Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было

Глава 4.
Зачем сняли ручку управления самолётом,
и почему об этом почти никто не знал.               
    
Действительно, кому пришла в голову такая идея? Давайте, вместе разберёмся и в этом, полистаем страницы истории.

Начинаем листать страницы 46-летней давности. И тут начинают всплывать очень даже познавательные и любопытные факты. Оказывается, идея убрать ручку не нова, и она уходит корнями в начало 50-х, когда на вооружение массово начали поступать скоростные реактивные истребители. Массовое поступление в строевые части реактивных истребителей МИГ-15, оснащенных катапультным креслом, потребовало разработать машину, на которой лётный состав мог бы тренироваться в аварийном покидании самолёта. Работу по проектированию на базе УТИ МИГ-15 машины для учебного катапультирования в соответствии с приказом МАП № 234 от 10 декабря 1953 года поручили коллективу ОКБ-918. Там был разработан эскизный проект самолёта, получившего шифр «СТК» (самолёт тренажер катапульты), макет самолёта изготовили на авиазаводе № 153 в Новосибирске при участии специалистов ОКБ-918. А в конце мая на заводе № 153 началось изготовление опытного экземпляра самолёта «СТК» и проведение лётных испытаний. Предъявленный ВВС макет также был одобрен, и 1 июня его утвердила макетная комиссия.

Задание по созданию самолёта для учебного катапультирования было выполнено. В апреле 1955 года в ГК НИИ ВВС успешно завершились государственные испытания машины СТК, после чего самолёт был рекомендован для серийного производства. После устранения выявленных дефектов и проведения контрольных испытаний МИГ-15СТК был запущен в серийное производство на заводе № 99.

Было выпущено девять машин. Самолёты начали поступать в полки, и лётчиков начали катапультировать. Однако вскоре выяснилось, что тренажное катапультирование - вещь довольно опасная, возникает очень большая нагрузка на позвоночник. И буквально после нескольких первых занятий два лётчика получили сильнейшее компрессионное воздействие и были списаны с лётной работы. Тренажные занятия по катапультированию лётчиков приостановили, а потом и совсем прекратили. Стали делать показательные катапультирования манекенов или офицеров-парашютистов. Со временем и это мероприятие сошло на нет, и эти самолёты законсервировали, а потом и вовсе приспособили их для других наземных целей, использовали как наглядные учебные пособия.

Вновь к этому вопросу вернулись только тогда, когда началось активное освоение космоса и катапультирование космонавтов приобретало особое значение. Вот в связи с этим и решили этот старенький самолёт, прошедший уже два капитальных ремонта (а двигатель прошёл уже четыре (!) капитальных ремонта), вот этот самолёт и решили приспособить для показательных упражнений по катапультированию.

15 марта техник самолёта старший лейтенант Алексей Левицких отбуксировал эту спарку в ТЭЧ на какую-то доработку (какую, он сам не знал), подвесил подвесные топливные баки, и этот самолёт не должен был больше участвовать в плановых полётах.

В последующие два-три дня на этом самолёте сделали две совсем небольшие по объёму доработки: сняли РУС (ручку управления самолётом) из задней кабины и убрали кран герметизации кабины, чтобы герметичная кабина не усложняла бы процесс покидания самолёта в воздухе. Всё просто.

А теперь, давайте, посмотрим и зададимся вопросом, а почему же об этой, в общем-то, простой, но в то же время совершенно меняющей целевое предназначение самолёта доработке, почти никто в полку не знал?

Тут тоже всё очень даже просто, и чтобы ответить на этот вопрос, надо хорошо знать специфику работы авиационного полка, порядок эксплуатации, обслуживания и регламентных работ авиационной техники. Дело в том, что поставить самолёт в ТЭЧ, да ещё на какую-то незначительную по объёму доработку - это настолько «рядовой армейский случай», что на него никто никогда и ни при каких обстоятельствах не обратит никакого внимания. Самолёты ставят в ТЭЧ каждый день: заменить какой-то агрегат, сделать регламентные работы, выполнить какую-то доработку и т.д. и т.п. Даже те техники и механики, которые выполняли демонтаж этой ручки управления, даже и они понятия не имели, каково будет дальнейшее предназначение этого самолёта.

Может быть, им дали команду снять ручку для того, чтобы уже завтра заменить её на новую. Вполне может быть... Дальнейшее использование самолёта не входило в круг их профессиональных и служебных обязанностей.

О том, зачем снимали эту ручку, и каково будет предназначение этого самолёта в дальнейшем, знали, может быть, всего человека три-четыре: командир полка, инженер полка, начальник ТЭЧ, ну и ещё, возможно, командир эскадрильи. Всё. Больше этот вопрос абсолютно никого не касался и не интересовал.

Получается, что да, действительно, об этом мало кто знал. Это, - во-первых. А во-вторых, - дальнейший ход развития событий вообще исключил даже и те сомнения, которые у кого-то могли бы и появиться.

Опять же, давайте, проследим вместе. Самолёт стоит в ТЭЧ, на нём сделаны какие-то доработки. Командир полка даёт команду притащить этот самолёт на ЦЗ и подготовить к полётам. Техник самолёта старший лейтенант Левицких притащил самолёт, подготовил к полётам, командир полка садится в заднюю кабину и... полетели.

И у кого могло возникнуть хоть малейшее сомнение. Раз командир полетел, значит, так и надо было. Ведь не мог же командир не заметить, была там ручка или её там не было... И раз полетел, значит, так и должно было быть!

И вот именно потому, что всё было выполнено абсолютно обыденно и не выходило за пределы штатного режима, вот поэтому-то факт отсутствия ручки управления в задней кабине инструктора и не был почти никем замечен.
      
Заканчивая эту главу и несколько забегая вперёд, скажу, что вопросам катапультирования всегда уделялось особое внимание, так, в конце семидесятых был сконструирован и изготовлен «Тренажёр для наземного катапультирования». Он был передвижным. Его перевозили из полка в полк, монтировали, и лётчики проходили на нём тренировку по покиданию самолёта. Я сам, будучи в Коломыйском разведывательном полку, выполнил на этом тренажёре четыре наземных тренировочных катапультирования.

Таким образом, теперь мы имеем какое-то представление о том, ЗАЧЕМ ЖЕ ВСЁ-ТАКИ УБРАЛИ РУЧКУ УПРАВЛЕНИЯ, И ПОЧЕМУ ОБ ЭТОМ ПОЧТИ НИКТО НЕ ЗНАЛ.

В следующей главе нам предстоит разобраться и ответить едва ли не на самый важный, самый главный вопрос в нашей публикации. Нам предстоит объяснить и показать, почему же такой опытнейший и видавший виды лётчик-инструктор, каким был командир полка Владимир Серёгин, совершенно без страха и сомнения сел в кабину, где не было ручки управления, и полетел с Юрием Гагариным в зону для выполнения простого пилотажа? Этот факт выглядит настолько невероятным, что даже опытные лётчики-инструкторы, едва узнав, что в кабине у Серёгина не было ручки управления, тут же, как подкошенные манекены падают со стульев. Почему?..
Впрочем, всё по порядку...               


Рецензии
Привет,
техник самолёта, старший техник, нач группы ТЭЧ ...
сколько получали руб все же техников
в ~ 1960 для должности?

Спасибо

Верто Василь   04.03.2018 17:41     Заявить о нарушении