Глава 13. Путь ничтожества во власть

                Мне говорят, что это мерзавцы, - разве я в этом
                сомневаюсь! Но они чудесно обделывают
                мои дела, а это все, что мне нужно!
                М. Е Салтыков-Щедрин


Ректору любого высшего учебного заведения приходится решать много разноплановых задач. В первую очередь, организацией учебного процесса. Огромные затраты времени и средств уходят на налаживание быта студентов, в первую очередь, иногородних. К числу важнейших относится управление научными исследованиями. Именно выдающимися результатами славен любой вуз. Высокий профессиональный уровень сотрудников университета служит гарантией качества подготовки будущих специалистов.
Но процесс этот чрезвычайно сложный, ибо для любого преподавателя первейшей обязанностью является чтение лекций, проведение практических занятий со студентами. И если остаются время и силы, то их посвящают научной работе. Тем, кому это удается в нынешнее время, нужно ставить памятник при жизни. На самом деле очень трудное дело.
Представьте себе, 2-4 часа, а нередко и все 6, человек читает лекции. Попробуйте ради эксперимента поговорить на заданную тему без остановки час-другой, и вы поймете, как непрерывная речь выматывает человека. Похлещи физического труда средней тяжести.

А оплачивается настолько низко, что подавляющее число преподавателей вынужденно работать на полторы ставки. Но к лекциям и занятиям еще нужно готовиться. Кроме того, требуется участвовать в различных университетских мероприятиях – заседаниях ученого совета, научных конференциях и пр. пр. Для занятий наукой остается единственный выходной, да еще каникулы, когда значительная часть сотрудников уходит на отдых. Если перед преподавателем стоит задача готовить кандидатскую или докторскую диссертацию, это, пожалуй, единственная возможность заняться ими. Вот почему не так уж часты в университетах защиты, как того требуют министерские показатели.

Основным помощником ректора в налаживании исследовательской деятельности выступает проректор по научной работе. Как правило, его назначают из числа авторитетных ученых. Но беда в том, что далеко не всякий отличный специалист является хорошим организатором.
Если единственным реальным делом будущего руководителя являлась подготовка и защита собственных кандидатской и докторской диссертаций, если он не участвовал ни в одном конкретном проекте, связанным с использованием разработок в промышленности или иных отраслях экономики, толку от него будет немного.
К сожалению, именно такой человек курировал в университете научную сферу. Николай Иванович, как говорили коллеги, сочетал в своем лице сплав «мании величия с комплексом неполноценности». Из каких же недр изверглась столь адская смесь?

Способный и честолюбивый школьник из глубинки без всякой поддержки поступил в один из авторитетных вузов страны еще при советской власти. Быстро сообразив, что, будучи середнячком, на первые роли он не тянет, решил продолжить учебу там, где мог бы блистать успехами более ярко.

Выбор провинциального вуза оказался удачным и с тех пор «звезда» Николая Ивановича ни разу ни закатилась. Красный диплом, аспирантура, защита кандидатской, затем докторской – все шло без сучка, без задоринки. Требуемое число научных публикаций написано. У них, правда, нет читателей. Но ведь это их беда, а не автора. Из более, чем десятка изобретений ни одно не нашло практического применения – помилуйте, промышленность до них просто не доросла.

В каждом профессиональном сообществе реальная ценность любого сотрудника определяется с математической точностью. Ничто не может повлиять на авторитет специалиста – ни ученые степени и звания, ни награды, ни иные привычные показатели. Оценка идет по «гамбургскому счету», придуманному самими учеными.
Младший научный сотрудник или рядовой преподаватель по критериям, которые обсудим ниже, иногда пользуется большим уважением, чем заведующий лабораторией или кафедрой. Именно к таким обращаются в случае возникновения трудной проблемы, и они справляются с ними намного лучше руководителей, занявших не по праву свои должности. Поэтому первых принято называть неформальными лидерами. Уважение к ним зиждется на подлинных достижениях, что нередко задевает самолюбие начальников, особенно тех, кого не берут в соавторы научных трудов и изобретений.

Наш ученый муж, доктор наук, профессор явно не относился к сообществу уважаемых людей и его это очень угнетало. Ни защита диссертаций, ни присвоение профессорского звания, казалось, не изменяло к нему скептическое отношение коллег. Даже членство в одной из химерических академий, о которых говорилось выше, правда, оплачиваемое из собственных средств, нисколько не возвышало в глазах окружающих.

К чести Николая Ивановича оценивал он свой статус трезво. Но очень хотелось большего. На первых порах, во время восхождения по ступенькам научной карьеры о тщеславии думать было некогда. С юношеским восхищением он смотрел на доцентов и профессоров. И был уверен, что как только достигнет того же уровня, как почет и уважение станут неотъемлемыми атрибутами его жизни. Когда же этого не случилось, так и не сумел понять обнаруженный парадокс.

Попробуем сделать это за него.  Будучи технарем, но не доведя ни один из своих трудов до воплощения в металле, он и студентов способен был увлечь лишь теоретическими изысками, порой изящными и красивыми, но абсолютно бесплодными в реальной жизни. Говорят, что нет ничего лучше хорошей теории. Но в создании последних наш корифей замечен не был. Интерпретация известных в его изложении скорее давала «гимнастику» для ума, чем умение решать потребные для производства задачи.

Знающие люди утверждают, что кто умеет, тот делает, а кто не умеет, тот учит других, как надо делать. Плоды подобного обучения у всех на виду. Тем не менее «теоретик» готовил столь же «успешных», как он, аспирантов, и наконец, за неимением более достойной кандидатуры ему доверили возглавить кафедру. И тут-то Николай Иванович осознал, что именно новая должность возвысила его в глазах зависимых от него людей. Неважно, что остальные относились к нему по-прежнему, с легкой снисходительностью из-за отсутствия весомых достижений. В кафедральном мирке глубоко запрятанные ростки мании величия дали первые, едва видимые всходы.
Захотелось расширить сферу влияния на более широкие круги. Но как? Надежд на прорывы в области науки не предвиделось. Да и статус высокого профессионала нужно постоянно подтверждать, на одном даже блестящем результате долго не продержишься.

Значит остается лишь административный ресурс. Для ученого в университете карьерный рост не очень широк. Кроме заведующего кафедрой имеются еще должности декана и проректора. Первая слишком хлопотливая, требует больших временных затрат по организации учебного процесса. Ректор на планерках постоянно громит нерадивых за показатели успеваемости, не позволяет отчислять отъявленных двоечников. Нет, это не для белого человека! 

То ли дело проректор по науке. Тут и возможность распределять деньги на проведение научных исследований, что представляет хороший рычаг воздействия на строптивых. У не слишком покорных можно задержать защиту диссертации, особо услужливым дать пусть небольшую персональную надбавку. В общем, есть где развернуться тщеславному человеку. Нет уважения к персоне – заставим почитать должность, которую удалось занять.

Итак, цель определена. Дело за тем, как ее достичь. Ну здесь особого интеллекта не нужно. Николай Иванович давно заметил, что те ученые, которые имели независимый характер, могли прилюдно не соглашаться с ректором и высказывать (какая дерзость) свое, отличное от общепринятого, т. е. ректорского, мнение, не пользуются расположением первого лица в университете.

На заре своей карьеры молодой (по стажу) руководитель взял себе помощником заслуженного человека. Ох и намучился он с ним. Вместо того, чтобы исполнять беспрекословно начальственные приказы, а то и просто прихоти, тот позволял себе роскошь (!) обсуждать, а то и вовсе не исполнять их. Нет таких подчиненных ему не надо. Кто здесь начальник – я или он?
Николай Иванович, наблюдая за развернувшейся баталией, сделал правильные выводы – лучше пресмыкаться перед одним человеком, но склонить к подчинению многих, заняв вожделенную должность, которая вскоре освободилась.

Ректор и заведующий кафедры устремились друг к другу на встречных курсах – одному нужен был беспрекословный исполнитель, другому должность для утверждения авторитета не мытьем, так катаньем. Встреча была неизбежна, тем более что особого выбора из незначительного числа докторов наук в университете просто не было. Вот так бесплодный в творческом отношении профессор стал, так сказать, главным «ученым» в университете.

Всю жизнь он выводил математические формулы. Набил на этом руку. Но никто не научил его элементарным навыкам искусства управления. Поэтому доморощенный руководитель постоянно попадал впросак. Он не желал учиться ни на чужих ошибках, как принято у умных людей, ни на собственных. К чему премудрости, когда, будучи начальником, можно просто приказать и потребовать доложить об исполнении. Но по каким-то необъяснимым причинам руководящие указания не только не способствовали развитию научных исследований, но и серьезно тормозили процесс, требующий тонкой настройки.

А как же среагировал коллектив на вызывающее по меньшей мере недоумение решение первого лица? Как принято в России, тихо ворча и негодуя про себя, и подстраиваясь под привычки нового начальника. Нет, были и такие, что открыто критиковали последнего, и того, кто выдвинул посредственность отнюдь не за заслуги, а всего лишь за лояльность и преданность. Но большинство, как будто затыкали уши, чтобы не слышать трезвые голоса и уж тем более не было ни одного, готового поддержать их протест, чтобы придать ему массовый характер. Хотя все прекрасно понимали, что развитию науки в университете будет нанесен невосполнимый урон.
Бездействие оправдывали спасительной отговоркой, что общественное мнение никогда не принималось во внимание ректором. Скорее наоборот, он предпочитал действовать вопреки ему, как будто испытывая на прочность массовое сознание. Пока ни разу не просчитался. 

Искренне считая себя и своих учеников чуть ли не единственными авторитетными учеными в университете, Николай Иванович с большой ревностью относился к любому чужому успеху. Особенно его раздражало признание достижений молодых специалистов. Любой очерк о новой восходящей звезде в университетской многотиражке воспринимал как личное оскорбление, а герой попадал под огонь публичной критики за прежде-временную рекламу не апробированных научных достижений. Проректор объяснял свои действия желанием не испортить славой неокрепший характер молодого человека. На самом деле это была неприкрытая зависть к чужому успеху. Тем более, когда мало собственных, да и те лишь на бумаге.

Из тех изобретений, где он числился соавтором, ни одно не вызывало не только желания использовать его на практике, но даже простого интереса со стороны тех, кто работал на производстве. Все эти авторские свидетельства на красивой бумаге, пожалуй, не стоили тех средств, которые были затрачены на изготовление. Поэтому, как ревнивый петух, наскакивал Николай Иванович на любом научном форуме на того из кол-лег, будь то молодой или старый, кто представлял какую-либо практическую разработку, вызывающую интерес со стороны промышленников. Здесь отчетливо проступала вторая составляющая обозначенного выше сплава.

Следствием такого подхода стало отсутствие в университете внятной научной политики. Службы, призванные проводить ее под руководством проректора по науке, в лучшем случае фиксировали происходящие события, никак не влияя и уж тем более не направляя их. Вся деятельность сосредоточилась на подготовке отчетов, требуемых министерством образования. А как иначе может руководить человек, не сотворивший в своей жизни ни одного полезного дела. Посему формализм в организации науч-ной деятельности цвел пышным цветом.

Между тем в вузовской науке заложен существенный мобильный потенциал. Здесь быстрее, чем в академических и прикладных институтах, где научные планы крепко привязаны к существующим тематике, штатам и, наконец, к конкретным людям, можно создать центр исследований по тем направлениям, которые наиболее востребованы на сегодняшний день.
Но для этого необходимо, чтобы исследования университета тесно соотносилась с потребностями той отрасли промышленности, для которой готовятся выпускники вуза.
А это, в свою очередь, требует аналитического похода к выполняемой работе.

Николай Иванович взял за основу выполнение формальных показателей. Главным из них считалась остепененность преподавательского состава, т. е процент среди них кандидатов и докторов наук. Неважно, что некоторые темы диссертационных работ «высасываются из пальца». Главный результат - вожделенные корочки. А кому нужны наукообразные «бумажные» отчеты никого не волновало. Аспиранты и соискатели, осилив первую научную ступень, в дальнейшем, как правило, переставали заниматься «научной работой».
Нередко кандидатские диссертации заимствовались просто из работы научного руководителя. Тогда «вклад в науку» сводится к обработке и оформлению чужих экспериментальных данных. Понятно, что в будущем продолжения исследований ждать не приходилось.

Плачевное состояние с подготовкой кадров высшей научной квалификации вынужден признать и бывший министр образования и науки Д. Ливанов: «Надо понимать, что в некоторых областях нашей науки сложилась критическая ситуация (в основном это общественные и гуманитарные науки, но и другие тоже): за 15–20 лет критерии профессионализма были существенно снижены, и это привело к тому, что появилось много людей — не только ректоры, но и политики, и бизнесмены, и профессора вузов, получившие ученые степени за работы, в которых нет никакого научного со-держания. Необязательно они являются заимствованными — более типично, что нет научных результатов, то есть они не являются учеными» (Интервью с  Д. Ливановым, 13. 02.2015).

Компилятивный подход в подготовке ученых высшей научной квалификации привел к провалу в становлении докторов наук в университете. Отдельные примеры защиты докторских диссертаций являлись скорее исключением, чем правилом.

Еще одна причина низкого уровня исследований в университете заключалась в постоянной нехватке средств. Современная наука требует сложного оборудования, тем более в области технических направлений. Выделяемых государством денег на оснащение научных лабораторий не хватало. Высшим учебным заведениям предоставлено право самим зарабатывать их за счет договоров с промышленными предприятиями. Передовые вузы заключают последних на сотни миллионов рублей, оснащают оборудованием лаборатории, получают неплохую прибавку к зарплате, а главное оказывают положительное воздействие на экономику.

В нашем же университете ручеек договорных работ был исчезающе малым. Причиной тому стало неуемное желание ректора запустить руку в заработанные людьми деньги и пустить на финансирование тех мероприятий, которые работали на имидж университета – на спорт, художественную самодеятельность, иногда на латание «дыр» в строительстве. Поступающие на университетский счет средства те, кто их заработал, получали через длительные сроки, иногда доходящие до года. Естественно, подобная практика являлась мощным антистимулом для заключения новых до-говоров. Сотрудники предпочитали либо вступать в непосредственный контакт с заинтересованными организациями, либо через подставные фирмы.

В принципе их интересы должен был защищать проректор по науке. Но Николай Иванович предпочитал не конфликтовать с начальством. Как-то в молодости он позволил себе «роскошь» повздорить с предыдущим ректором. Получил хорошую нахлобучку. С тех пор мужества не хватает отстаивать даже собственные интересы. Что уж там говорить о чужих.
Собственно, за покладистость, умение прикинуться дурачком в то время, когда тебя критикуют за промахи, он и был выдвинут на одну из основных должностей в университете.

Как и большинство нынешних начальников, ректор, Никодим Довлатович, подбирал кадры не по деловым качествам, а по иным критериям. Главное, чтобы претендент на должность был заведомо ниже по деловым качествам, т. е. ничтожным по сравнению с ним. Другим обязательным условием выступала хоть какая-то зависимость от него. Личная преданность тоже воспринималась благосклонно.

Многие авторитетные и способные эффективно работать ученые по разным причинам покинули команду ректора. Остались самые лояльные, неспособные отстоять свое человеческое достоинство при несправедливых придирках, такие, как Николай Иванович и ему подобные. Они очень удобны для современных руководителей.
К такому куратору научного творчества обратились за помощью, будучи еще студентами младших курсов, Клим и Трофим. Ребятам требовалось помещение для организации собственной лаборатории. Николай Иванович, даже не поинтересовавшись зачем им помещение, отправил к сотрудникам своего аппарата – научно-исследовательской части, призванной холить и лелеять все новое и передовое в университете.

Верные традициям шефа формально относиться к любому делу, они в течение нескольких месяцев волокитили предельно простую просьбу. Студенты вынуждены были записаться на прием к ректору. Получили от него согласие на выделение небольшого подвального помещения. Николай Иванович схлопотал замечание ректора за бюрократический подход к делу, а наши герои – лютого и влиятельного врага. Все, из-за кого он терпел обиды действительные или вымышленные, попадали в черный список. При удобном случае наступало возмездие. Причем мера последнего часто была совершенно несопоставима с серьезностью вины. Шибко злопамятен был Николай Иванович.

Как бы то ни было, помещение для собственной лаборатории появилось. Правда, кроме голых стен в ней не было ничего. Но это могло смутить кого угодно только не юных энтузиастов.

Уважаемые читатели!
Информирую вас о выходе книги «Культ ничтожеств», опубликованной ранее на Прозе.ру, в существенно переработанном виде в издательстве Ridero.ru.
Тем, кто пожелает ознакомиться с содержанием, могу посоветовать скачать электронную версию (80 руб.) в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант в формате принт-он-деманд (печати по требованию) (485 руб.) -  в интернет-магазине Ozon.ru (в поисковой строке «все разделы» набираете фамилию автора и название и переходите к электронному или печатному варианту или на сайте https://ridero.ru/books/kult_nichtozhestv/
Буду признателен за Ваши отзывы и пожелания, в том числе критические.
С уважением И. А.


               


Рецензии