Аэлита-2014

О бедном фантасте замолвите слово.

Чем живёт старейший в России фестиваль «Аэлита».

Когда мне было двенадцать лет, я твёрдо заявил родителям: хочу быть писателем. С тех пор наивное детское желание то гасло, то вспыхивало во мне с новой страстью. И всё то время, пока я искал себя в литературе, слышал о фестивале писателей и любителей фантастики. Два-три писателя, неважно какого жанра, это уже нечто, но конвент в несколько десятков – целая веха жизни. И только став человеком зрелым, я купил билет до Екатеринбурга и впервые, всерьёз, отправился покорять давнюю мечту. Может, там подскажут, как стать писателем.

 
Как молоды мы были
Фестиваль, или вернее собрание любителей возник неожиданно, стихийно. Редакция журнала «Уральский следопыт» в 1980 году заявила новую премию для русскоязычных писателей, названную в честь произведения Алексея Толстого «Аэлита». Весть о том, что премию вручат братьям Стругацким, разнеслась по любителям фантастики и люди возжаждали увидеть кумиров. С тех пор возможно среди фантастов Урала ходит легенда, что столицу утопического мира Полдня – один из прославленных своих трудов – Стругацкие перенесли в Свердловск.

Спустя десять лет, на излёте эпохи, конвент только ширился. Тысяча человек, так или иначе связанных с фантастикой, вносили новое в развитие «Аэлиты». По воспоминаниям старожилов, гостиницы не могли вместить всех желающих и, вопреки правилам, в номерах жили по два человека. Тот же известный сегодня, а тогда молодой алма-атинский писатель, Сергей Лукьяненко отдыхал не в комнате, а на траве перед гостиницей. Да и сколько их молодых, там было: сибиряк Александр Бушков, диспетчер трамвайного депо, известный в будущем, Николай Чадович, журналист Михаил Успенский. Когда это было…

       
Вечер XXI век.
Екатеринбург. Вечер. «Плотинка» – плотина на реке Исеть. Летнее кафе. Ребята, кто с пивом и шашлыками, кто с содовой, медленно перетирают: «А в футболе наши никакие, надеяться не на что», «На Украине это никогда не кончится, постоянная буза».
 
Никто не догадается, что вот они – молодые писатели-фантасты. На этот раз на фестивале «Аэлита» их было полтора десятка. Всё проходило на редкость камерно; теперь это не большое событие в жизни страны. И хозяйка хостела, где я нашёл приют, и постояльцы искренне удивлялись:

– Фестиваль «Аэлита»? А что это такое?

Мы, молодое поколение, да и старое, благополучно забыло, что именно на век XXI надеялись мечтатели прошлой эпохи. В 2004 году человечество достигнет Венеры, в 2007 году полным ходом идёт колонизация Марса, а в 2017, по Стругацким, начинается социально-техническая революция, итогом которого станет коммунистический мир Полдня. В противовес моим причитаниям екатеринбургский писатель Андрей Скоробогатов уверен, что наш мир – мир ожившего киберпанка. Напомню читателям, что жанр киберпанк подразумевал антиутопический мир будущего, страшную сказку. Слабое утешение. Не так ли, люди «прекрасного далёко»?


Как скрести по сусекам
Отечественную литературу в последнее время вообще лихорадит, а фантастику и подавно. Ушёл из жизни «Борнатан», Борис Натанович Стругацкий, исчезло его детище – альманах «Полдень XXI век»; закрылась редакция журнала «Если». Тот же «Уральский следопыт», который когда-то расхватывали как горячие пирожки, так как там печатали фантастику, сегодня, в большинстве, – журнал краеведения и экстремального спорта. Прибывший на фестиваль переводчик Андрей Бочаров, представлял новый журнал «ФанCity». Но, хотя и глянцевый, он существует лишь благодаря азарту его молодых создателей.
 
То же происходит и с конвентами, подобными «Аэлите». В 1994 году ушёл из жизни ярый подвижник фантастической литературы, один из организаторов фестиваля, Виталий Бугров. Два года премия не присуждалась и жизнь конвента начала идти ни шатко, ни валко. В начале нового века другой екатеринбуржец, писатель Борис Долинго, фактически стряхнул с него пыль. По его признанию, удалось это сделать благодаря тому, что на конвент начали приглашать зарубежных гостей. Первым иностранцем в 2003 году становится Роберт Шекли. Но и сегодня фестиваль «Аэлита» держится на энтузиазме.

– Год от года, – признаёт Борис Долинго, – деньги собирать всё труднее, искать спонсоров в разы сложнее. У издательств падает интерес к «Аэлите». О многочисленных гостях мечтать уже не приходится. Фестиваль таким, каким он был в прошлом – массовым – никогда не станет. Хотели делать его на «Иннопроме», международной промышленной выставке, но началась такая волокита, что я это дело бросил.


Новейшее поколение пера
Чтобы вступить в «Союз Писателей», нужно опубликовать книгу, чтобы опубликовать книгу, нужно вступить в «Союз Писателей». Этот замкнутый круг тридцатилетней давности молодые писатели рвали на раз. Были литературные объединения, в которые можно было войти и печататься в периодике. Несколько публикаций и о тебе начинали говорить как значительной фигуре в литературе. Да и многие знают, что быть писателем времён Союза было почётно, а если автор был лоялен власти, то и жил неплохо, и получал фантастические гонорары.

Ныне, шансы вырваться молодым людям в писатели, равны уничижаемому нулю. И это не преувеличение.

– Сегодня в литературу, – поясняет ситуацию Игорь Минаков, редактор раздела фантастики издательства «Эксмо», – приходят люди, пишущие боевую фантастику и боевую фэнтези; и они же с удивлением узнают, что Александр Пушкин – великий русский поэт. Но их продукция пользуется спросом. Те же известные сериалы «Сталкер», «Метро 2033», по сути, фарш. Занимаясь этим, писатель не делает никакого вклада в отечественную фантастику.

А ведь ещё год назад, президент конвента «Зиланткон», Андрей Ермолаев убеждал меня не браться за сериалы. Деньги заработаешь, но потеряешь себя как автора, говорил он мне.

По сообщениям того же Игоря Минакова на арену популярности прочно вышло новое напрвление – женское любовное фэнтези. По оценкам специалистов потребителями фэнтези на семьдесят процентов становятся женщины и девушки. Не менее востребована тема «попаданцев» – путешественников по параллельным мирам. Чистая научная фантастика постепенно сходит на нет. Что поделать, веяние времени.

 
Главное – не врать
Литература, в том числе фантастика должна служить людям. Как бы это ни показалось пафосно, фантасты научили нас мечтать, быть учёными и исследователями; писатель у нас в стране по-прежнему тот человек, которому веришь. По мнению «аэлитовцев» писатель должен быть начитанным, умным, так образованный писатель порождает образованного читателя.
 
На фоне бесконечно ряда новоявленных авторов невольно задумываешься: а стоит ли писать? Не будешь ли ты одним из многих создавших героя, спасшего планету и получившего красавицу-жену и полцарства впридачу. Такая литература всё более напоминает лубочные картинки.

Но маститые писатели успокаивают: взялся писать, иди до конца, участвуй в конкурсах, фестивалях.

– Я всегда говорю молодёжи, – наставляет новосибирский писатель Геннадий Прашкевич, – рассказывай, объясняй, выдумывай. Но никогда не ври. Тот же Джон Толкин обдумывал материал по десятку лет. А начал он с того, что выдумал мифологию, которой у англичан не было. Потом придумал языки: эльфийские – квенья и синдарин. Это живые языки, на них сегодня создают поэзию. Для языков понадобились народы, для народов – история. Только тогда появились «Хоббит» и «Властелин Колец».

 
Сказки для фантаста
Несмотря на то, что редактор издательства «Эксмо» раздавал горемыкам визитки, намекал присылать произведения, мы обратились к одному из молодых, но состоявшихся писателей «Аэлиты», Андрею Скоробогатову. Вопрос один: как быть?

– Всё сложно на самом деле, – вздыхает он. – Сейчас на отечественном рынке, да и на зарубежном пресыщение текстами. И далеко не всегда хорошими. У новичка два пути: либо он имеет хорошо оплачиваемую работу, либо надеется на «краудфандинг». Когда группа людей жертвует тебе деньги на проект. 
Действительно, среди авторов ходит устойчиво мнение, что свою книгу можно издать и получить с неё деньги через «дарение». Процедура такова, что добрые люди добровольно перечисляют малую сумму в «электронный кошелёк» автора. В таком случае, пожертвования будут крайне малы, так как даже мне имя Андрея Скоробогатова ничего не говорит. По исследованиям Сергея Лукьяненко, безусловно раскрученного автора, распространение его книги по системе «дарения» приносит в разы меньше, чем гонорар от печатного издания.
 
Уже после конвента, я обратился за разъяснениями к человеку, который занимается раскруткой молодых авторов. В сети он известен как Тимур Волков.

– Моё дело за малым, – объясняет Тимур. – Я рекламирую страницу автора по социальным сетям, расширяю популярность, собираю аудиторию. К примеру, через контент  литературного института в Москве, или литературные сообщества Питера. Многие просят за это денежку. Поэтому раскрутка по полной программе, включая мнение именитых писателей, стоит от 30 до 50 тысяч рублей. Конечно, не каждый готов выложить такую сумму, даже москвич. Как ни странно спонсировать книгу могут не только издательства, но и депутаты – это сейчас популярно.

 

А между тем «Аэлита» живёт своей жизнью. Вручаются премии и награды, проходят семинары и мастер-классы, идёт живое общение с писателями и ты, каков бы он ни был, невольно погружаешься в мир этих мечтателей. И пока они существуют, жанр фантастики не изживёт себя.            


 


Рецензии