Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было
Если хочешь узнать, как живёт король - спроси кухарку.
А время шло. Все гипотезы, версии, догадки и предположения были собраны в тридцать объёмных томов. Остатки разбившегося самолёта запаяны в металлические бочки и поставлены в хранилище с надписью «Хранить вечно». Неповторимая трагедия века в умах и воображении простого среднестатистического обывателя постепенно стала забываться и отходить на второй план. Время брало своё.
Прошло 15 лет после катастрофы. Я тогда учился на заочном отделении академии Ю.А. Гагарина в Монино. Приезжая из частей на сессии, мы жили в гостинице там же, в академгородке. И вот однажды к одному из заочников нашей группы капитану Милушкину Виктору приехал его друг, - как потом выяснилось, - который служил в 1968 году командиром звена в полку Серёгина. У него в звене была именно та спарка УТИ МИГ-15 с бортовым номером 18, на которой впоследствии Серёгин и Гагарин и отправились в свой последний полёт.
В один из свободных вечеров мы собрались в чьей-то комнате, сидели, разговаривали, и... кто-то совершенно случайно затронул тему полёта Ю.А. Гагарина в космос.
Мы же все были лётчиками, и вопросы полётов, в том числе и в космос, нас интересовали в то время больше чем кого-либо. Кто-то что-то спрашивал, кто-то что-то говорил, отвечал. И вот в этой дружеской товарищеской беседе наш гость, бывший командир того самого звена, как-то совершенно обыденно, как бы вскользь выдаёт такую фразу: «Да, жаль Юрия Алексеевича. По-глупому погиб…». Сначала эта фраза осталась как бы незамеченной, а потом Хизбулин Тагир Вафич его спрашивает:
- Позволь, что значит: «По-глупому?» А ты что, - знаешь, что произошло?»
- Да, конечно. Этот самолёт был в моём звене. Он был уже старенький, плановые полёты на нём прекратили, и его решили приспособить для показательного катапультирования. Сначала планировали на нём делать и тренировочные катапультирования лётчиков-космонавтов, но потом от этой идеи отказались, а в планах осталось только показательное катапультирование.
15 марта эту спарку поставили в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть, попросту мастерская) и сняли РУС (ручка управления самолётом) в задней кабине (кабине инструктора), чтобы она не мешала офицеру-парашютисту при катапультировании.
Вот этот самолёт и притащили 27-го утром на полёты, и начали его «быстренько» готовить к вылету. В результате такой вот «быстренькой» подготовки, подвесные баки - не сняли, самописец параметров полёта бумагой - не заправили, кран вентиляции кабины лётчика - не закрыли! И вот на этом «быстренько» подготовленном самолёте без ручки управления задней кабине Гагарин с Серёгиным отправились в свой последний полёт...
Новость эта для нас была хоть и запоздалая, но, тем не менее, весьма необычная. Кто-то что-то ещё уточнял, кто-то что-то ещё спрашивал, потом разговор закончился, но эта «весьма необычная» новость навсегда запала в наши головы.
Вот и получилось, что «высокопоставленные комиссии», похоже, до сих пор ищут иголку в стоге сена, а «кухарка» пришла и рассказала всё, как оно было на самом деле!
Прошло ещё 30 лет и... хоть и говорят, что «две бомбы в одну воронку не падают», но... тут, видимо, всё же упали. Как-то случайно зашёл я на авиационный форум. Читаю, и глазам своим не могу поверить. Один из известнейших лётчиков-истребителей, эксперт, участвовавший в расследовании нескольких десятков авиационных катастроф, в том числе и с Юрием Гагариным, в одном из своих сообщений пишет: «Да, действительно, спарка стояла в ТЭЧ. Да, в задней кабине не было РУС».
Этот лётчик-истребитель, эксперт - Левчук Григорий Андреевич. Живёт в Москве. Нашёл его телефон, звоню, спрашиваю, уточняю. Отвечает, - да, действительно, всё так и было.
И чтобы не быть голословным, - а я ещё в самом начале написал, что моя статья основывается ТОЛЬKO на реальных фактах, - привожу его запись из авиационного форума полностью.
«Levchyk:
Уважаемые форумчане!
В этом году исполняется 50 лет моей службы в авиации.
В ИА-32 года и 18 ГА.
Освоено 19 типов и модификаций.
Училище ХВВАУЛ 1961-1965гг.
УТИ МИГ-15 были как с АГИ так и АГД.
С 1963 по 1980г в полку использовал кроме УБС - УТИ МИГ-15. Подготовлен в полном объёме курсов при минимуме 60Х800.
Главнокомандующий лично в мой полк ГСВГ направил 25 шт. для обучения молодого лётного состава полётам под шторкой.
Замполитом полка был Федоринов Вячеслав, прекраснейший лётчик с Чкаловской, который возил космонавтов, и лётчиков из отряда на УТИ МИГ-15.
Информацию, которую изложил Ветеран ВВС, подтверждал и Федоринов (сейчас проживает в Воронеже).
Как Юрий Васильевич Куликов, так и я ознакомились с теми материалами, которые являлись закрытыми, и остаются практически до сих пор закрытыми по ряду причин, в том числе и этических. Находятся в опечатанном железном ящике. Да, самолёт стоял в ТЭЧ, да в задней кабине не было РУС. ( ... )
Куликов Ю.В. был начальником управления СБП МО СССР, затем в ГА и в авиакомпании. Очень честный и порядочный человек. Первый вслух озвучил информацию журналистам.
С уважением, лётчик-истребитель, инструктор, эксперт, более 70 расследований, участий в отслеживании работ комиссий по расследованию АП.»
Справедливости ради надо сказать, что такого совпадения, чтобы два абсолютно разных источника, выдали бы одну и ту же информацию, да ещё с разносом по времени в 30 лет... такого не может быть просто «по определению»!
А теперь, давайте, посмотрим вместе, почему же в этой трагедии, причины которой лежат прямо на поверхности, было столько много неразберихи, кривотолков, а порой и просто откровенного хаоса.
Свидетельство о публикации №214071300081