Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было
Так как же всё-таки всё это было? Коротко, «одной строкой» для среднестатистического неавиационного читателя...
Да, действительно, для среднестатистического неавиационного читателя тут много кое-чего будет не понятно. Много специфических сокращений (РУС, КП, КЗ, ЦЗ, ТЭЧ, АГД, АГБ, АПА, УТИ), много узко-авиационных профессиональных терминов. Разобраться было бы не так-то и легко. И если уж самый верхний «крупняк» всех когда-либо самых продвинутых «ЗНАТОКОВ» до сих пор, вот уже сорок шесть лет, блудит среди двух одиноких обшкуренных сосен, то где уж тут простому неавиационному читателю разобраться?
Вот в этой связи мы и решили всё свести до максимума простоты и обо всём рассказать простейшими незамысловатыми словами.
Глядишь, может, кто-то и из загипнотизированных «ЗНАТОКОВ» слегка очнётся от заволакивающего сорокашестилетнего гипнотического тумана... Как знать? А вдруг...
Кстати говоря, тут не только одни «ЗНАТОКИ» под гипнотическим завораживающим сном, тут даже и посложнее будет. Создаётся впечатление, что ВСЁ наше авиационное братство накрыто какой-то необъяснимой магической завесой. В процессе работы над статьёй мы с Михаилом Фёдоровичем обзвонили кучу наших сослуживцев, однокашников, друзей, товарищей - все они первоклассные лётчики, многие - инструкторы, в том числе. Результат оказался потрясающий: никто, ни единственный, даже близко ничего не могли сказать.
Приведу только один пример. Звоню моему товарищу Анатолию Николаевичу, бывшему командиру полка, круглому медалисту. Все учебные заведения, начиная от школы и до академии Гагарина - только с золотой медалью. Перед этим послал ему статью, звоню, спрашиваю, ну как? Отвечает совершенно искренне, без «купюр»: «Убей меня гром и молния, я НИКОГДА не подозревал, даже в фантастическом сне, что Гагарин не должен был лететь контрольный полёт. Я даже не задумывался над этим - я просто был уверен, что в плановой таблице было запланировано два контрольных полёта с Серёгиным в зону и по кругу. Глубоко об этом я как-то не задумывался, но когда всё же эта мысль приходила в голову, то у меня даже «бредовой» идеи не появлялось, - ну что же в этом простейшем двенадцатиминутном полёте могло случиться?.. И только когда прочитал твою статью... Ну, ты даёшь, Николай. Ну, молодец. Да тебя теперь надо на нобеля посылать.»
На что я ему тоже довольно скромно и тоже без каких-либо «купюр» ответил: «Погоди, Николаич, вот как только прочитают эту статью те, кто колхозных конюхов себе в свидетели брал, да как узнают те, кто песни Высоцкого обожает, вот тогда они меня уж точно ПОШЛЮТ... Только не туда, куда ты пишешь, а... чуток подальше...»
Смех, да и только, но... Продолжим, и вернёмся к нашему среднестатистическому читателю. Для того, чтобы свершившуюся катастрофу изложить наиболее простыми словами, надо абсолютно точно знать и уяснить себе две и только две вещи. Остальное будет уже совсем просто.
Первое. В этот день Гагарин должен был СРАЗУ ЛЕТЕТЬ на боевом самолёте МИГ-17. На УТИ МИГ-15 у него полёты не были запланированы. Задание ему изменили, и сказали, что он должен лететь не на МИГ-17, а с Серёгиным на УТИ МИГ-15 буквально за 45-50 минут до вылета.
Сказали полететь на учебном самолёте - это понятно, но... самолётов-то свободных в наличии не было. А что такое забрать у кого-то самолёт, Серёгин прекрасно представлял, что это такое - надо половину плановой перекраивать. А если и не половину, то много изменений вносить. Ну а Гагарин-то должен был лететь самостоятельно, вторая ручка ему была не нужна. Не было же её на МИГ-17. Вот поэтому и было принято решение притащить этот самолёт номер 18. Это первое.
И второе. Надо абсолютно точно уяснить, что самолёт УТИ МИГ-15, бортовой номер 18 НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ЛЕТАТЬ в этот лётный день. Две недели назад он вообще был отстранён от плановых полётов с лётчиками, и за эти две недели этот самолёт не сделал ни единого вылета. Вот это второй момент.
Ну а теперь... и совсем всё будет просто.
Посмотрим, что это был за самолёт УТИ МИГ-15 номер 18, который притащили на старт за 50 минут до вылета Гагарина с Серёгиным, и какую он имел ОСОБЕННОСТЬ. Я уже подробно писал об этом. Сейчас очень коротко. Дело в том, что самолёт был очень уж старенький, и его решили приспособить для других целей, а именно - для показательных упражнений по катапультированию. И чтобы ручка управления самолётом во второй кабине (у инструктора) не мешала при катапультировании, её демонтировали, т.е. сняли, убрали из кабины. Что же получилось?
А получилось вот что. Был самолёт УТИ МИГ-15, т.е. учебно-тренировочный истребитель (иными словами, был УЧЕБНЫЙ самолёт). А когда ручку управления убрали, то это стал уже не УТИ (учебно-тренировочный истребитель) самолёт, а просто МИГ-15 (без УТИ) точно такой же, можно сказать боевой самолёт, как и МИГ-17.
И вот стоят на старте два самолёта, МИГ-17 и МИГ-15. И у того и у другого только одна ручка управления в кабине лётчика. Гагарин, согласно плановой таблице, должен был лететь на МИГ-17, разумеется, один, самостоятельно, потому что там только одна кабина. На этом, МИГ-17 Гагарин не летал уже очень давно, и сегодня первый раз должен был лететь после долгого-долгого перерыва.
А рядом притащили и стоит МИГ-15, на котором тоже одна ручка управления, но на котором Гагарин сделал за последние пару недель аж 18 полётов. Спрашивается (в задачнике), - на каком самолёте Гагарину было проще лететь?.. Ну, конечно же, без сомнения на том, на котором он только что сделал 18 полётов, т.е. на МИГ-15.
Таким образом, Гагарину в плановой таблице был запланирован САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ полёт на МИГ-17. Вот его и выпустили САМОСТОЯТЕЛЬНО, только не на МИГ-17, а на МИГ-15, на более простом самолёте. Но... тут Серёгин решил одним выстрелом убить двух зайцев: раз ему приказали ещё раз посмотреть, как летает Гагарин, то он и решил подсесть к нему в заднюю кабину, и полететь в качестве простого наблюдателя. Всё было логично и до мелочей понятно, но... Их подвела ПОГОДА. Если бы было безоблачно, или если бы они полетели по кругу под облаками, то этой трагедии НИКОГДА бы не случилось.
Конечно же, это была Серёгина ОШИБКА - он принимал решение на полёт. И это была его, именно ОШИБКА, никак не разгильдяйство. Дело в том, что погода над аэродромом была очень даже неплохая, - слабые облачка, светило солнышко, поэтому Серёгин и принял решение полететь в зону. А вот данных и сведений о погоде в той зоне, куда они полетели, у них не было. И вот за эту свою непростительную ОШИБКУ Серёгин и поплатился своей собственной жизнью, да ещё и Юрия Алексеевича Гагарина убил.
Вот так вот было, если рассказать неавиационному среднестатистическому читателю.
Свидетельство о публикации №214071300098