Испытание страхом

                Зулкар Хасанов

                Испытание страхом.

                ( Воспоминания о послевоенных годах).

           Евгений Николаевич Соколов, начальник участка геологоразведочной партии, заехал к родной сестре в деревню Вахрушево на грузовой автомашине, покрытый тентом.      На шум автомобиля вышла его родная  сестра Клавдия Николаевна.
- Кто к нам заявился- громко воскликнула Клава. Батюшки, Женя, это ты? Я Только сегодня подумала, вот где-то здесь рядом мой брат работает, а никак не заедет. Женя обнимая сестру, продолжал: - Клава, сестренка моя любимая! Заезжал бы к тебе  чаще, да нет времени. Много работы. Тебе кажется, что я рядом.У меня скважины расположены на десятки километров друг от друга, и везде нужно поспеть, к тому же не хватает рабочих рук. Это Андрюха, - указал Женя на своего водителя, который протирал лобовое стекло автомобиля. Мотаемся с ним по степям уже много лет. Андрей смущенно кивал головой. За завтраком продолжили разговор. Сестрица, как сама - то живешь? - Ой,
Женя, мне, как и всем пока трудно, работаю на почте. Деньги, какие, никакие платят, славу богу, ничего. Нелегко  деревенской молодежи. Им хочется хотя бы немного одеться,  пойти учится. Колхоз обеднел, только начал восстанавливаться. Мужиков после войны в деревне не осталось. Кто сумел поступить в учебные заведения рады, что получат специальность и пойдут работать, хотя нелегко учиться в городе деревенской молодежи.
          - Женя, я тебе хочу предложить молодую девчонку к тебе на работу. Это девочка Марии Макаровны, моей одноклассницы. Зовут её Лена. Она закончила 8  классов. Во время войны года два не училась, немного отстала от сверстниц. Хотела устроиться на работу в городе, но нет ещё паспорта. Ты же ведешь работы в степи, близко к деревням. Зачем ей паспорт? Может быть, ты её устроишь?
         - Паспорт-то нужен. В паспорте лицо человека. Закон запрещает принимать на работу людей без паспорта.
         - Кем ты можешь её устроить?
          - Я её могу устроить только подсобной рабочей,  пока же она никакую профессию не имеет.
          - Она собирается поступить в геологоразведочный техникум.
          -Это похвально. Пусть потрудится, присмотрится.  Геологоразведочные  работы мы в основном выполняем в летнее время. Летом жара, так что закалка нужна. Да, и коллектив в основном мужской. Пусть приходит, поговорим, потолкуем.

Утром рано пришли Мария Макаровна с дочерью.  Девочка, молоденькая блондинка, лет семнадцати -  в белых босоножках на босые ноги, в цветастом платье, почти с детским лицом предстала перед Евгением Николаевичем.
           -  Здравствуйте, Мария Макаровна, рад вас видеть, а вашу дочь тем более. Я ведь слабо помню малых ребят. Вон сколько лет прошло, как я уехал.
           -  Евгений Николаевич, я пришла просить вас устроить мою Лену. Она меня доняла, просится на работу в город.
           -  Мне, кажется, Мария Макаровна, ей пока рановато, ей бы еще бегать по лугам, по степным просторам. Красота, ведь какая, рядом протекает замечательная река. Я бы в жизнь не уехал от такой красоты. Куда торопится молодежь, прямо не знаю.
           Куда и делась  робость рядом стоящей Лены. Лицо её покраснела: «Нет, Евгений Николаевич, я хочу пойти работать, мама болеет, хочу ей помогать».
           - Вот и поговорили, Женя, она меня каждый день донимает, говорит: «Я поеду работать в город».
           - Ладно, учти, Лена, я тебя в городе  не могу устроить, потому что мы выполняем работы в степях Нижнего Поволжья. Будешь работать на моем участке подсобной работницей на передвижной буровой установке. Работа не тяжелая, справишься. Только работы мы ведём в безлюдных местах, будет скучно. Так что подумай. Надумаешь, возьму тебя с собой. Мария Макаровна, пожалуйста, только возьмите в сельсовете справку о  местожительстве. Ещё напомни, чтобы взяла свидетельство о рождении.
          - Спасибо вам большое Евгений Николаевич! Вы, пожалуйста, помогите ей, буду очень благодарна.
          -  Лена, будь готова, завтра утром заедем за тобой.
          К отъезду Лена подготовилась. Одела старые, но вполне ещё приличные брюки старшего  брата, подобрала ботинки, блузы и прочие  женские вещи, которые пригодятся ей на работе.
           Выехали рано утром, легкий туман таял быстро и уходил за реку, напоминая людям, что будет жаркий день. Солнечный диск медленно вставал за утренней зарей. Тронулись в путь. Ехали проселочными дорогами. Сидели все трое в кабине автомобиля, молча, шум мотора  не давал спокойно разговаривать, каждый думал о своём.
         Степные просторы приволжских степей необычайно красивы в летнюю пору. Справа от дороги росла густая золотая пшеница, слева  свекольное поле, занимающее огромное пространство. Вдоль реки заливные луга.
        -Лена, посмотри, вон-н-н справа, вдали виднеется  Владимировка - село, где временно проживают наши инженерно-технические работники. Село красивое, самое главное люди хорошие, отзывчивые. Тебе тоже придется там пожить. Я договорюсь о твоем местожительстве.
В кабине автомобиля стало жарковато и томно не только от солнца, но и от непомерно разогревшегося мотора.
       -  Евгений Николаевич,  нам ещё далеко ехать?
       - Да, как тебе сказать,  пожалуй, для тебя далеко. Для меня эти дороги, степи близки – они для меня родные. Я столько дорог здесь изъездил, что ими можно было бы опоясать весь земной шар. 
          Ехали довольно долго. Впереди показалась деревянная вышка, буровой установки, которую давно бы следовало демонтировать. Такие вышки уже почти не применяются. С ней  много канители, её приходится каждый раз собирать и разбирать. Теперь буровые вышки, установлены на автомобилях. Их не приходится разбирать, подъехал к установленной точке и можешь начинать бурить.
         Вскоре оказались на своей точке. Стояла автомашина с буровой вышкой. Рядом на стеллажах лежали трубы. Никаких других громоздких сооружений не было. Буровая работала.
           На траве лежала утренняя роса, воздух был чист и свеж. Солнечные лучи бодрили спеющую рожь.
           - Вот и приехали, - с улыбкой заметил, - Евгений Николаевич. Здравствуйте, трудовой народ, - обратился Евгений Николаевич к буровому мастеру Сомову и его помощнику Юрию Сергеевичу Васильеву. Вот привёз вам пополнение, - знакомьтесь, зовут её Елена, Елена Владимировна Комлева.
             Слова Евгения Николаевича ввели в некоторое смущение Лену. Она стояла рядом с ним, опустив голову.
             -  Евгений Николаевич, что мы с ней тут будем делать? Она же совсем ещё девочка! 
              -  Ты сюда кем пришел? Тоже совсем мальчишкой. Ничего будете учить. Она ещё неопытная, совсем юная, будет подсобной работницей. Только прошу её не  обижать, научите её своему такелажному искусству. Пусть она вам помогает подавать трубы со стеллажа и убирать обратно после извлечения из скважины. Заставляйте её, чтобы она хорошо протирала извлечённые трубы, пусть выполняет и другие вспомогательные работы. Пока караулить ночью буровую установку после завершения работ её не оставляйте.  Она ещё совсем молодая, ночью может испугаться.
               - Спасибо! Евгений Николаевич! - С некоторой иронией отозвался мастер. Теперь нам эту девочку нам самим придётся охранять. Кого же на ночь мы будем оставлять буровую установку после окончания бурения скважины? Мы же не всегда успеваем выехать в тот же день.
              -  Ничего, ничего! Пока подежурите сами, со временем она сама вам задаст фору. Погодите, дайте время,  и придёт час потехи.
              После отъезда начальника ещё сильнее занервничал буровой мастер.
Его помощник, Юра Васильев смотрел на Лену своими маслеными глазами и улыбался. Елена стояла растерянная, чуть не плакала. Да-а-а: «Подумала она про себя, не ждали меня здесь с хлебом и солью, как я буду работать среди мужиков».
               - Ну, что, Юра, свои зенки выставил? Рассказывай ей, чем она здесь будет заниматься.
               -  Слушай, девочка моя, Юля!
               -  Пока я не твоя девочка, а зовут меня Лена, надо хорошо слушать!
               - Ладно, не сердись! – Продолжал, - весь покрасневший конопатый молодой человек лет двадцати. Подумаешь, царица небесная приехала. Значит, так, я буду помощником бурового мастера. Зовут меня Юра, Юра Васильев. Твоя работа не сложная: будешь помогать, нам цеплять трубы к подъемному устройству. Мы с Алексеем Петровичем будем завинчивать трубу на колонну труб с буром, производящим бурение скважины. По окончании бурения будешь складывать на стеллаж свинченные трубы. Как, правило, из-под земли они выходят грязные и обязательно нужно будет их очищать. Как пользоваться такелажем я тебя тоже научу, когда начнем бурить. Смотри, только не зашибись нечаянно о такелаж и трубы, у нас тут много всякого железа. Иногда нам нужна помощь при завинчивании и свинчивании трубы. Там подать, может какие инструменты  или какую другую мелочь.
               - Ну, как, понятливо я тебе рассказал.
              Юра улыбался, широко открыв рот, и, сверкал глазами, как огнивом. Вот эта девчонка,- подумал он про себя, - пожалуй, можно в неё и влюбиться.
                - А то ещё раз могу  повторить.
                -  Уж, пожалуйста, не старайтесь, что я дура, поняла.
                -  Хватит базарить, Юра! Пора извлекать трубы из скважины, надо  сменить бур.
                - Я всегда готов, Алексей Петрович.
                Начали извлекать трубы из скважины. Шум вращения ротора бурильной машины был не сильный, но земля  около устья скважины постоянно дрожала.
               - Лена, принеси, пожалуйста, мне гаечный ключ 22х24.
               Лена  ищет. Инструментов много, а какой ему нужен, она не знает. Тогда подходит сам Васильев, берёт то, что ему нужно.
           - Лена, надо быстрее соображать, - поторапливает Алексей Петрович. Начали свинчивать трубы, поднятые из скважины, а Лена торопливо протирала их и складывала с помощью помощника мастера на стеллаж. Лена освоила эту работу довольно быстро. По окончанию смены эта вахта уезжала во Владимировку на ночлег, отдых. 
             Бурение продолжалось продолжительное время. Смена вахт происходила утром и вечером. Производили отбор грунта, замену износившегося бура. Обедали взятым из дома кушаньем. И так каждый день.
            В один из дней ночная вахта к утру закончила бурение на этой точке. Бригаде мастера Алексея Петровича Сомова предстояло извлечь трубы из скважины и подготовить буровую установку к переезду на новую точку. Извлечение труб, их свинчивание происходило, как обычно без суеты, быстро. Лена едва успевала вытирать свинченные трубы и складывать на стеллаж. Съехать с этой точки сегодня не успели, надо было кому-то остаться сторожить на ночь буровую установку. Вскоре приехала вахтовая автомашина. Алексей Петрович попросил Лену, чтобы она покараулила буровую установку, пока приедет мужчина - сторож.
           - Петрович! – подойдя ближе к нему, - шёпотом продолжал Юра, - что ж мы оставим её караулить скважину?
           -  Да, нет, я попрошу, чтобы из другого участка заехала автомашина за ней, она нам должна встретиться. У них скважина находится еще дальше нашей.
           - Так-то оно так, вдруг не встретимся. Жалко девчонку, в первую же ночь оставлять ночевать.
           - Тогда оставайся сам, если тебе её жалко.
           -  Неужели уже влюбился.
           -  Да, нет пока, но девчонка хорошая. Я бы, Алексей Петрович, остался, но мне завтра надо вести маму в больницу, ты,  же знаешь.
           - Ладно, хватит скулить. Она находится на работе, за это деньги получает. Что ж я буду за неё работать.
           Буровой мастер и его помощник  сели в машину и уехали.  Лена даже не успела сообразить, зачем они её одну оставили. Она  стала дожидаться, когда же за ней приедут. Летний день длинный, но он тоже кончался, никакая автомашина возвращающейся вахте не встретилась, стало быть, никто и не мог заменить Лену, оставшуюся караулить.
           Притихли в густых  придорожных травах птицы, суслики и другая живность. Наступило вечернее затишье. Лена стала думать, что, наверно забыли. Наступали сумерки. Она часто выходила на проселочную дорогу, посмотреть, ни видать ли автомашины, которая едет за ней. Небо заволакивали низкие облака, становилось темно.  Ржаное поле раскачивалось, как морская зыбь. Лене становилось страшно. Вдруг за ней не приедут. В безлюдном месте густая высокая и раскачивающаяся рожь наводила на неё страх. Казалось, вот сейчас изо ржи выйдут незнакомые люди с недобрыми намерениями, а может быть, вовсе бандиты. Становилось жутко, страшно. Лена решила залезть в кабину автомашины с бурильной установкой. Пыталась открыть дверь, она не поддавалась. Лена  совсем занервничала. Зашла с другой стороны – дверь поддалась после приложения значительных усилий. Села в кабину, хотела закрыть изнутри, а как? Можно ли её закрыть изнутри, она не знала. От страха подступало удушье. Такой страх её охватил, она даже боялась смотреть через стекла дверей автомобиля.  Хотела посмотреть через дверное стекло, но не решилась, наоборот стёкла закрыла старой телогрейкой и обтирочной ветошью. Притянула дверные ручки отрезками проводов, которые были в «бардачке» автомобиля.
         Никто за ней не заехал и не заменил, как обещал мастер. Стало быть, он её обманул. И полезли мысли в голову одна страшнее другой. Мама ей рассказывала, что как-то по молодости они ехали с отцом через плотину деревенской мельницы с сеном, пошел сильный грозовой дождь, а там образовались глубокие ямы в результате выемки земли для плотины.
Лошадь споткнулась и полетела телега с сеном в эту глубокую яму. Но телега и лошадь удержались, сено оказалось в этом вонючем пруду с дурной славой. Люди говорили, что там живут какие-то существа, которые кричат страшными голосами «а-а-п, а-а-п», ага, дескать, попались. Лену обуял страх, ей казалось,  что такие привидения могут явиться сейчас изо ржи и схватить её.
          Смотрела на уличную темень только через лобовое стекло. Засверкали совсем рядом молнии, прошлась небесная колесница над буровой установкой. Лена подумала: «Наверно, молния ударила по вышке буровой установки». Жутко скрипел такелаж. Лена сидела в ужасе. Молиться не умела, но слышала от старой своей бабушки, как она молилась. Повторяла шепотом: «Господи, спаси и сохрани меня», Господи, спаси и сохрани меня!». Кляла себя вслух: «Вот дурочка поехала к чёрту на рога. Если останусь жива, никогда не останусь в степи одна». От сильных переживаний её становилось то холодно,  то жарко. О сне и не думала. Какой там сон, надо хотя бы выжить в такую страшную ночь.
         Начинало светать, наконец, совсем забрезжил рассвет. Она с опаской, распутав ручку от провода, открыла дверцу автомобиля. На улице было сыро после прошедшего ночного дождя. На проселочной дороге ничего пока было не видно. Спустя некоторое время услышала шум  мотора, рядом появился родной грузовик крытый брезентом. У Лены от радости чуть не выскочило сердце из груди. Слава богу, приехали. Буровой мастер только оправдывался, что должна была заехать обязательно за ней автомашина из другого участка. Почему она не заехала, он не знает. Попросил извинения у Лены.
        Юра не приехал. Лена его отсутствие сразу заметила, и как-то ей стало не по себе. Ещё при первой встрече у Лены появились какие-то затаенные чувства к Юре. Почему он не приехал, она не знала.
        Лена от ночного страха постепенно приходила в себя. Выразить какое-то недовольство за то, что её обманули, она ещё не умела. К тому же Алексей Петрович перед Леной извинился. В его жизни, каждый день происходят какие-то события, что, за всё, что ли переживать. Алексей Петрович утешал себя: «Мало ли какие мысли  в голове  у девочки путаются, и какими страхами она себя накачала».
         - Лена, неужели было тебе страшно. Я бы на твоем месте, наверно, сидел и песни пел, стихи там повторял, уж, в крайнем случае, лёг бы и уснул.
 Юра приехал позднее какой-то озабоченный, переживал, что мать болеет. Увидев, Лену  обрадовался.
          - Лена, здравствуй, вот и я явился.
          - Хорошо, что ты явился и не запылился, - хмуро, - продолжала она.
Рассказала ему о своих ночных страхах. Юра старался как-то её успокоить. Очень сожалел, что уехал. Он сомневался, что из другого участка приедут. Но он обещал матери отвезти её в больницу, поэтому остаться не мог.
          - Ты не переживай, мастер у нас только с виду строгий, на самом деле он добрый.
          - Да уж, я слышала от мамы поговорку: «Хвали сено в стогу, а барина в гробу».
           - Лена, не бери всё близко к сердцу. Он же сам не мог остаться: дома семья, дети. А потом он серьезно надеялся. Что за тобой заедут и оставят вместо тебя мужчину сторожа. Договоренность  такая между начальниками участков существует.  В этот раз она дала осечку.
          - Неужели сильно обиделась на Алексея Петровича?
           - Обиделась, он знал, что никто за мной не приедет, что я совсем глупая, не понимаю его «оправдание».
           - Что делать и на старуху бывает проруха.
           - Ну, что ребята, - вмешался мастер, мы бурение закончили, сегодня мы должны отсюда выехать на новую точку. Будем ждать приезда начальника участка на грузовой автомашине, куда погрузим всё наше добро. Вскоре приехал начальник участка, который дал команду грузиться и сказал, что по пути  надо  забрать оставшиеся трубы и имущество на рядом находящейся разборной деревянной вышке, где её сторожит Галина Сергеевна.
           Грузовая автомашина с трубами и имуществом, а так же автомашина с буровой установкой тронулись в путь. По пути заехали на буровую установку Галины Сергеевны. Она сидела на самодельной скамейке с нахмуренным лицом, какая-то озадаченная, опустевши голову. Евгений Николаевич почувствовал, что-то неладное.
             - Галина Сергеевна, что случилось? Заболела? Рассказывай!
             - Евгений Николаевич, не заболела я, но беда ночью вполне могла случиться. Не останусь теперь ни за что сторожить эти вышки, будь они неладны и расплакалась.
              - Ладно, рассказывайте, Галина Сергеевна.
              - Сижу, жгу костёр, чтобы пугать ночных ходоков за добычей – волков. Их здесь много, Вы сами говорили. Днем в степи жарко, ночью -  прохладно. От дождя укрываюсь под небольшим навесом, укрытым брезентом. Ночью костёр в степи – верный друг человека. Зверь боится костра. Я не сплю, боюсь, подбрасываю дровишки. Слежу за окружающей обстановкой, шумит от ветра такелаж, кругом тьма тьмущая. От огня зверь бежит, а человека огонь притягивает к себе.
           Как в страшном сне, вдруг огонь костра осветил ночного пришельца, выходящего из высокой и густой ржи. Он весь обросший, в телогрейке и в сапогах. Меня охватил такой страх, что я быстро кинулась к вышке, каждый раз перемещая переносную лестницу всё выше перед собой. Это было моё спасение.
Мужчина тоже кинулся к вышке, но я уже успела её убрать, он опоздал, так как не успел сообразить, что лестница легко снимается и её можно поднять вверх. Такое мгновенное моё исчезновение шокировало ночного пришельца. Пришелец удивлялся моей догадливости  и матерно ругался, «Дога-а-далась,… мать твою, дога-а-далась!
           Я приходила в себя. Гулко билось сердце от волнения и мгновенно выполненной работы. Быстрые  и решительные  мои действия  спасли мне жизнь.
           - Какая ты молодчина, Галина Сергеевна. Я бы, пожалуй, не успел это сделать. Расскажу обязательно коллективу о твоём мужественном поступке и доложу руководству.
            - Незнакомец никуда не ушел, продолжала Галина Сергеевна. Обходил несколько раз вышку. Обдумывал, как же подняться на вышку. Придумать ничего он не мог. Я ему кричала, чтобы он убирался. Он сидел почти до рассвета у костра. С наступлением рассвета удалился опять в ржаное поле. Ночь в степи холодная, я сильно замёрзла, сидя на высоте без теплой одежды.
            - Вот, негодяй, осмелился еще, и сидеть у костра. У нас таких случаев никогда не было.
            Пока Лена слушала рассказ Галины Сергеевны, ещё раз пережила свою прошедшую ночь. Наверно, всё-таки существует телепатия, так как именно в эту ночь достали её такие переживания. Впрочем,  пришелец вполне мог попасть и на вышку Елены. Бог её сберег. На вышке Лены такого спасения бы не было, так как там нет переносных лестниц и прочих устройств, которые помогли бы её спасению.
            Подумала: «Наверно, только испытания воспитывают человека, делают его сильным и мужественным».
             Евгений Николаевич, которому рассказали о ночных происшествиях, обещал, что впредь женщин дежурить ночью на скважинах не будет оставлять.
             Буровая бригада со всей со своей техникой, имуществом переехала благополучно на другую точку.
            Оставив буровую машину на новом месте бурения, бригада вернулась на свою базу. Сторожить вышку оставили  мужчину.
            Лена жила в доме, куда поселил её начальник участка Евгений Николаевич Соколов. Хозяйка дома - Анна Федоровна – вдова, добрая, но строгая женщина. Она к своим квартирантам относилась с любовью и уважением, одновременно была требовательна. Просила девчат, чтобы во время возвращались домой со свидания, содержали свою комнату в чистоте и порядке.
           Лена после ночных страхов приходила в себя, договорилась, что они вечером встретятся  с Юрой в клубе.
          -  Лена и Вера к вечеру привели себя в порядок и направились в клуб.
          - Здравствуйте, девчата! - Издалека окликнул их Юра.
 Дружно поздоровались. Взяв под руки обеих девочек,  Юра направился в клуб.
          -  Лена, как ты себя чувствуешь?
          - Лучше, Юра, не спрашивай, я думала, что не выживу. Натерпелась страху, пожалуй, на многие годы.
           К Ане подошел её кавалер, и они направились на танцплощадку.
           Между Юрой и Леной  завязался дружеский разговор, долго стояли и разговаривали под одиноким деревом, растущим возле клуба. Юра старался больше шутить.
           Ребята ещё совсем молодые не знают, как и  о чем разговаривать.
            - Юра, а ты давно работаешь здесь?
            - Здесь я работаю уже год. Хотели меня призвать в армию, но из-за матери  дали отсрочку.
             - Лена, а какие планы у тебя?
              - В этом году поступала в техникум, не поступила. В следующем году собираюсь поступить в  техникум на химико-аналитическое отделение.
Эти специалисты  нужны геологоразведочным партиям.
              - Я тоже собираюсь поступить в этот техникум на буровое отделение, если не призовут в армию. Эта настоящая мужская профессия. Мне нравится.
              -  Лена, можно я тебя провожу, - ласково сказал Юра.
               - Да, я бы хотела, чтобы ты меня проводил, а  то плохо знаю улицы, да и темно идти.
Пришли к дому. Они стояли, молча, прижавшись друг другу. Юра и Лена  волновались, трепетали их сердца. В голове у них неслись самые невероятные мысли. Наконец, произошел первый в их жизни поцелуй. Влюбленные испытывали опьяняющие чувства: на душе у них стало уютно, радостно и светло. Они продолжали обниматься и целоваться. Они не находили слов для выражения своих чувств. Наверно, первые слова о любви всегда трудно высказать, никто не осмелился сказать первым эти слова.  Объятий и поцелуев, пожалуй, было достаточно, чтобы понять – это к ним пришла любовь.
             - Юра, уже поздно, давай расставаться, иди домой. Расставанье было долгое. Юра никак не хотел отпускать Лену. Сверкнул в окне хозяйки огонёк –  призыв хозяйки, что надо возвращаться домой.
             Так, трудовая жизнь Елены Викторовны началась ночными страхами, но это уже для неё было ничто по сравнению с любовью, которая пришла к ней. 
               
               

 
          


Рецензии
Просто поразительно! Прочитав Ваш замечательный и жизнеутверждающий рассказ ещё раз убедился в аксиоме - история и время развиваются петлями. События, описанные вами, происходили, происходят и будут происходить в будущем по одной накатанной дорожке. Читая Ваш рассказ, я увидел молодых влюблённых людей в средневековой Италии 16-ого века, молодую пару и это вдохновило меня на новый рассказ. Спасибо Вам за это большое.

С большим уважением, Андрей.

Андрей Штин   13.08.2016 03:42     Заявить о нарушении