Баба-Яга тоже амазонка?!

Географическое расположение захоронений амазонок весьма удивительно, также как и то, что находят археологи в погребальных курганах. Эти курганы простираются на расстояние более тысяч миль от южной Украины через степи Южной России до Покровки возле границы с Казахстаном.


Дженин Дэвис-Кимболл, директор центра исследований евразийских кочевников, с 1992 года в районе Покровки со своими русскими коллегами на раскопках 50-ти курганов, датируемых от V1 века до нашей эры, обнаружили, что в каждом кургане первоначально содержалось одно захоронение. Но затем его вскрывали и повторно использовали (возможно, в качестве семейного склепа), так что в некоторых курганах насчитывается до 25 дополнительных захоронений.

 Важно отметить, что в курганах под Покровкой первыми, как правило, хоронили женщин, помещая их в центр ямы, хотя это обстоятельство не указывает однозначно на матриархальный уклад общества, оно подразумевает, что женщины занимали равное положение с мужчинами. Обнаружены разные виды захоронений для женщин и мужчин, причем погребальные дары отражают их роль в обществе. 40 захороненных мужчин имели при себе оружие и, очевидно, были воинами.


В одном захоронении содержались образцы руды и железный тигель, покрытый шлаком и, возможно, принадлежавший кузнецу. Еще четверо мужчин (бедные «няньки»?) были погребены с маленькими детьми в руках и практически без погребальных даров. Это подтверждает упоминание древних греков, что мужчины у амазонок были рабами.


Наиболее поразительная группа состояла из семи женщин, похороненных не только с бусами и веретенами, но также с железными мечами и кинжалами, бронзовыми наконечниками для стрел и оселками для заточки оружия. Рукояти мечей и кинжалов имели заметно меньший размер, чем оружие в могилах воинов-мужчин. Дэвис-Кимболл пришла к безусловному логическому заключению: эти женщины тоже были воинами. Оружие для женщин специально изготавливали, подгоняя его для их удобства. Это еще одно подтверждение в реальном существовании амазонок.


Двадцать процентов могил с оружием в Сарматии принадлежит женщинам. Наконечники стрел, колчаны, луки и конская упряжь – вот наиболее типичные находки в этих захоронениях. Поразительным образом подтверждаются античные описания амазонок, как лучниц, скачущих верхом на лошадях. Обнаружено много других видов оружия: копья, пики, мечи, кинжалы и камни для пращей, а также широкие пояса из металлических пластинок, защищавшие воительниц в бою.


О существовании реальных амазонок подтверждают многочисленные изображения амазонок. Одно из них – рисунок из древней книги. На нем мчится кавалькада амазонок, на каждой – короткая туника, ноги перекинуты по обе стороны от крупа коня, а торс лихо изогнут назад. У некоторых из наездниц на руках младенец, присосавшийся к материнской груди.



Итак, археологические находки дают нам право предполагать, что амазонки реально существовали, но это еще не все. Племен амазонок было достаточно много. На Тамани, в Славянском районе кубанские археологи нашли могилы амазонок, относящиеся к железному веку. В захоронениях было оружие: колчаны со стрелами, кинжал для рукопашного боя. В черепе одного из скелетов обнаружен наконечник стрелы. Еще раньше на Тамани был найден древний барельеф с изображением битвы женщин с воинами-мужчинами. В ту пору грозными врагами античных государств в Причерноморье считались сарматы (савроматы). Эти воинственные племена греки называли женоуправляемыми.


Состарившиеся женщины-амазонки, их называли Йогинями, уходили к соседним народам, в том числе и праславянским, и там обучали девочек грамоте и целительству. Вероятно, отсюда и происходит сказочное имя Бабы-Яги. Амазонки строили много храмов, в которых служили жрицы, передававшие Великие знания Востока воительницам, умевшим читать и писать.

 Пожилых мудрых амазонок, обучавших девочек, называли «бабой-йошкой». Только с появлением христианской религии, нетерпимой к инакомыслию, их стали называть «Бабой-Ягой». Но добрая память о «бабе-йоге» осталась в русских народных сказках, где они часто путем волшебства помогали героям. Их знания, как драгоценность, передавались от поколения к поколению, принося людям помощь и добро.


Многие исследователи пытаются отыскать крупицы реальных событий в русских народных сказках, передавшиеся из уст в уста тысячелетиями. Так, например, Баба-Яга в южном степном варианте владеет стадами волшебных кобылиц. Она там  царица Девичьего царства, которое находится далеко, «за тридевять земель, за тридевять морей» за «огненным морем»; его называют «Подсолнечным».

 
Ясно, что речь идет о южных приморских областях. Есть в этом полуденном царстве и город, окруженный каменной стеной  или железным тыном; высота 12 саженей. Подступы к городу охраняют Ягишны или сестры Царь-Девицы. Ивана-Царевича, пытающегося проникнуть к Царь-Девице, предупреждают: «Много туда ехало разных богатырей, а ни один оттуда не вернулся. Все-то головушки ихни на тычинушках, а только одна тычинка стоит порозна – не твоей ли головушки быть?» (Н.В.Новиков).


О человечьих головах на «тычинах» сообщает Геродот, описывая быт тавров Крымского полуострова: «У тавров существует такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов… тело жертвы сбрасывают с утеса в море… голову же прибивают к столбу… С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом».


    Рыбаков, рассматривая образ Яги с исторической точки зрения, приходит к мнению, что речь идет о южных приморских областях. Так Баба-Яга ездит верхом на коне и располагает «ратью-силой несметной». Долины эти населены многочисленными воинственными женщинами-всадницами. Дворец Яги огорожен тыном, на котором торчат человеческие головы. Своих дочерей числом до 12, она превращает в кобыл.


 Баба-Яга-всадница или Яга-кобылица, мать оборотней-кобылиц, - это,  конечно, не та традиционная русская Баба-Яга, которая живет в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу. Эта живет за степной рекой среди шелковых трав, у криничной воды возле моря, что неизбежно наводит на мысль об амазонках, живших у Меотиды. Так что, те сказания, которые дошли до нас с незапамятных времен, несут в себе сведения о некогда проживавших на берегах древней Меотиды или Тамаринды, как называли Азовское море скифы,  воинственного племени амазонок.

      
    Проведенные археологические изыскания вынуждают нас говорить о целой империи амазонок, которая, скорее всего, стала распадаться в период завоевательных походов Александра Македонского. В великую эпоху переселения народов картина мира поменялась, потому так много версий, насчет амазонок. Племена эти были не такого уж закрытого типа, как об этом говорят мифы.


Возможно, матриархата, как такового и не было, а было равноправное партнерство между мужчинами и женщинами. Именно такие племена географически разбросаны достаточно широко по всему земному шару. Есть данные о том, что амазонки были в Индии, в Малайзии и даже возле Балтийского моря. Достаточно вспомнить о валькириях, девах-воительницах из скандинавских саг.


          А наши каменные идолы скифских Баб, некогда заселявшие скифские и сарматские степи? Баба на древнем языке означало «богиня». Недаром скульптурное изображение женщины дошло до нас, как послание от амазонок из железного века.


 Недавно найденное захоронение алтайской принцессы, вызвало волну сенсаций, облетевших мир. Новые находки археологов, с каждым разом нас убеждают, что многие мифы имеют под собой реальную почву.

 
В Ростовском областном музее краеведения большим интересом пользуется выставка скифских золотых изделий «Золото амазонок». Эти браслеты, ожерелья и серьги украшали прекрасных воительниц почти две с половиной тысяч лет назад. Подавляющая часть экспонатов коллекции была найдена в группе курганов «Пять братьев» близ донской станицы Елизаветинской. Начиная, с 1959 года археологи извлекли из захоронений больше тысяч золотых изделий - браслеты, кольца, амулеты.


Недавно «Золото амазонок» экспонировалось во Франции, где получило самую высокую оценку взыскательной публики. Директор музея краеведения Татьяна Коневская не скрывает, что «Золото амазонок» - самая статусная коллекция из ростовских музеев.


 Ироническая мысль приходит в голову после рассмотрения всех исследований: мы считаем наш век просвещенным. Но женщина в наше время только, только завоевывает равноправное положение в обществе рядом с мужчиной. А около трех тысяч лет назад женщина была полноправным партнером мужчины во всех сферах жизни. Напрашивается вывод: чье же общество более «продвинуто»- наше или то, что существовало в VI-VII веках до нашей эры?      
.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.