Петропавловская крепость

                Навстречу 300-летию Санкт-Петербурга
                (27 мая 2003 года)
               
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ


                Красуйся, град  Петров, и стой
                Неколебимо, как Россия.
                А. Пушкин «Медный всадник»

                Герб Санкт-Петербурга: «В красном поле два серебряных якоря,
                положенные крестом, и на них золотой скипетр».
                Высочайше утвержден 7.5.1780

9 июня исполняется 330 лет со дня рождения первого российского императора, человека, прорубившего «окно в Европу», открывшего Академию наук, основателя первой  русской печатной газеты «Ведомости», новой Российской столицы… Вы, конечно, поняли, о ком идет речь.
«Петр обладал необыкновенным нравственным величием… он не побоялся сойти с трона и стать в ряды солдат, учеников, работников, когда осознал, что необходимо ввести в свой народ силу, до тех пор малоизвестную и в почете не находившуюся- силу умственного развития, искусства и личной заслуги»,- пишет о нем историк С.М. Соловьев.
Теперь, спустя столетия, мы можем спорить, прав был Петр или нет, переделывая патриархальную Россию. История рассудит. А пока вспомним слова Петра, который говорил о себе так:
«Я за свое Отечество и людей живота (жизни) своего не жалел и не жалею».

Одно из грандиозных дел Петра I- основание Санкт-Петербурга.
И об одном из детищ Петра сегодня наш рассказ. Итак,

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

Начало истории…

В начале Северной войны (1700-1721), с осени 1702 года по май 1703 года, в результате успешных военных действий Петр I  освободил от шведов земли по Неве, в том числе и  одну из ключевых крепостей- Ниеншанц (так шведы назвали основанную на этом месте в 1340 году новгородцами крепость Канец). Она находилась на правом берегу Невы в восьми километрах от ее устья, около впадения реки Охты. По некоторым свидетельствам впервые мысль закрепиться на Балтийском море высказал Петру его ближайший сподвижник граф Федор Алексеевич Головин, опытный генерал, руководивший всей внешней политикой России. Эта мысль овладела Петром, стала его мечтой. Он хотел закрепиться в завоеванном крае, построив на берегах Невы  или Финского залива мощную военную крепость с корабельной гаванью, складами продовольствия и боеприпасов, казармами для солдат и светлицами для офицеров.
И вот теперь эта мечта может осуществиться.

Преданья старины глубокой…

Есть разные предания о том, почему именно в устье Невы Петр решил строить город, в который вскоре он  перенесет столицу России. Объехав на шлюпках со своими сподвижниками все места в устье Невы, расположенные по течению ниже крепости Ниеншанц, он отдал предпочтение Заячьему острову. А Ниеншанц, в котором он хотел сначала разместить воинский гарнизон, по мнению Петра, оказался «мал, далек от моря и не гораздо крепок от натуры». Так он записал в своем походном журнале… Итак, Петр со своими сподвижниками  ступил на Заячий остров, напоминающий своими очертаниями боевое судно, рассекающее водную гладь. Остров невелик: в длину 750 метров и в ширину 400 метров. Величаво несет свои воды Нева, достигая в этом месте почти километровой ширины.                История Санкт-Петербурга начнется с Заячьего острова.                Разные сложились легенды о возникновении города.   

«Быть крепости здесь»
                По одной из них, как только Петр  со товарищи пристали к острову, над ними появился орел- царственная птица. Приняв это за Божье благословение, Петр вышел на берег, срубил сосну, сложил из нее крест, воткнул в грунт и уверенно заявил: «Быть крепости здесь». По другой легенде, Петр, сойдя на берег, столкнулся с местным рыбаком, показавшим царю березу с зарубками: «До них доходила вода во время наводнений». Петр посмотрел на отметины, недолго подумал: «Березу срубить- крепость строить».                Решительный и непреклонный был человек!                Ни один вражеский корабль не сможет пройти по Неве в Финский залив или в обратном направлении, не попав под обстрел с крепости, которая появится на Заячьем острове. Городской фольклор о начале строительства изложен в сочинении «О зачатии и здании царствующего града Санкт- Петербурга». Вот свидетельство из этого сочинения. «По прибытии на остров и по освящении воды и по прочтении молитвы на основание града и по окроплении святою водою, взяв заступ, (царь) начал копать ров. Тогда орел с великим шумом парения крыл от высоты опустился и парил над оным островом. Царское величество, отошед мало, вырезал три дерна и изволил принесть ко означенному месту. В то время зачатого рва выкопано было около двух аршин глубины и в нем был поставлен четвероугольный ящик, высеченный из камня, по окроплении того ящика святою водою изволил поставить ковчег золотой, в нем мощи святого Андрея Первозванного и покрыть каменною накрышкою, на которой вырезано было: «По воплощении Иисус Христосе 1703 маия 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским». И изволил на покрышку онаго ящика положить реченные три дерна с глаголом: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Петербург».

Петропавловская…

Одновременно с крепостью, согласно той же фольклорной традиции, царь заложил Петропавловский собор и крепостные ворота. Крепость названа Петропавловской в честь Святого апостола Петра, хранителя ключей от рая и небесного покровителя российского царя Петра I. При закладке собора, опять под шум крыльев парящего орла, Петр, взяв у солдата багинет (штык) и вырезав « два дерна, положил дерн  на дерн крестообразно и, сделав крест из дерева и, водружая в реченные дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христове на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла». Это свершилось 16 мая (27 мая по старому стилю) 1703 года- в этот день родился Санкт-Петербург!                Шла война, но крепость строилась «с крайним поспешанием» и к концу июня 1703 года была готова и вооружена. Строили ее по рисункам, сделанным Петром I. Крепость очень сильно повлияла на дальнейший ход войны в зоне Невы. Шведские лазутчики, увидевшие готовую крепость, доложили своим командирам: «Атаковывать бесполезно-      
 
…Там уже крепость…»
                Крепость была деревоземляной и представляла вытянутый вдоль острова шестиугольник с бастионами и куртинами (стены между бастионами) по периметру. Бастионы позволяли вести перекрестный огонь. Очертания крепости примерно повторяли форму острова, вытянутого с запада на восток.  Наблюдали за строительством сам Петр и его сподвижники: Меншиков,  Головкин, Зотов, Трубецкой и Нарышкин. Их имена и были присвоены бастионам. А бастион, за которым наблюдал сам царь, стал называться Государевым. Вдоль острова прорыли узкий канал для снабжения крепости водой в случае осады. Внутри крепости возвели ряд сооружений военного назначения. Чтобы обезопасить подступы с северной стороны, в 1705-1708 годы построили земляной вал, обложенный дерном- Кронверк. Отсюда и название Кронверкского пролива.
Деревоземляной крепость оставалась недолго. Уже в 1706 году  под наблюдением первого архитектора Санкт-Петербурга Доминико Трезини (ок. 1670-1734) начнется строительство каменной крепости. Этого талантливого архитектора и инженера, выходца из Швейцарии, пригласил в Россию Петр. И он приехал в Россию в 1703 году. Его вклад в архитектуру будет очень значителен. По его проектам были заложены Кронштадт, Александро-Невская Лавра, Летний дворец Петра, Петропавловский  собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий и много других зданий.               

Строительство продолжается…
                Деревоземляные стены Петропавловской крепости Трезини заменил кирпичными. Над уровнем Невы они поднялись на высоту 12 метров. Бастионы и соединяющие их куртины имели высоту 12 метров и ширину до 20 метров. Они состояли из двух стен- наружной толщиной 8 метров и внутренней толщиной 2 метра. В 1730-х годах возвели дополнительные укрепления-равелины: Алексеевский с западной стороны и Иоанновский- с восточной. Между равелинами и основной частью крепости проходили широкие рвы, заполненные водой (их засыпали в конце ХIХ века). Стены крепости остаются кирпичными и ныне, кроме тех, которые выходят в сторону Невы. Есть предание, будто Екатерина II, выглянув однажды в окно Зимнего дворца, возмутилась «простецким видом» крепостных стен. За возмущением последовало указание: облицевать стены гранитом. Что и было сделано… Облицевали только видимое с левого берега. Одновременно с облицовкой стен на южной стороне крепости по проекту архитектора Н.А. Львова соорудили Невские ворота и гранитную пристань перед ними. Эти ворота народ назвал «Смертными воротами», или «Воротами смерти», так как, когда крепость стала тюрьмой, через эти ворота выводили узников, приговоренных к смерти. По Неве их доставляли в Шлиссельбургскую крепость или в другие места для приведения приговора в исполнение.

Самое высокое здание Санкт-Петербурга

Посередине крепости в 1703 году построили деревянную церковь святых Петра и Павла. Позже, в 1712-1733 годы, архитектор Д. Трезини над этой деревянной церковью построил каменный Петропавловский собор, а деревянную церковь разобрали. Колокольня собора увенчана высоким золоченым шпилем с флюгером в виде летящего ангела. Полная высота колокольни- 122,5 метра. Это самое высокое здание Санкт-Петербурга. В 1720-е годы на колокольне установили купленные в Голландии часы «с курантами в 35 колоколов». Они погибли при пожаре в 1756 году, но в 1776 году вместо них смонтировали другие голландские часы. Собор стал усыпальницей российских императоров,- от Петра I до Александра III. Петр I сам указал в соборе место своего будущего захоронения. В 1896-1908 годы рядом с собором возвели Великокняжескую усыпальницу, увенчанную куполом и золоченой главкой.
В 1998 году в собор перенесли прах и последнего российского императора Николая II.

«Русская Бастилия»

Петропавловская крепость первоначально была задумана как военное сооружение. Она была построена по современной тогда системе военного искусства. Хотя крепость была первоклассным образцом военно-инженерного искусства и грозным предупреждением для врага, она, как военное сооружение, никогда не использовалось. Уже в первой четверти ХVIII века ей нашлось иное применение. Крепость стала тюрьмой для государственных преступников, политических противников и военнопленных. Иностранцы называли ее «Русской Бастилией», а  на Руси ее называли «Петропавловским централом». Ее застенки были страшнее каторги. Первым узником «Русской Бастилии» стал сын Петра I царевич Алексей, который скончался здесь 26 июня 1718 года после нечеловеческих пыток. В середине 1770-х годов узницей крепости стала красивая молодая женщина, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Григорьевича Разумовского. Эта самозванка, претендовавшая на российский престол, из-за допросов и невыносимых условий содержания в казематах крепости заболела чахоткой и умерла в 1775 году. Легенду о ней в своем изложении дал писатель Г.П. Данилевский (1829-1890) в романе «Княжна Тараканова», а художник К.Д. Флавицкий (1830-1866) в картине «Княжна Тараканова». Помните? Только версия художника о гибели самозванки при наводнении несостоятельна, так как наводнение было через два года после ее смерти. В дальнейшем крепость стала  главной политической тюрьмой России. Вот некоторые из тысяч узников крепости: писатель А.Н. Радищев, руководители и участники восстания декабристов (пять руководителей восстания: К. Рылеев, П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский были повешены 13 июля 1826 на валу Кронверка, расположенного рядом с крепостью), члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского (среди которых в крепости оказался и Ф.М. Достоевский), народовольцы, М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский (в застенке он написал роман «Что делать?»), А.М. Горький (здесь он создал пьесу «Дети солнца»), арестованные министры Временного правительства...
С 1924 года крепость стала музеем. Побывав на ее территории, посетив Петропавловский собор, Трубецкой бастион с его ужасными камерами, услышав пальбу пушки, ежедневно отмечающей залпом полдень, мы через Петровские ворота покидаем крепость.                До следующей встречи, град Петра!
                Юрий Жданов         13.02.2002

Рассказ Юрия Жданова «Петропавловская крепость» опубликован:
Юрий Жданов. Петропавловская крепость.  Газета  «Радость» № 5-6, 2002. Стр. 7- 9

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).


Рецензии