Виртуальная реальность

В последние годы в мире, в особенности в США, всё чаще и чаще происходят массовые убийства людей с применением автоматического огнестрельного оружия некими «сумасшедшими». Все эксперты и психологи считают, что виной всему компьютерные игры, в которых играющий убивает людей. Трудно с этим не согласиться. Подобные компьютерные игры с применением насилия и агрессии во многих странах даже запрещены. И я тоже согласен с тем, что виной реальных убийств реальных людей является тот факт, что подросток или молодой человек играет в подобные компьютерные игры. Однако, те же психологи глубоко убеждены, что играющий молодой человек начинает путать реальную жизнь и виртуальность и фактически сходит с ума, то есть, берёт реальное оружие и, выходя на улицу, убивает реальных людей. И вот с этим аргументом «сумасшествия» я категорически не согласен. Я согласен с тем, что виной всему эта компьютерная игра, но никакого сумасшествия на самом деле не происходит и виртуальную реальность с реальной жизнью никто не путает. Более того, я глубоко убежден, что, когда заигравшийся в подобную игру молодой человек, решает взять реальное оружие и пойти на улицу пострелять в реальных людей, он прекрасно осознаёт, что он делает. Доказательством этому служит тот факт, что почти во всех случаях, человек, растреляв многих реальных людей, убивает и себя. Если бы это был человек сумасшедший или если бы это был человек, который действительно спутал виртальный мир и реальную жизнь, то ему и в голову бы не пришло убивать себя самого. Но убийца кончает жизнь самоубийством как раз потому, что он ясно осознаёт, что он творит. Но в этом случае возникает вопрос — что же тогда, если не сумасшествие, толкает его на убийство реальных живых людей? Если вам интересно, то давайте попробуем вместе разобраться с тем, что же на самом деле происходит.
Прежде всего, хотелось бы сказать, что эта проблема многогранна и одной статьи явно недостаточно. Например, вопрос, почему один человек так увлекается этими агрессивными играми, а у другого к ним нет никакого интереса, я попытаюсь осветить в отдельной статье. В этой же статье я попытаюсь ясно показать, почему у этого компьютерного игрока возникает желание взять в руки реальное оружие. Что происходит на самом деле? Давайте попробуем разобраться.
Сначала я хочу показать вам ту огромнейшую разницу, которая существует между фильмом боевиком и компьютерной игрой. Казалось бы, разницы нет. И в фильме и в игре, на экране происходят агрессия, убийства и насилие. Однако, разница всё же огромна. В фильме всегда происходит борьба между добром и злом и, как правило, некий супермен или «добрый» терминатор до зубов увешанный оружием, сеет вокруг агрессию и смерть, побеждая зло. Я ни в коем случае не утвержаю, что такие фильмы влияют на зрителя положительно, я хочу сказать, что во время просмотра фильма зритель НЕ отождествляет себя ни с кем из героев фильма. Пришел некий агрессивный терминатор и победил всех остальных агрессивных бандитов. Зритель не имеет к этому никакого отношения.
Теперь посмотрим, что происходит в компьютерной игре. Вы не раз видели, как ваши друзья в интернете пишут: «Ура! Я дошёл до такого-то уровня!». Обратите внимание  - «Я» дошел. То есть, человек ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ себя с тем игроком, которого он видит на мониторе компьютера. Теперь представим, что эта компьютерная игра сопряжена с насилием и убийствами. В отличие от фильма боевика,  в компьютерной игре сам зритель (игрок) совершает убийства и насилие.
Итак, некий молодой человек по пока неизвестным нам причинам, начинает играть в компьютерную игру, в которой, как правило в черте города, происходят убийства людей, причем обычных прохожих, либо поджоги, взрывы, захваты автомобилей, неизбежно с убийством водителя и прочая агрессия. В подобных играх тоже есть различные уровни и играющий стремится взять всё более высокий уровень, убивая всё больше и больше народу. И вот, наконец, наступает момент, когда он достигает самого высокого уровня и легко удерживается на этой позиции.
В этот момент необходимо разобраться с тем, какова природа желания вообще. Желание это нечто такое, что не может остановиться. Именно поэтому и придуманы в играх всевозможные уровни. Без них просто неинтересно  двигаться вперед. Например, в каждом компьютере есть игра в шахматы. В ней десять уровней. Представьте себе человека, который дошел до десятого уровня и легко удерживается в этой позиции, постоянно выигрывая у компьютера. Совершенно очевидно, что у него возникнет желание попробовать свои силы с реальным соперником, либо через интернет, либо в шахматном клубе. Ещё один пример — парень занимается дзюдо. Наступает момент, когда в своём клубе он становится сильнейшим. Дальнейший его шаг — попробовать силы на первенстве области, страны и так далее. Теперь вернёмся к нашему игроку-агрессору, который тоже дошел до максимально высокого уровня и уже откровенно начинает скучать. Именно в этот момент у него появляются пока только мысли, что было бы неплохо пострелять в живых людей. Поначалу он эти мысли отгоняет, считая их чудовищными. Но тот факт, что желание не может остановиться указыввает на то, что эти мысли неизбежно становятся навязчивой идеей и, в конце концов, порождают желание реализовать эту стрельбу в реальном мире. Конечно, он может пойти наёмником в армию и повоевать. Но армия ведёт военные действия с другими военными, более того, в армии нужно прилагать усилия, нужно бегать, недоедать, недосыпать, выполнять приказы командиров, а это всё сложно. Гораздо проще пойти в торговый центр и расстреляять безоружных людей. Но этот игрок прекрасно понимает, чем ему это грозит — либо пожизненное заключение, либо электрический стул, если это США. Тогда он начинает пытаться решить проблему — как сделать так, чтобы реально пострелять в людей и в тоже время не понести наказания? И ломая голову над этим вопросом, он однажды приходит к пониманию того, что не понести наказания он может только в том случае, если после устроенного побоища он убьёт и себя. В этот момент на одной чаше весов оказывается неодолимое желание реализовать реальную стрельбу, а на другой чаше весов собственная жизнь. Поскольку в подобные агрессивные игры играют либо люди, чья жизнь на любовном фронте не сложилась, либо те, кто обижен на весь свет, либо люди с уязвленным самолюбием, то в какой-то момент игрок начинает осознавать, что жизнь его пуста и что кроме этой игры у него к жизни никакого интереса нет. Затем, он внутренне соглашается на собственную смерть, приобретает реальное оружие и осуществляет задуманное.
Бывают случаи, когда человек приходит к ложному умозаключению. Например, когда в США один подросток расстрелял детей в начальной школе, есть вполне правдоподобная версия о том, что он убедился в том, что через пару дней будет конец света и что он таким образом спас детей он неминуемых страданий. Но к какому бы умозаключению ни пришёл убийца, я подчеркиваю, никакого сумасшествия тут нет. Он всё это делает совершенно осознанно и прекрасно осознаёт, где реальная жизнь, а где виртуальная.
Учитывая природу желания вообще, можно с уверенностью сказать, что подобные агрессивные игры чрезвычайно опасны. Они оказывают на человека такое же влияние как и наркотик. Но если наркоман убивает героином только себя, то подобный компьютерный игрок забирает с собой десятки невинных жертв.
Возникает всё-таки вопрос — почему игрок с таким же азартом не увлекается шахаматами или дзюдо? Ответ — потому что в шахматах или дзюдо нужно прилагать усилия. Интеллектуальные или физические. А какие усилия нужно прилагать, чтобы в компьютерной игре убивать людей? Никаких. Единственное, что нужно, это виртуозное владение джойстиком в руках. И всё. И накаких усилий.
Безусловно, запрет на подобные игры оказывает действенное сопротивление, но не искореняет проблему. Проблема будет решена только тогда, когда у людей вообще не будет интереса к подобным играм, даже если эти игры будут в свободном доступе. Но почему у некоторых людей возникает такая тяга к проявлению насилия, пусть и виртуального? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в следующей статье под названием «Фундаментальная причина агрессии».


Рецензии