Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было
С чего начинается Родина.
Для того, чтобы более объективно и научно разобраться в существующей неразберихе тех далёких лет, я попросил помочь мне в этом вопросе своего давнего друга Кукушкина Михаила Фёдоровича.
Михаил Фёдорович всю свою сознательную жизнь проработал следователем в следственном отделе. Его профессиональные способности не вызывали сомнения. Друзья и коллеги в шутку называли его «Шерлоком Холмсом». Сейчас он уже на пенсии и занимается в основном воспитанием внуков.
Вот его-то я и попросил «вспомнить былое», полистать страницы прошлых лет и высказать своё «следовательское» мнение относительно той неразберихи и того тупикового положения, в котором оказались все «расследующие» органы и структуры.
Михаил Фёдорович любезно согласился, но перед этим, я его всё-таки предупредительно спросил, не смущает ли его тот факт, что в данном случае дело касается чисто авиационных вопросов, а с авиацией его связывает разве что пассажирский рейс аэрофлота «Москва-Новосибирск». На что он ответил, как мне показалось, даже с какой-то ноткой назидания: «Неважно, что ты расследуешь - важна методика расследования. Важно, как ты подходишь к данному вопросу, как оцениваешь вновь появляющиеся, казалось бы «мелочи», как прорабатываешь те или иные совершенно очевидные и общедоступные данные, как ты докапываешься до истины в мелочах».
Я изложил Михаилу Фёдоровичу существо вопроса и... подготовка к работе была завершена. Можно было начинать.
Начали мы с того, что попытались найти и установить связь с участниками и свидетелями событий тех дней. Нам это удалось, причём участники событий оказались едва ли не самыми ключевыми фигурами, принимавшими непосредственное участие в расследовании. Это:
— Генерал-майор Куликов Юрий Васильевич, - в то время начальник управления СБП (служба безопасности полётов) МО СССР.
— Степан Анастасович Микоян, - заслуженный лётчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации, принимавший участие в расследовании.
— Полковник запаса Устенко А.М. - бывший командир эскадрильи, который 22 марта дал допуск Юрию Алексеевичу к самостоятельным полётам на МИГ-17.
— Подполковник в отставке Ткаченко Владимир Ильич - заместитель командира полка, который и составлял плановую таблицу полётов на 27 марта.
С каждым из них мы связались по телефону или по скайпу, и все они любезно согласились нам помочь.
Всё было готово. Можно было начинать. Спрашиваю Михаила: «Ну, что - с чего начнём?» «Шерлок Холмс» выдержал пару секунд паузу и задал совершенно неожиданный встречный вопрос:
- А вот скажи, Николай, С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Сначала я немного растерялся, - при чём тут Родина?.. Но уже в следующее мгновение я всё понял и представил всё до мелочей. Вообще-то, я так и предполагал, что авиационные вопросы для Михаила вряд ли будут «подъёмными», поэтому, скорее всего, он всё это, сведёт к шутке.
Ну что ж, шутка так шутка... Зато вон как пообщались через столько-то лет. Когда бы ещё так «задушевно» поговорили?..
Я готов был уже закрыть эту тему, но... вопрос поставлен, и надо отвечать.
- Ну, как, - говорю, - с чего? - Тут каждый первоклассник знает: «С КАРТИНКИ В МОЁМ БУКВАРЕ...»
Послушай, Мишель, а не съездить ли нам на рыбалку, пока погода установилась?
- Да, конечно, съездим, но только ответь мне ещё на один вопрос...
Не стал ждать его очередного вопроса, решил опередить,
- Ну а кроме «картинки в моём букваре» ещё и «с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе...»
- Да нет, про товарищей погоди. А теперь скажи мне серьёзно - с ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ПОЛЁТЫ У ЛЁТЧИКОВ?!
Ого! «Шерлок Холмс», похоже, уже не шутит. Я тут же мгновенно перестроился на серьёзный лад и, стараясь говорить как можно проще, ответил, что полёты у лётчиков начинаются с ПЛАНОВОЙ ТАБЛИЦЫ.
Плановая таблица составляется накануне. Её доводят до лётчиков, они готовятся по запланированным упражнениям, затем проходят контроль готовности к полётам, и... на завтра - полёты.
- Ты знаешь, Николай, я бы хотел посмотреть плановую таблицу, чтобы узнать, куда был запланирован лететь Юрий Алексеевич,- не унимался Фёдорович.
Вообще говоря, я - человек довольно далёкий от сентиментальностей, но тут не сдержался от комплимента.
- Послушай, Михаил Фёдорович, а тебя, видимо, не зря твои друзья «Шерлоком Холмсом» называли. Ведь посмотри, - ни один из сотен специалистов, расследовавших эту трагедию, не задался вопросом, куда же, согласно плановой таблице, должен был лететь Гагарин? И все были абсолютно уверены, что лететь он должен был с Серёгиным в зону. А ты что, - подвергаешь этот факт сомнению? Мало того, - я и сейчас обзвонил более десятка своих друзей и задал ТОЛЬКО один вопрос: «Куда должен был лететь Юрий Гагарин 27 марта?» И, представь себе, что все в один голос ответили, что лететь он, согласно плановой таблице, должен был с Серёгиным на УТИ МИГ-15 в зону по упражнению номер два. И при этом ВСЕ АБСОЛЮТНО заявляли в один голос, что плановая таблица - это святой закон, и никто её нарушать и изменять не может. Ты что, - сомневаешься в святости этого закона?!.. Ты, человек, который про авиацию только и знает, что пассажирский рейс «Москва-Новосибирск»... а пытаешься посягнуть на святое святых в авиации - плановую таблицу!
Я уже готов был, защищая авиационные законы, чуть ли не поссориться со своим лучшим другом, но... в ответ он как-то, ну очень уж обыденно заметил:
- Не сердись, Николай. Вспомни, что я тебе говорил в самом начале. Не столь важно, ЧТО ты расследуешь, сколь ОЧЕНЬ важно, КАК ты расследуешь. Важна М Е Т О Д И К А расследования. Мы должны «тянуть» за каждую малюсенькую ниточку, и, только убедившись и доказав, переходить к следующей детальке. Иначе мы с самого начала будем блудить в двух соснах... и так на протяжении всех 46-ти лет! Учись, Николай, пока я жив. Может, и тебя в дальнейшем будут называть, если и не Шерлоком Холмсом, то, по крайней мере, «Доктором Ватсоном», - подытожил Михаил Фёдорович.
На этом все наши дискуссии, согласования, уточнения и «пристрелки» закончились, и мы перешли к каждодневной и скрупулёзной, захватившей нас надолго исследовательской работе. Ниже результаты нашей работы представлены на всеобщее обсуждение.
А начнём мы с того, что покажем для начала как «рождаются» блудёжки в двух соснах, и как потом эти блудёжки от двух сосен заходят в непроходимые дремучие джунгли и... аж на целые 46 лет.
Итак, терпение...
Свидетельство о публикации №214071300083