Балаклава, Объект 100

     Читатели наверняка помнят художественный фильм «Одиночное плавание» - зрелищный по тем временам военный боевик, призванный демонстрировать мощь советского Военно-Морского флота. Основные события фильма разворачиваются на сверхсекретной американской ракетной базе, надежно укрытой в толще скал некоего необитаемого острова. Невидимые с расстояния нескольких десятков метров бронированные двери и люки вели в целый подземный город, откуда на поверхность поднимались комплексы крылатых ракет, поражавшие корабли за сотни километров. По сценарию герои фильма конечно в итоге побеждали гарнизон секретной базы, отключив пресловутую «красную кнопку». При этом зрители так и оставались в неведении, что показанная в фильме подземная ракетная цитадель находилась не в далеких южных морях и не на вооружении «вероятного противника», а на юге Крымского полуострова в горах недалеко от города Балаклава.
     Посмотрев фильм, задавал себе вопрос: «Где же я мог видеть эти горы, эти тропические пейзажи, эти стартовые установки?» Как оказалось, я ведь там служил! И только сейчас это стало понятным.
     В 1954 году в разгар «холодной войны», грозившей перерасти в ядерный конфликт, в южной оконечности Крымских гор между мысом Айя и Балаклавой началось строительство первого в мире подземного ракетного комплекса берегового базирования с радиусом действия в морской акватории до 100 км.
     История этого комплекса всегда была окружена тайной и легендами.
     На строительстве объекта работало несколько тысяч человек, при этом все они проходили строгую проверку и давали подписки о неразглашении.
     В толще скалы вырубались помещения под командный пункт и помещения личного состава, хранилища ракет и топлива, дизельные электростанции, запасы воды и продовольствия. Подземная цитадель имела полное инженерное обеспечение, комплекс фильтровентиляционных установок, обеспечивающих жизнедеятельность объекта при полной его герметизации после атомного удара.
     Крылатые ракеты доставлялись к пусковым площадкам через тоннели по рельсам-направляющим на специальных платформах с электродвигателями. Пусковые установки защищались массивными стальными крышками, которые при пуске сдвигались в сторону. За считанные минуты колоссальная конструкция пусковой установки появлялась на поверхности и могла нанести удар четырьмя ракетами, способными уничтожить корабль любого класса.
     В феврале 1957 года для обслуживания объекта был сформирован 362-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП), прошедший специальную подготовку.
     На возвышающейся более чем на полкилометра над морем скале мыса Айя была размещена новейшая на тот период радиолокационная станция обнаружения цели «Мыс». Я хорошо помню тех ребят, которые несли вахту летом 1972 года на РЛС «Мыс». Это россиянин Пшеницын, латыш Райнис, казах Жмагилов, украинец-галичанин Дикий, калмык Погадаев и др. Обычно на политзанятиях наши политруки майор Решетников и подполковник Герасимович, характеризуя  личный состав полка, делали акцент на том, что в подразделении служат-дружат матросы из разных республик Советского Союза. По многонациональному признаку тогда комплектовались почти все воинские части страны.
     Здесь я за одну ночь по приказу командира ВЧ капитана первого ранга Демченко выполнил «совершенно секретный» отчет о ракетных стрельбах комплекса «Утёс». Один экземпляр его таинственным образом исчез. Это была целая шпионская история (см. рассказы «А степная трава пахнет горечью», «Ключи от моря»). Полк ведь был засекреченным. Но, в итоге, за выполнение этого задания командование пооощрило меня очередным воинским званием и краткосрочным отпуском с выездом на Родину.
     В боевой обстановке ракеты 362-го ОБРП должны были поражать НАТОвскую десантную колонну, движущуюся от берегов Турции к Крымскому полуострову, прикрывая развертывание Черноморского флота. При этом уничтожить саму ракетную цитадель было практически невозможно не только обычным, но и ядерным оружием. Новые ракеты были разработаны на базе противокорабельной ракеты П-35 под руководством  видного отечественного конструктора В.Челомея. Первый такой ракетный залп с «Объекта 100» состоялся 30 мая 1971 года. Новые крылатые ракеты имели дальность уже 300 километров.
     В 1982 году комплекс вновь подвергся модернизации и принял на вооружение ракету  «Прогресс», способную нести ядерные боеголовки.
     Именно эти новые пусковые установки сыграли роль уничтожаемой бравыми черноморскими морпехами секретной американской базы в фильме «Одиночное плавание». Примечательно, что «Одиночное плавание» - единственный фильм времен СССР, где советские и американские солдаты встречаются в открытом бою. Такой фильм, конечно, стремились сделать максимально зрелищным, поэтому его авторы какими-то невероятными путями и добились разрешения проводить съемки на секретном «Объекте 100». Для изображения ракетной базы «на далеком острове» на крышках контейнеров пусковых установок ракетной батареи были наклеены надписи «US  NAVY » - военный флот США.
     В 1997 году «Объект 100» был передан Военно-морским силам Украины.
     Сейчас уже трудно сказать, когда демонтаж оборудования законсервированного объекта превратился в варварский разгром уникальной подземной цитадели.
     К 2005 году никакой охраны на ближнем к Балаклаве 1-м дивизионе бывшего  берегового ракетного полка не осталось. Его остатки оказались беззащитными перед самыми разнообразными мародерами. По словам жителей Балаклавы, металл отсюда вывозили и тележками, и прицепами к легковым автомобилям, и даже тяжелыми грузовиками.
     К настоящему времени тотально разграбленный объект опустел. Зияют внушительные провалы проемов пусковых комплексов, лишенных многотонных стальных крышек, уходят во тьму тоннели и коридоры с остатками вывороченных из сверхпрочного бетона металлических конструкций. Где-то капает вода, и это единственный звук, проникающий в мертвые коридоры с поверхности. Колоссальный подземный комплекс сегодня идеально подходит для съемок фильма о последствиях ядерной войны.
     А снаружи густая крымская растительность, как маскировочная сеть затягивает остатки цитадели, погибшей не под ударами вражеских ракет или десанта. Многие десятилетия некогда сверхсекретный береговой ракетный комплекс «Утес» или «объект 100» контролировал значительную часть акватории Черного моря, пока на рубеже веков не пал в неравном бою с алчностью и беззаконием. Официально это звучало так: «В 1997 году при разделе ЧФ «Объект 100» был передан ВМСУ. В 2002 году первый дивизион расформирован, в 2003-2004 оборудование порезано на металл. На территории второго дивизиона  создано учебное подразделение  Военно-Морских сил Украины». "Холодная война" давно закончилась, сокрушительный ракетный гигант стал никому не нужен, денег на его обслуживание не было.
     Сейчас, проходя по этим местам, невозможно догадаться, какая громадная махина была здесь, под скалами. Десятки похожих военных объектов времен СССР тихо разрушаются в окрестностях Балаклавы, а мы и не догадываемся, по какому мощнейшему военному наследию ходим.
     Даже не верится, что когда-то своими глазами видел этот подземный город и ракетный комплекс в действии. Здесь ходил в ночные караулы, учился на учебно-тренировочной базе, бегал в горы на утреннюю зарядку, ходил с матросами команды управления в столовую, смотрел в клубе фильмы, ездил за почтой в посёлок Орлиное и учавствовал в военном параде ВМФ 1972 года в Севастополе. И даже не подозревал тогда, что служил на сверхсекретном объекте. Узнал об этом только сейчас, через сорок лет (!)


Рецензии