходило людей на занятия. Но надо сказать, что материал был сложный. Во всяком случае, если не прорабатывать записанное на лекции, то следующая лекция была непонятна совершенно.

 Осознав это, и не желая присутствовать на лекции в режиме писаря, стал готовиться к следующему занятию. Взял за правило пропускать лекции только в дни заступления в наряд, а в дни смены, как бы этого не хотелось, занятия не пропускал. Все задачи, которые давали  «на дом», аккуратно выполнял. Узнавал темы занятий, на которых не смогу присутствовать и прорабатывал материал по учебнику.

Основными рекомендованными учебниками были « Курс математического анализа» Никольского С.М. и «Введение в алгебру» Кострикина А.И. В качестве учебного пособия рекомендовали «Сборник задач и упражнений по математическому анализу» Демидовича Б.П. и «Современная математика» Фор, Кофман, Дени-Папен.

Иногда приходилось заниматься подготовкой к университетским занятиям в служебное время. Хотя это я особо не афишировал, так как и по диссертации работы хватало.
Осенью 1977 года состоялась научно-техническая конференция ВВМИОЛУ им. Дзержинского.

 Три доклада, которые к ней подготовил успешно доложил на секции электропривода.
1.Алгоритм расчета на ЦВМ гармонического состава напряжения в корабельных системах           с тиристорными электропривоводами.
2.О некоторых эффектах, сопровождающих использование  мощных емкостных фильтров в электроэнергетических системах кораблей.
3. О перенапряжениях в электроэнергетических системах кораблей  обусловленных самовозбуждением АД в процессе конденсаторного торможения.   

Ко всем докладам был заготовлен демонстрационный материал, а к первому докладу ещё и  отлажена программа расчёта на БЭСМ-4М,  в виде пачки перфокарт, пятисантиметровой толщины.
Тезисы докладов были опубликованы в Сборнике НТК  ВВМИОЛУ 1977г.

Чуть позже, вместе с Кулешовым, подготовили доклад на тему: «Методика синтеза тиристорного электропривода по критерию  качества электрической энергии» к конференции в Свердловске. Тезисы доклада были опубликованы  Свердуприздатом в Сборнике НТК по электроприводу прокатных станов

В октябре у Лиды закончился отпуск по уходу за новорожденным, и она уволилась с места, которое ей, на время декрета, «пробил» Саня Игнатов, и она стала искать работу.

В конце декабря её взяли на должность инженера в НИИ «Импульс» одно из ведущих предприятий СССР по созданию автоматизированных систем управления (АСУ) для ВМФ и РВСН.
Маленького Васю, которому едва исполнился год, отдали в ясли.

Новый 1978 год мы провели в кругу семьи с обязательным минимумом
семейного человека: украшенная  новогодняя елка, застолье с шампанским, оливье и мандаринами и Голубым огоньком на всю ночь.

В конце январе 1978 года началась экзаменационная сессия на курсах повышения математической квалификации инженеров
На экзамены и зачеты вышли далеко не все поступившие на курсы в сентябре. Успешно сдали зачеты и экзамены менее половины. Без троек сдало всего пять человек. В том числе я. 10 января получил четверку по математическому анализу и 20 января заработал пятёрку по высшей алгебре.

Второй семестр  прошел у меня похоже на первый. Работал над диссертацией.  Ходил в университет на курсы  по математическому анализу и  по высшей алгебре. Дежурил по факультету.

Выполняя план адъюнктской подготовки, написал и отправил в журнал “Судостроение» статью «Применение метода эквивалентирования управляемого выпрямителя для решения     задач оптимизации                тиристорного электропривода».
Статья была опубликована в сборнике Вопросы оптимизации проектирования электрооборудования судов.   

В этом же сборнике была опубликована и другая, направленная в редакцию месяцем позже, в соавторстве с Тугановым и Кулешовым,  статья «Алгоритм оптимизации тиристорного электропривода по критерию качества электрической энергии».   

Весной 1978 года была написана для журнала «Электротехника» в соавторстве с В. Кулешовым и его супругой М. Шмырёвой, работавшей у академика Глебова, статья «Принципы построения математической модели автономной системы с тиристорными преобразователями, оптимизируемой по критерию качества электрической энергии».

В этот год, в нашей семье возникли проблемы.  После того, как Васю отдали в ясли, он стал часто болеть. Лидин начальник вызвал её к себе и показал, что согласно журналу учета работы, Лида чаще сидит дома по уходу за больным ребёнком, чем работает. Лида намёк поняла и попросила свою тетку по отцу, пенсионерку Антонину Николаевну, сидеть с Васей, пока Лида на работе. Та согласилась, и в мае  Васю забрали из яслей.


Антонина Николаевна приходила к нам ухаживать за Васей утром и возвращалась домой после прихода с работы Лиды.
Сразу после окончания учебного года, когда Анечка перешла в пятый класс, моя мама взяла её с собой в деревню Заберезье, где она несколько лет подряд снимала у дальней родственницы, на всё лето,  избу.

В середине июня я отправил туда и Лиду с Васенькой. У Лиды накопились «донорские» дни и её отпустили в отпуск на неделю. Я с ними поехать не мог, так как отпуск у меня начинался в июле. После возвращения, Лида рассказывала, что погода стояла хорошая, и они время проводили на «Речке», точнее, ручье, где загорали на зеленой травке, а в жаркие дни, купались рядом с мостиком – единственном месте, где глубина позволяла окунуться до груди.

Другим развлечением для Лиды была ежедневная стирка Васиных «писушек» в этом же ручье, а для полуторагодовалого сыночка – бросание с моста в воду камушков, которые они набирали по дороге на «Речку».

В июне началась экзаменационная сессия на Курсах повышения математической квалификации инженеров. Судя по сохранившейся у меня зачетной книжки, 12 июня я сдал экзамен по математическому анализу с оценкой «хорошо» и 22 июня – экзамен по высшей алгебре, на «отлично».

В начале июля я ушел в отпуск и поехал к маме и Анечке в Заберезье.
Дом, который сняла мама, располагался у поворота с единственной деревенской улицы на просёлок к соседней ближайшей деревне Пантелейково. Примерно в трёхстах метрах от дома, проселочная дорога проходила через деревянный мост через «Речку». Пройдя по дороге ещё 200 метров, путник оказывался в Пантелейково.

На другом конце единственной улицы Заберезья находилось подворье маминой старшей сестры, тёти Жени. Её усадьбу, деревню и ближайшие окрестности я описывать не буду. Всё это я уже сделал в главе 76 «На родине предков».

В лето 1978 года у тети Жени побывали все её дети и внуки. Сын Петя, жил и работа в Сланцах и приезжал на выходные дни. Старшая дочь Тоня,  жила и работала в Таллинне, но в этот месяц была в отпуске и гостила у матери. Её сын Игорь с раннего детства постоянно жил у бабушки Жени и с матерью виделся только в такие заезды, и далеко не каждый год.

За это, Тоня считалась в семье «непутёвой», в противоположность своей младшей сестре  Зое, действительно, замечательно доброй, трудолюбивой и отзывчивой женщине, тоже, в это время, гостившей  у матери.  О нелегкой жизни Зои, на Прозе. Ру,  у меня написано пять новелл. Этим летом, вместе с Игорем, у бабушки Жени проводил каникулы сын Пети, Валера.

Двоюродные братья крепко дружили и всегда были вместе и в делах и в развлечениях. Игорь, хоть был поменьше ростом, но немного старше по возрасту и Валера, как мне казалось, подчинялся ему беспрекословно.
Анечка охотно проводила время в компании троюродных братьев, а они, здоровые и крепкие парни, в походах в лес и на речку, таскали её на плечах.

Кроме хождения  за грибами и ягодами, которых в то лето было много, часто, в месте с ребятами, ездили на Кушальское озеро на рыбалку, почти всегда успешную. Два дня всем «колхозом» заготовляли сено для коз тёти Жени и, в итоге, забили целиком сеновал, организованный под крышей дровяного сарая.

В Ленинград мы возвратились  в середине августа, нагруженные банками с вареньем, соленьями и сушеными грибами.

На заставке: Внутреннее помещение шпиля Адмиралтейства

Продолжение:  http://www.proza.ru/2014/07/16/1373

               
             
             
             .

               
               
              .
               
               






































 


Рецензии
ПРОЧИТАЛА С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ОСОБЕННО ОПИСАНИЕ ОТДЫХА В ЗАБЕРЕЗЬЕ. САМЫЕ МОИ ДОРОГИЕ ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ СВЯЗАНЫ С ЭТОЙ МИЛОЙ ДЕРЕВНЕЙ.

Людмила Москвич   14.07.2014 00:55     Заявить о нарушении