Рождение луны как начало и конец мифа

Сагит Фаизов

Рождение луны как начало и конец мифа

Луна, чей силуэт сопровождал рождение династии Рюриков и поход Игоря, совсем недавно объявила себя повивальной бабкой опричнины [1]. И вот теперь она, отсутствующая луна, стала  главным персонажем битвы при Молодях 1572 г., очень поздней битвы в истории, созданной преимущественно беллетристами, но называемой летописной. Одно из важных «свидетельств» этого события размещено в Новгородской II «летописи» в рассказе о пребывании царя Ивана Грозного в Великом Новгороде [2]. По сюжету рассказа, Иван Васильевич 31 июля получил первое известие о крымском «царе» Девлет-Гирее, то есть известие о движении крымского войска во главе с ханом к Москве. 6 августа была царю Ивану Васильевичу «радость» о победе русских войск под командованием Михаила Ивановича Воротынского «от Москвы за пятьдесятъ верстъ» в разных местах: на речке Рожаи, в Молодях, на Лопасне в Хотинском уезде. Упоминается, что «царь» пришел с войском в 120 тысяч человек, а потеряли крымцы убитыми 100 тысяч. 7 августа вновь отмечается  «радость» по поводу победы над «царем» - без уточнения, получил ли царь Иван Васильевич новые известия.

Ключ, открывающий дверь в потаенный текст, - слово «Рожаи». У него два подразумеваемых чтения: глагол «рожай» и «рож ай», во втором чтении «ай» - «луна» или «месяц» татарского, формант «рож» принимает на себя смысл «рожай». Единый смысл двух чтений – «ожидаемое рождение месяца (луны)». И если мы заглянем в лунный календарь августа 1572 г., то увидим, что 6 августа серп «умирающего» месяца был едва виден, 7 августа он почти невидим, а 8 августа в 21.37 местного времени состоялось новолуние, гринвичское время – 17.37 [3]. В открытом тексте неизменному хронологическому показателю 37, конечное числовое значение 1,  соответствуют 100 000 тысяч крымского войска, упоминаемые дважды: в первом упоминании, общей численности войска крымцев, прописано: «100 тысячь и двадцать» (без всякой видимой необходимости, ноль в числовой энигматике факультативен). Двукратное упоминание 100 000 находится в коррелятивной связи с показателем минут затмения по московскому и гринвичскому времени – 37 и 37 (конечное значение 2). Показатель часов и минут по московскому времени – 21.37 – отражен в упоминании первого сообщения о «царе» 31 июля в четверг (конечное числовое значение 21.37 равно 4, число 31 тоже 4, на всякий случай здесь «добавлен» четверг, именований местности, ойконимов и гидронимов, в тексте тоже 4, временные маркеры всех трех упоминаний крымского «царя» - 31.07.1572, 6.08.1572 и 7.08.1572 также образуют в конечном итоге 4). Все четверки вместе находятся в коррелятивной связи с одним из двух важнейших маркеров царя Ивана Васильевича в скрытых текстах – 4 [4].

«Да того же дни (8 августа. – С.Ф.) велили на государя на болот(е)хъ сина косити по монастыремъ, без отмины, чей кто ни буди» - напоминание о месяце или луне: «сина» - актуализация астрономического термина «синодальный месяц», в течение которого небесное светило возвращается в начальную фазу видимости, «отмины» - актуализация словосочетания «четьи-минеи», в котором греческая лексема «минаиос», исходная форма «миней», означает «месячный» («Четьи-минеи» - сборник житий святых, читаемых изо дня в день в течение месяца).

«Пятьдесятъ» верст, которые отделяют место битвы от Москвы, условные – в силу больших расстояний между различными отдельными местами битвы, – это 4 часа разницы между гринвичским и московским временем: конечное числовое значение числительного – 4. В тексте есть и другие маркеры лунного происхождения сюжета о битве при Молодях или битве под «молодым» месяцем, или битве, которой не было. Но то уже в факультативном разряде (правда, проверить «разрядные»* источники, свидетельствующие о битве, - очевидная необходимость).
*То есть Разрядного приказа.

Сноски и примечания.

1. См. о мотиве месяца в сюжетах «Рюрики» и «Игорь»: Сагит Фаизов Приглашение к Саросу // http://www.proza.ru/2014/02/15/2502; Он же Игорь Львиное Сердце. Часть 2. Вальтер Скотт // www.proza.ru/2014/03/08/1248 (те же ст-и опубликованы в ЖЖ sagitfaizov). Возвращение к мотиву «солнце и месяц над войском Игоря» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Сагит Фаизов Глава 21: полет и купание Маргариты. Из заметок на оборотках // http://sagitfaizov.livejournal.com/34956.html; См. о роли месяца (луны) в кодировке начала «опричнины»: Сагит Фаизов Опричнина в свете луны // http://www.proza.ru/2014/07/09/633; http://sagitfaizov.livejournal.com/103046.html
2. http://dlib.rsl.ru/viewer/01004161895#?page=186
3. Использованный в расчетах календарь фаз луны: 4. О происхождении числовых символов, признаваемых Иваном Грозным «своими», см. Сагит Фаизов Икона "Благословенно воинство Небесного Царя": стратиграфия смыслов в различных контекстах. Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/26028.html; Он же Мистическая символика Ивана Грозного и ее прочтение Борисом Годуновым // http://sagitfaizov.livejournal.com/22670.html; Он же Тугра Ивана Грозного // Золотоордынское наследие. Вып. 2. Казань, 2011. С. 359-362.

Опубликована 14 июля 2014 г.


Рецензии