Святая Гора Афон 12 глава

Глава 12
СВЯТАЯ ГОРА АФОН
Оставив машину в Шереметьево, Игорь и Бастет отправились в свадебное путешествие. Начали с Греции. Когда-то о паломничестве на Святую Гору Афон можно было только мечтать. Почти постоянно в этой части мира шла война. В аэропорту Салоников Игорь и Бастет разделились. Игорь продолжил своё паломничество, Бастет отправилась в Салоники: не грустный город, есть чем заняться. Она остановилась в гостинице. Игорь переночевал в гостинице.
Святая Гора Афон – географически полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики (Македония). Административно – особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество двадцати православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года). Афон – это единственная в мире православная республика. Чтобы попасть на полуостров, который отделён стеной от остальной страны, нужно получить диамонитирион – письменное разрешение, документ греческих властей, разрешающий посещение Святой Горы. На Святой Горе Афон тысячу лет не было женщин. Существует легенда: если женщина наступит на полуостров Афон, то он сразу уйдёт под воду, останется только вершина Горы Афон. Полиция проверяет диамонитирион при посадке на паром «Святой Пантелеимон», на котором можно попасть на Святую Гору Афон. Легенда, но на страже легенды стоит реальная, а не легендарная греческая полиция. Там можно остановиться в одном из монастырей или самостоятельно подняться на вершину Святой Горы Афон.
Паром «Святой Пантелеимон» шёл вдоль Святой Горы Афон. Среди греческой речи обратил внимание на русского монаха и паломника, говоривших на русском языке. Священники на Святой Горе не носят крестов, как принято в Русской Православной Церкви. Внешне монахи от священников не отличаются – все в одинаковой чёрной одежде. Монах сказал: «За четыре года здесь, на Святой Горе, в греческом монастыре, у меня не было таких искушений, как у Антония Великого». Из фразы, вырванной из контекста, Игорь ничего не понял. Зачем искать искушения?
Антоний Великий, преподобный (около 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Святой Антоний оставил много произведений. Он говорил: «Без искушений не попадёшь в рай», писал, что к нему приходили демоны, избили его так, как люди не смогут. Но Бог спас его. К нему в пещеру приходили злые призраки диких животных, но Бог не позволил причинить святому вред.
На пароме «Святой Пантелеимон», может быть, зря, святой князь Игорь не вмешался в беседу монаха с паломником и не сказал: «Будда Шакьямуни (563 до Рождества Христова – 483 до Рождества Христова) Пробуждённый Мудрец, духовный учитель, основатель буддизма. Он не называл себя Богом. Тем не менее он бог для сотен миллионов буддистов. При жизни Будда ушёл, оставив своё царство и жену, предался аскетизму. Через много лет, отбросив аскетизм, стал просветлённым. Однажды он вернулся домой. Жена спросила: «Что нашёл ты из того, что не смог бы найти со мной?» Не наш Бог не смог ответить на вопрос своей жены. Может быть, монах на Святой Горе Афон так и ищет ответ на вопрос, на который не смог ответить Будда?
Искушение сребролюбием святого Антония Великого. Однажды святой шёл по пустыне и нашёл большое серебряное блюдо. Если бы кто-то потерял это блюдо, то вернулся бы и нашёл. Святой Антоний решил, что это искушение, посланное ему дьяволом. Он попросил Господа избавить его от искушения. Блюдо исчезло.
Переделанный французский анекдот: «Женщина всю ночь не спала, не знала, как отказать мужчине, с которым провела ночь. Он обещал на ней жениться. Она попросила Господа избавить её от искушения. Утром мужчина сказал: «Мало ли что я тебе обещал» – и исчез». Так же может исчезнуть любовь.
Американские христианские проповедники начинают свои проповеди со слов: «Бог вас любит», а дальше говорят всё что угодно, потому что божественная любовь ничем не ограничена и проявляется во всём. Даже если человеку плохо, он умирает, они говорят: «Бог вас любит, он возьмёт вас в рай». Раньше их показывали по телевизору, сейчас нет, потому что наши священники так красиво говорить не могут, вот и добились, чтобы конкурентов на телевидение не пускали.
На Святом Афоне, в Дафне, с парома «Святой Пантелеимон» князь Игорь пересел на паром «Святая Анна». На пароме «Святая Анна» (Святая Анна – мать Пресвятой Богородицы), рассматривая греческую карту Афона, пытаясь выбрать путь на вершину Святой Горы Афон (2033 метра над уровнем моря), Игорь обратил внимание на монаха, которого уже видел. Подошёл, показал карту и спросил: «Какой путь на вершину выбрать?» В мире мужчин, где тысячу лет нет женщин, посчитал, что сентиментальность не нужна. Монах был русским, подвизался в греческом монастыре. Монах сказал, что покажет пристань Карулья, где лучше начать путь на вершину.
– О чём надо знать? – спросил святой князь Игорь.
– Карта неточная, на всех развилках тропинок иди по той, которая ведёт вверх, – посоветовал монах- святогорец.
Искатель Бога не заметил в святом князе Игоре святого, но он хорошо сформулировал в словах совет.
Поднимаясь по тропинке, потому что на юге Афона дорог нет, встречая развилки, поступал, как посоветовал монах-святогорец. Один на один со Святой Горой по пути на вершину Игорь размышлял над советом: какой этот совет универсальный, на жизненном пути надо было всегда выбирать путь, который ведёт вверх.
Только здесь, на Святом Афоне, начинаешь по- настоящему ценить любящую женщину. Люди всегда не ценят то, что имеют. Вот если бы на вершину любой другой горы они поднимались вместе, то не страшно было бы заблудиться, нашли бы чем заняться, согрели бы друг друга холодной ночью. Здесь приходилось рассчитывать только на себя и на Бога. Но Бога не хотелось бы по мелочам беспокоить, у него много и гораздо более важных дел. Бог помогает тогда, когда обычные методы оказываются бесполезными.
На Святую Гору Афон, на вершину православия, последние несколько сот метров перед вершиной ведёт только одна тропа; с других сторон отвесные скалы метров семьсот-восемьсот. Монахи рассказывают о профессиональном альпинисте, который со всем своим снаряжением попытался взойти не по тропе, сорвался в пропасть и погиб. Но возможность умереть на Святой Горе Афон нужно заслужить. Возникает вопрос: есть или нет возможности сорваться в пропасть? Впрочем, каждый решает сам, заслужил или нет. Вот такое размышление посещает паломника, поднимающегося на вершину.
На пути к вершине Святой Горы Афон, на высоте полторы тысячи метров, храм Панагии (Панагия – греч. «пресвятая»). По преданию, именно до этого места поднялась Пресвятая Богородица, когда Господь отдал полуостров Афон в предел Пресвятой Богородицы.
В православии Панагия – небольшая икона с изображением Богоматери, является знаком архиерейского достоинства, носится епископами на груди.
Проводя аналогию с альпинизмом, этот храм напоминает базовый лагерь, из которого идут на покорение вершины. Эта часть полуострова Афон пустынна, нет дорог, только горные тропы, рядом нет ни монастырей, ни скитов. В храме Панагии колодец с чудотворной водой. На многие километры есть вода только в Эгейском море. Воду приходится носить с собой.
Храм Панагии позволяет отдохнуть, чтобы подняться на вершину Святой Горы отдохнувшим, способным воспринять благодать Господа.
В храме нет священника и тех, кто смотрел бы за порядком. Лежат богослужебные книги на греческом и русском языке. В алтарь храма входят только паломники-священники, потому что без благословения в алтарь входить нельзя. На вершину Святой Горы поднимается много русских паломников. В притворе храма есть помещение, где можно отдохнуть и приготовить еду на камине. Нет топора, только тупая пила. Игорь сделал предположение и поделился им с паломниками: «Иисус сказал: «Срубите смоковницу, которая не приносит плода». Топора нет, чтобы русские паломники не вырубили всё, что без плодов, потому что не знают, как выглядит смоковница». Вокруг храма Панагии вырублены и спилены деревья. Возможно, паломникам зимой было холодно, вырубленные деревья спасали от холода.
Второе помещение для отдыха; в нём двенадцать кроватей с матрасами, одеялами и подушками. Паломники, идущие на вершину, занимают кровати, если на обратном пути собирают переночевать в храме Панагии. Здесь оставляют вещи, которые на вершине не понадобятся. На трёх кроватях, поверх матрасов и одеял, лежали дорогие спальные мешки. После того как князь Игорь вернулся с вершины, спальные мешки так и лежали, но на вершине паломников не было. Возможно, три паломника ушли в Царствие Небесное? «Здесь вам не равнина, здесь климат иной…» (В. Высоцкий). Выше Святой Горы Афон только Царствие Небесное. На Святом Афоне не принято брать чужое, только если это что-то лежит дня три, то берут, считая, что это пожертвование.
На Святой Горе Афон есть своя икона Пресвятой Богородицы. Игорь приобрёл эту икону. Поднялся с иконой на вершину Святой Горы Афон. Подъём был трудным, но как только впереди вверху показался заветный железный крест, всю усталость как рукой сняло.
«В православии молятся не иконе, а Первообразу, который за иконой» – это официальный взгляд церкви. На вершине, рассматривая икону Богородицы «Афонская» (у греков своё название иконы), Игорь обратил внимание, что крест стал символом Первообраза. В свою очередь, за крестом есть Первообраз, но это уже совершенно другое пространственно-образное восприятие мира.
На Руси совместили два высказывания – «Молятся не иконе, а Первообразу, который за иконой» и «Где сокровища ваши, там и сердце ваше». Хранили драгоценности, документы и деньги в красном углу за иконой.
Святой князь Игорь поднялся на Святую Гору Афон. Ярко светило майское греческое солнце. На Святой Горе лежал святой снег. Снег лежал на тропе, паломники не наступали на него, обходя его стороной, возможно, посчитали, что снег святой. На вершине установлен металлический крест и стоит храм Преображения Господня. В Преображение Иисус впервые показал себя Богом. «Лик Господа просиял как солнце, а одежды сделались белыми как свет» – так об этом сказано в Евангелие.
Фразу про одежду Игорь всегда воспринимал неоднозначно. В России считал, что «…белыми как снег», а в Иерусалиме думал, что, наверно, всё же «…белыми как свет». На Святой Горе убедился, что «…белыми как снег». Неважно, как перевели с арамейского языка, на котором говорил Иисус. Святой князь Игорь смог вдоволь поесть святого снега. Обычно люди не могут есть снег, потому что старшие не разрешают или младшим такой пример показывать нехорошо. На вершине из людей Игорь был один. Снег на вкус был необыкновенный.
Возможно, Бог создал законы природы, в том числе исключительные физические свойства воды. Вода тяжелей льда, органическая жизнь сохраняется подо льдом. Все остальные химические элементы в твёрдом виде тяжелее, чем в жидком виде. Если бы вода не была исключением, то органической жизни, к которой относятся наши тела, жилось бы сложнее.
Дойти до вершины нелегко, потому что перед самой вершиной послышался мистический свист золотых стрел Аполлона, всё ещё недовольного своим изгнанием. До того как эту гору Пресвятая Богородица попросила у Бога, чтобы создать здесь свой предел, она была посвящена Аполлону. На вершине стояла золотая статуя Аполлона, её сбросили вниз, и она исчезла. Игорь убедил себя, что это стрижи, а не золотые стрелы Аполлона. Стрижи летали очень быстро, а резко крутить головой на узкой горной тропе было неполезно для здоровья.
Непередаваемое чувство восторга, радости и трепета охватило Игоря, когда впереди он увидел заветный крест. Чудесный металлический крест на вершине Святой Горы Афон сверкал на солнце. У Игоря в голове не укладывалось, что этот крест не золотого цвета. Греки не разрешают покрывать золотом купола русского Пантелеимонова монастыря, вся золотая красота и святость в греческих храмах только внутри. Если бы только разрешили металлический крест на Святой Горе Афон покрыть сусальным золотом, то паломники из России, Белоруссии и Украины давно бы это сделали. Кстати, они составляют большинство паломников, поднимающихся на вершину.
На вершине Святой Горы Игорь вошёл в храм Преображения Господня. Храм перестраивается, внутри всего одна комната, разделённая алтарной преградой, за которой святой престол. Золотом блестели греческие и российские иконы. Игорь зажёг бело-голубые свечи, которые привёз из Иерусалима. Поставил свечи к иконам. Пламя свечей трепетало, как душа у Игоря. Чрезмерный восторг привёл Игоря в странное состояние сознания. Перед глазами стали исчезать образы на иконах, оставался блеск золота в свете свечей. Какой-то святой туман окутал сознание Игоря, сквозь этот туман виднелось золото, золото, только золото. В этом золотом сне Игорь вдруг осознал, что в мире есть только два цвета – золотой и все остальные. Так пришла мысль о золотом импрессионизме.
Импрессионизм (фр. impression – «впечатление») – направление в искусстве, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Золотой импрессионизм – это золотое впечатление. А ещё слово «импрессионизм» ассоциировалось у Игоря с горой Сион в Иерусалиме. Сион (ивр. Цийон) – цитадель, или укрепление на холме. Еврейская традиция, начиная с древних пророков (Иеремия 31:20), сопоставляла его с понятием «цийун» (ивр. «веха», «ориентир для возвращения»). Для евреев Сион стал символом Иерусалима и всей Земли обетованной, к которой еврейский народ стремился со времён рассеяния после разрушения Иерусалимского храма в 70 году от Рождества Христова. От горы Сион произошло слово «сионизм», но это политика. В сионской горнице проходила Тайная вечеря Иисуса Христа с апостолами. Золото – символ Бога, так что золотой импрессионизм напоминает и о таинстве причастия.
Туман рассеялся так же внезапно, как и появился. Игорь взял фотоаппарат, посмотрел фотографии, сделанные по пути на Афон. По преданию, возле вершины Святой Горы Афон часто видят одинокое облако – это Покрова Пресвятой Богородицы, игуменьи Святой Горы. Он сфотографировал это таинственное облако, когда паром «Святой Пантелеимон» шёл в Афон. Паломники и монахи смотрели на это чудо как на что-то само собой разумеющееся. В присутствии Пресвятой Богородицы никто не сомневался, внешние свидетельства были неважны.
Игорь вспомнил, что святой Силуан Афонский писал: «Знаю человека, которого милостивый Господь посетил своею благодатью. И если бы спросил его Господь: «Хочешь ли, дам тебе больше?», то от немощи плоти душа сказала бы: «Ты видишь, Господи, что если дашь больше, то я умру. Ибо человек ограничен и не может понести полноту Благодати». Явление золотого импрессионизма было благодатью, которую святому князю Игорю предстояло донести людям. Говорить напрямую: золотой рай – люди не поверят.
Горы – это гвозди, которыми земная кора прибита к мантии. Без гор, возможно, земная кора плавала бы куда вздумается. Святая Гора Афон – это гвоздь, который удерживает моральные ценности человечества. Жаль, что крест на святой горе не золотой, но нужно видеть не реальность, а золотую суть. Не человека, а его золотую душу, в данном контексте эпитеты «золотой» и «божественный» очень близки. Ещё древние греки любили наделять все атрибуты божества эпитетом «золотой».
В других частях мира не стоит и мечтать об обстановке Святого Афона: отсутствие женщин необычным образом воздействует на мужчин. Хорошо это или плохо? Естественно, ответа нет, у всех свои цели в жизни.


Рецензии