Встреча с главным исихастом 13 глава

Глава 13
ВСТРЕЧА С ГЛАВНЫМ ИСИХАСТОМ
С вершины Святой Горы Афон святой князь Игорь спустился в храм Панагии, переночевал. С восходом солнца отправился в русский Пантелеимонов монастырь, путь занял почти весь день. Сначала спустился на пристань в Карулях, затем на пароме добрался до главного порта на Святом Афоне – Дафны, только к вечеру он оказался в монастыре. Устроившись в помещении для паломников (это пятиэтажное здание рядом с монастырём), ночью пошёл на службу в храм. В монастыре церковные службы проходят в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Храм расположен на пятом этаже. Если место в храме выбрать у противоположной стены от алтаря, сквозь стекло балконной двери видно солнце и Эгейское море. У святого князя Игоря сложился образ храма как большого корабля, плывущего к Богу. Этот храм был как верхняя палуба огромного лайнера. Мимо корабля проплывало солнце от восхода до заката.
Служба начинается задолго до восхода солнца, заканчивается в семь утра, следующая служба начинается в пять часов вечера по греческому времени. Время примерное, потому что на Святой Горе византийское время. С семи утра до пяти часов вечера у монахов послушание, выполнение различных работ. Видеть море во время богослужения – незабываемое впечатление. Церковную службу можно увидеть и в России. На Святой Горе в русском монастыре служба ведётся на двух языках, это требование Константинопольского патриарха. В реальности совсем немного на греческом языке.
Возможно, среди русских православных храмов нет больше храма, из окон которого видно море. Обычно окна в храмах расположены высоко, чтобы житейское море повседневной жизни не отвлекало от церковного богослужения. В некоторых храмах можно почувствовать близость моря. В храме Святой Софии в Стамбуле – Мраморное море, в храме святителя Григория Паламы в Салониках – Эгейское море, в Новоафонском монастыре в Абхазии – Чёрное море. Ощущение храма как корабля на Святой Горе Афон дополняет хорос. Хорос – это большой обруч со свечами вокруг паникадила в храме. Во время службы монах шестом раскачивает хорос. Хорос раскачивается, создаётся впечатление, что находишься не в храме, а на корабле. В России в некоторых храмах есть подобный хорос, только никто не знает, что с ним надо делать.
Солнце имеет «мягкое» изобилие. Наш материальный мир – это бег в бесконечность за деньгами, удовольствиями, наслаждениями, святостью, властью и так далее. Мы уходим с пляжа не потому, что не хватает солнца, как это делаем, уходя из магазина, потому что деньги кончаются. В глубине своего сознания понимаем, что на пока солнца достаточно, можно сгореть. Спустившись со Святой Горы Афон, Игорь обнаружил, что сжёг на солнце внешние стороны кистей рук, потом кожа слезла. Наверно, это намёк на то, что на вершину православия надо подниматься с чистыми руками.
Пока мы наслаждаемся солнцем в шезлонге на пляже у ласкового моря, не нужны слова, сравнивающие солнце с образами нашей жизни. Пресытившись солнцем, уходя с пляжа, смотрите на флаг над отелем и вспоминаете, в какой вы стране: Греции, Турции, Египте, Израиле (Мёртвое море). Понимаете, что поговорить с новыми людьми не удастся, потому что у них язык не русский. Но если вы на Чёрном море России, Абхазии, Украины, оказывается, что в рамках православия вам тоже не удастся поговорить о солнце. Потому что вам скажут: «Солнце – это язычество». Православие – это наш сегмент в мировой культуре. Храмы с золотыми куполами, иконы – это язык наших образов. Родное православие, как и русский язык, в котором мы говорим то, что считаем нужным, а не то, какие слова знаем, как это происходит с иностранным языком.
Григорий Палама (греч. 1296, Константинополь – 14 ноября 1359, Фессалоники) сначала был монахом на Святом Афоне, затем архиепископом Фессалоникийским, средневековый мистик, византийский богослов и философ, один из основателей исихазма, отец и учитель Церкви, православный святой. Говорил о том, что возможно созерцание Господа. Исихазм – эзотерическое учение, принятое православием в XIV веке. Святой князь Игорь тысячу лет провёл в раю, он понимал, что созерцание Господа на земле возможно как в раю. Только как это объяснить людям. Традиция исихазма зародилась на Святом Афоне. В беседах с монахами Игорь услышал почти одинаковый ответ на вопрос об исихазме: «Есть исповедник отец Макарий русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Все вопросы об исихазме к нему. А наше представление об исихазме – это наше представление». Исповедник, в переводе на военный язык, заместитель командира по воспитательной работе. Без исповеди исповеднику и его благословения монах не может причаститься Святых Таинств.
Святой князь Игорь встретился с исповедником отцом Макарием в храме Пантелеимона Исцелителя под уникальным серебряным паникадилом весом в тонну. Паникадило огромное, оно висит под куполом, но можно протянуть руку и потрогать тонну серебра – ощущение непередаваемое. Они беседовали минут двадцать. Святой князь Игорь не говорил о том, что он святой и выполняет волю Господа. Священник всё равно бы не поверил, да и не это главное. Игорь рассказал об основной идее своей будущей книги. О том, что солнце – это образ света Господа.
– Со времён святителя Григория Паламы прошло семьсот лет. Люди много узнали о солнце. Поэтому возможен более короткий путь к созерцанию Господа, чем это было раньше, – сказал святой князь Игорь.
Исповедник отец Макарий выслушал, не перебивая и не возражая. Спросил о виртуальном пространстве интернета и возможности делиться своими идеями с тысячами читателей. На Афоне запрещены радио и телевидение, об интернете и говорить не приходится. В русском монастыре электричество днём есть, на ночь выключают. Исповедник отец Макарий удивился, что интернет пользуется такой популярностью. На прощание исповедник отец Макарий благословил святого князя Игоря. Возможно, не всем храмам нужны свои сайты в интернете, не все могут сказать что-то новое и очень важное, не повторяя прописных истин. Но скрывать от православных истины исихазма не стоит, потом приходится удивляться тому, что верующие интересуются восточными религиями.
Жизнь на Святом Афоне простая и ясная: помолился, поел, выполнил послушание. Нет женщин и детей, нет целой кучи проблем, которые как снежный ком сваливаются на человека в повседневной жизни.
Ожидая паром «Святой Пантелеимон», святой князь Игорь вспоминал земной путь святителя Григория Паламы. Его книгу семьсот лет не переводили на русский язык. Так церковь и не перевела бы, но нашёлся учёный, который сам это сделал. Русские люди узнали об исихазме – учении, позволяющем созерцать Господа. Григория Паламу осудили за «созерцание Господа», он был доставлен под конвоем в Константинополь и заключён там под стражу в монастырь. Затем был заточён в дворцовую тюрьму. В ноябре 1344 года, на Соборе, святителя Григория Паламу отлучили от церкви. На Соборе 2 февраля 1347 года Григорий Палама был оправдан, а осуждены его противники. Григорий Палама в скором времени был избран архиепископом Фессалоникийским. Во время путешествия в Константинополь Палама был пленён турецкими пиратами, которые держали его в плену около года, пока не получили от сербов искомый выкуп за его освобождение. Перед смертью последние слова его были: «К высотам!»
Волны Эгейского моря бились о берег, возможно, точно так же, как это было во времена святителя Григория Паламы. Может быть, он сидел в этом месте и созерцал Господа, так же как люди видят солнце или как святые в раю созерцают Господа. Святитель Григорий Палама был настоятелем одного из монастырей на Святом Афоне, но какого именно, ни один монах сказать не смог.
У святого князя Игоря создалось впечатление, что им здесь, на Афоне, в Греции, до лампочки исихазм. Иконы святителя Григория Паламы продаются, люди знают о таком святом.
Когда паром «Святой Пантелеимон» направлялся на Святой Афон из города Уранополис, некоторые мужчины, оторвавшись от женщин, стали кормить чаек. Чайки кружились над паромом, брали хлеб из рук. Словно Дух Святой сходит к людям не в виде голубя, а чайкой. В этом не было бы ничего удивительного, если бы на обратном пути так же кормили чаек. На обратном пути, возвращаясь в мир, где есть женщины и дети, мужчинам становится не до чаек. Так меняются мужчины.
На пристани города Уранополис мир стал прежним, мир удвоился, появились женщины, а проблемы увеличились во много раз.


Рецензии