24-я глава термен-вокс

   -   Пошли    в  гости? -  предложил    неожиданно   ГВ,  - и    Рита   невероятно   удивилась:   у   него   не  было    друзей, чем  он  очень гордился:  «у меня   кругом  - одни враги!»…
-  К  кому  ? -  спросила  она.
-  К моему  другу! -  заявил  ГВ.
- Кто он такой?  Почему   ты   ни разу    о  нем     не   не  говорил?
- Музыкант. – загадочно  сказал   ГВ,  - Пошли.  Сама   узнаешь.

…Перед  Ритой    стоял   большой   стальной  «ящик»  с   торчащей  посредине  антенной  или  «стрелой», как ей  обьяснили, -   из  стали…или     часть   «струны»? -   издающая   удивительные   космические    звуки:  то  низкие  -  при   приближени  руки,   то  высокие,   мяукающие,  -  при     отдалении !…   «Термен- вокс»  -    это   новый  музыкальный  инструмент.   Рядом стоял  изобретатель: пожилой  мужчина, правая  рука которого   была   безвольно   опущена,  -  после  инсульта…  левой  он    показывал  Рите,  как  следует  двигать   рукой:   туда – сюда,    извлекая   звуки...  Но   у   нее   ничего   не   получалось!
-  Я   хочу  научить тебя, -  сказал    он, -  играть   на   нем. Мне  ведь   уже  за   восемьдесят,  а      правая    рука   парализована…так меня  угораздило!  И  сам не знаю,   сколько    еще  проживу…Поэтому  мне  надо   кого-нибудь  научить  играть на  этом  инструменте.  Не хочу, чтобы    после   меня  было   совсем   некому…Понимаешь?  Вот  и  попробуй! – если у тебя  слух  есть,  как мне говорили…я   хочу  оставить   после   себя  хоть кого-нибудь….
-  Так вы  -  автор?  -  еще более удивилась  Рита, -  И  у Вас    нет  ни одного ученика?
-  Есть   один, -  махнул  левой рукой  мастер   Термен,  (это его фамилия)...Он  молодой,  и  еще  учится   в  Консерватории.  Соавтор, можно  сказать. Мы   с   ним    вместе    все  это  делали сначала…А   потом   он   начал  гнуть   свою  линию!  Мы  спорили…и   поссорились.. Теперь  я  совсем  один.  Видишь,  в  больницу  попал…Он  и не знает!  Мы    давно  с   ним   не виделись. Я  думал,  умру,  но  отлежал  и  выписался...  А про   тебя  мне   рассказали:  что  ты поешь,  и    есть   голос,    и   слух. Вот    смотри  сюда!…- он  снова    начал   водить левой   рукой, туда-сюда...-  слышишь,  какой   звук  получается?  Повтори!
   Рита   попыталась, помахала  рукой,  и… ничего не  вышло..Совсем  другие   звуки  пошли! Мужчина   рассердился:
-  У  тебя   вообще   есть  музыкальный   слух?- вскричал  он, -Или нет?! А ну пропой   октаву!
   Рита пропела.
-  Это  у  тебя   получается.  Тогда  я   не понимаю, в  чем дело..Может, у тебя  музыкальная  память  плохая?  Почему   на Термен-воксе -  не получается? -   памяти нет! – заявил  он.
- Есть у меня   память! -  возникла  Рита, -   я  много  стихов   помню  наизусть..и   песен!
 -  А я  говорю -  о музыкальной   памяти! -  наставительно  сказал  он. – Ладно,  ты  подумай, а я   вам   еще   позвоню..
Термен  был  раздражен  и  очень  расстроен.  И    инструмент  в дальнейшем   назывался,  по его фамилии, -    Термен – вокс…
   Его  с позволения  квартира  была похожа  на  пещеру,  заваленную  железяками..то есть инструментами.  Тут, - на  Ритин взгляд, - ничего  невозможно было найти! И неудивительно,  что  он  заболел…В такой  обстановке  жить  невозможно!
   Но  автор   много  лет  жил   здесь  один,   -  среди  железяк  и  инструментов.   Окопался,  отгородился   в   идее   ото   всех  людей.. Похоже,    остальной  мир  для  него    не  существовал…или    существовал   призрачно,  как сон.. он  жил -   в своем произведении.
 
         Неопрятный   автор   жил, как медведь в  берлоге, -    в  старых  одеждах  и   надеждах,   -   такой   деловой,  и,  оказывается, -  даже   верующий!... с   седыми  волосами,   всклокоченными  надо  лбом…  Открывал   дверь   в свою    мастерскую   он    далеко   не    каждому. Но  почему же,  и каким образом    избрал   он   в  «друзья»  именно  ГВ?!...Для  Риты    было  невероятной   загадкой.  Что   у   них   общего?!...Может, они просто  плохо  знают  друг  друга?  Ведь  за  два  года   ГВ  ни  разу к нему не ходил…Загадка!
   Старый,  несчастный, одинокий  Мастер,  и -  45-летний   вздорный  мужик,  «себе на уме»,  неверующий    человеконенавистник…Тайна    за   семью   печатями! Но  инструмент  заинересовал  Риту, и она  обещала  подумать,и постараться… Может  быть, не сейчас,  - что-нибудь   получится?

 -  Извините   за  эти   беспорядки,   - смущенно  бормотал   Мастер,  - у  меня  они  вечные… особенно   после  больницы,  -  вот..-   кивнул    на   правую   руку, -   еле выжил… Теперь  сам  не   знаю,  как   смогу    играть на   моем   инструменте... А  я  очень  хотел бы!  Пытаюсь  хоть      кого-нибудь обучить ...Самое    обидное,   что   потерял   именно   правую руку!   Сколько лет   вожусь…  Вот, смотрите!  -  он   включил   что-то   внизу,и    поднял  левую   руку,  поднес   ее  к  стальной  стреле…Раздался  резкий,   и  .странный  космический  звук,   -   запел  и  заполнил    всю комнату!...Звук был   весьма   необычен   и   -  приятен  на слух.
       Термен    водил   рукою:  то   вверх, то  вдоль  «стрелы»,   извлекая  эти    звуки,  и   Рита  слушали, затаив дыхание..А  он    все  говорил,  сожалея,  что   остался «без руки»,  и   некому      продолжать   его   дело...
   - А можно,  я  еще раз   попробую? - спросила Рита.
-  Конечно,   пожалуйста!...- глядел   он   с надеждой.
   И  она   водила   рукой,  -  словно  дирижировала,  но... так  ни   разу    и  не удалось  извлечь  из   редкого  инструмента     таких  красивых   космических   звуков!..   
-  Жаль!  - сказал   Термен…- я  имел   на   Вас  надежду..
        ГВ  тоже  попробовал. Вышло   еще  хуже..
 -  Нет,  к  сожалению, - сказал   старик,  -  вряд   ли   смогу  вас   обучить.  Но, может,  вы    хоть    иногда    сможете    меня    навещать? Мне  вообще  ходить трудно,  даже в магазин…
   - Конечно!  Мы  постараемся, -  сказала Рита,  -  мне    очень   жаль,   что   не  выходит…это так  интересно  и  необычно!... Я    никогда  такого  инструмента не видела.
-   И не увидишь!  Он и   есть — единственный  в  мире! -  сказал  старик, -  Я    автор..
 - Вы  его   сами   придумали?!..- восхитилась  Рита. -  Вы   просто   гений..
 -  Ну, да..-  старик  вздохнул, -   наверно..Не будет меня., - и  термен-вокса   не    будет..
      
      Было   обидно   за него,   и  искренне   жаль старика!  Дело   не в   том, что  якобы    у ней «нет  музыкального  слуха,  или памяти».  Ведь   невозможно  обучать    такому  сложному   искусству   -   без    правой  руки..Да  и   вряд  ли  ее  отпустит   муж  сюда   - одну...
   «Вот бы  его вылечить-  подумала  Рита, -    сам  бы    играл, и    других  учил! Почему  же  он  совсем  один?..Что их  связывает  с  ГВ?... Жаль,  что   я   бросила  Мед...И  навряд   ли  я  совсем  смогу  бросить  медицину.   Это – болото…Я без  нее жить не  могу. Все   равно   буду   учиться…Есть   ведь   еще и народная!  А в    народной-то   медицине  -гораздо    больше возможностей!  Народная  -  это  путь!...Что бы ему помогло7   А  вероятней     всего -иглотерапия.  Может,   подсказать?...Потом   самой    подучиться  на  курсах..Мечта»..

      В  этот   день   у  их   соседей, -  Валерия и Людмилы, -  родился  сын! Рита   полдня  проторчала   у   них:  потребовались    советы,   медицинская   помощь..  ГВ  сидел  в   комнате   один,   и    неистовствовал.  Вернувшуюся   Риту   он  встретил    упреками   и    претензиями:- 
-  Ну, что   это  такое!  Почему я  должен  сидеть  один! Может,  ты  и  жить пойдешь к ним?
-   А что  такого? – недоумевала Рита, -   у людей   родился   сын,  пришлось   помочь..
-   Но  при   чем тут ты?!..Врача   пусть вызывают!

      Через  неделю   в  кухне  появились   пеленки,  аккуратно   развешанные  на  веревке. ГВ  несколько    раз    выбегал ,   крича  на  весь  коридор:
  -  Здесь общая  кухня!  Чего   поразвесили?!  Я  что,   должен   нюхать  ваши  тряпки  с    испражнениями!?  Ишь, разжились..  Как у себя дома!  Вот возьму  и все  -  повыбрасываю!!!...
 Рите  приходилось     выходить,   - и,   увещевая,   уводить   его   в   комнату.
  - Чего   орешь на весь   дом? Ребенок  спит,  Замолчи,  а   то   я   уйду!
    Последний   аргумент   подействовал.   ГВ  на  время  стих..   «Какой  он все  же  странный,- думала  Рита, -  тут  явно   что-то не так  с  психикой»..
-  Знаешь, -  сказала  она     мужу,  - по-моему,  у  тебя  психика   не  в  порядке!   Попил   бы   чего -нибудь  для  успокоения..Или   давай,   я   свожу  тебя    к   хорошему   врачу?
-  Может  быть, -  согласился   он, -    знать   бы,  к   какому.  Трудно   врачам   доверять..
- Хорошо, - сказала   она, -   я   найду  врача  для  тебя. 
    Она  уже   решила,  что  уйдет  из  Института   Переливания  крови… душевно  тяжело!… Может,  в  поликлинику..  Но    Марта  Львовна    не  хотела  ее  терять,   твердя   одно:  «я   поговорю,  чтобы   Вам   увеличили  зарплату!»...  уж три года   -  обещает.
 

 


Рецензии