Маркетинг дело тонкое, Петруха

...И вот вы выходите из торгового зала супермаркета с корзинками и тележками. Что вас ждет впереди? Правильно, касса. Там вы рассчитаетесь за покупки и получите сдачу и чек. Обратите внимание на момент: в руках у вас куча покупок, сдача и чек, сзади вас очередь из таких же точно покупателей, вы торопитесь, кассир всем своим видом дает понять, что пора бы освободить место. Знаете, что это такое? Ловушка.

* * *

В любом супермаркете доступ к товарам для клиента свободный — броди по залу хоть часами, выбирай что понравится. Это расслабляет. Но вот вы выходите из торгового зала супермаркета с корзинками и тележками. Что вас ждет впереди? Правильно, касса. Там вы рассчитаетесь за покупки и получите сдачу и чек. Обратите внимание на момент: в руках у вас куча покупок, сдача и чек, сзади вас очередь из таких же точно покупателей, вы торопитесь, кассир всем своим видом дает понять, что пора бы освободить место. Знаете, что это такое? Ловушка.

Прямо у кассы установлена высокая и широкая урна для бумаги — не промахнешься. Из всех предметов, какие есть у вас при себе, чек кажется вам самым ненужным. И поэтому-то подавляющее большинство людей на автомате и даже с радостью запускает чек в урну. Вуаля, дело сделано. Во-первых, вы уже никогда не узнаете, не добавили ли вам в сумму покупки пару шоколадок (а что, у кассира тоже есть дети), во-вторых, вернуть просроченный товар без подтверждающего документа будет почти невозможно. На самом деле кассир должна была не давать вам чек в руки, а просто положить его в корзину с товаром.

* * *

Некоторые сетевые супермаркеты страдают общим «недугом»: отдельную группу товаров в них можно взвесить только на кассе. Чаще всего речь идет о фруктах, овощах, сыре. Таким образом точную сумму, которую вам придется потратить, вы узнаете только стоя у кассы. А если сумма оказалась выше ожидаемой? Как поведет себя среднестатистический покупатель?

Снова ловушка. Если только денег у вас действительно не в обрез и если вы не битая жизнью и закаленная скандалами в поликлиниках и сберкассах старушка, вам скорее всего будет стыдно отказаться от товара. Как же так, вдруг другие подумают, что вы — нищеброд? (Хотя любому нормальному человеку должно быть все равно, что о нем думают незнакомые люди!) Вдруг решат, что этот «лишний» кулек черешни вам не по карману?

Эта же самая ловушка срабатывает, когда в магазине ЛЮБОЙ расфасованный товар помечен штрих-кодами, но цена на этикетке не указана. В идеале, в торговом зале должно находиться очень много таких машинок для считывания данных, чтобы любой клиент смог узнать эту самую цену. Но... все ли магазины исполняют это требование? И все ли покупатели знают о нем? Итог аналогичен: цену узнаем на кассе, она заметно выше, чем хотелось бы, но вернуть товар — стыдно.

* * *

Еще один момент — раскладка товаров на полках. Как бы ни был велик магазин, места всегда будет не хватать. Очень часто на полках ценники располагаются вплотную или даже перекрывают друг друга. Например, если рядом лежат десять сортов молока или шесть видов кофе, то прочитать цену можно только у половины. Казалось бы, вины персонала супермаркета тут никакой нет, но на самом деле это ж-ж-ж неспроста. Увидев привлекательный ценник на переднем плане, невнимательный покупатель схватит товар, который лежит прямо напротив него. И в девяти случаях из десяти ошибется, получив в итоге более дорогой продукт.

Тут нет обмана — просто дешевый товар спрятан в задних рядах, при желании его легко найти, а если вы не умеете читать и не отличаете высший сорт от первого, так кто в этом виноват? Этот же метод используется, чтобы сбыть залежалый товар. Достаточно выдвинуть его вперед — и многим покупателям этого будет достаточно. Вглубь витрины они не полезут. Поэтому внимательно смотрим не только на ценник, но и на этикетку самого продукта — и СРАВНИВАЕМ.

* * *

Но самая безотказная ловушка для клиента — халява. ВОТ ТАКЕННЫМИ БУКВАМИ написано «Распродажа: цены 50%», «Цена от производителя» либо «Социальная цена». Народ клюет как бесхитростный пескарь на червя. А что получается в итоге? Тут возможны варианты. Самый безобидный — это реальная промо-акция от производителя товара, который один день в году может позволить себе торговать по себестоимости. А если нет?

Часто встречается такой сравнительно честный способ отъема денег у населения: берется товар стоимостью, допустим, 100 рублей, повышается наценка (цена возрастает до 150 рублей), а потом на товар дается «щедрая» скидка в 10%. Считайте сами: 100+50-15=135 рублей, то есть даже дороже изначальной цены. Как только «акция» заканчивается, цена вновь падает до обычной.

Если же обмана нет, стоит приглядеться к сроку годности товара — возможно, он уже истек или близок к этому. Социальная цена = социальному товару, что на языке продавцов звучит как «товар для бомжей». Например, перед новогодними праздниками посетители одного из сетевых супермаркетов как горячие пирожки расхватывали шоколадные наборы со скидкой в 50%, даже не замечая, что из отведенных 12 месяцев срока годности прошло уже более одиннадцати. Халява-с!


Рецензии