Мать Н. В. Гоголя

Мария Ивановна Косяровская,  Н. В. Гоголя, была выдана замуж в 14 лет. В 34 года она овдовела и всю свою жизнь посвятила детям.
Мария Ивановна была натурой впечатлительной, склонной к мистицизму. Однажды она сказала: «Душа моя видела через оболочку тела». Именно мать пробудила творческое воображение будущего писателя.
«Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая Вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство... — я живо, как теперь, помню этот случай, — я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, и Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» (Письма 1, 260).
Мать бесконечно гордилась гениальным сыном. Она внимательно следила за его творчеством, радостно приветствовала его новый литературный стиль, поддерживала, вдохновляла, помогала.
Мария Ивановна старательно выполняла все поручения сына о «присылке» ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах, а также о «присылке» записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних.
Гоголь получал от матери образцы народного фольклора, всевозможные предания, сказки, украинские песни, колядки и шутки.
Мария Ивановна собрала для него богатейший этнографический материал. Её описания костюмов, обычаев, церемоний сватовства, свадебных, крестильных, поминальных и других обрядов и игр — стало основой его ранних произведений.
Благодарный сын напишет матери: «Мне бы хотелось теперь увидеть Вас, поцеловать Вас и поговорить с Вами. Пишите мне чаще...»
Когда несомненный успех сопутствовал выходу в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки», он поздравил её с Днем Ангела и посвятил свою книгу матери — Марии Ивановне Косяровской.
В какой-то степени мать была соратником Николая Гоголя; он ей писал: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, Вы много знаете нравы и обычаи малорусских наших».
Гоголь продолжает просить Марию Ивановну описывать ему нравы, какие она наблюдает в губернии, рассказывать о соседях-помещиках, об их жизни, характере. Эти наблюдения матери впоследствии лягут в основу его бессмертной поэмы в прозе «Мёртвые души».
Между ними была очень тесная духовная связь. «Благодарю Вас, бесценная моя матушка, что Вы обо мне молитесь! Мне так всегда бывает сладко в те минуты, когда Вы обо мне молитесь! О, как много делает молитва матери! Берегите же, ради Бога, себя для нас. Храни Ваше драгоценное нам, здоровье... О, как нужны нам молитвы Ваши! Как они нужны нам для нашего устроенья внутреннего.


Рецензии
Спасибо Вам, что несёте свет в Мир своими произведениями.
С уважением,

Тамара Цыганок   13.12.2014 09:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.