Лаврова Глафира Александровна

 Глафира Александровна была нашим воспитателем со второго до четвертого класса. Мы ее обожали. Более сердечного человека, чем Глафира Александровна, я не помню. Единственная в Архангельской области была награждена "медалью Ушинского К.Д."
Она родилась в 1897 году, 9 мая в семье попа, так она говорила. Все ее братья и сестры, шесть или семь, я уже не помню, стали учителями. Глафира Александровна в нашей школе, сначала, была старшим воспитателем, а когда вышла на пенсию, в 1957-м,стала воспитателем нашего класса. Ее муж умер в 1948-м от рака. Тем не менее, она вырастила двоих сыновей. Один сын стал юристом,а другой работал в министерстве торговли. С обоими сыновьями я был знаком. Владимир Петрович / домашние звали его Дима /,тот, который юрист, защитил кандидатскую и написал книгу по криминалистике. А Петр Петрович ,второй ее сын,все время был в загранкомандировках. В 50-тых годах он был в Индии. Глафира Александровна показывала нам подарки, которые Петр Петрович привозил ей "от туда".
Некоторые вещи изумляли. Например, шар из слоновой кости, в котором находилось множество шаров. Каждый шар находился друг в друге .Каждый шар уменьшался и последний был с конопляное семечко, тогда, как первый, с теннисный шарик.  Сама Глафира Александровна, в 50-тых годах перенесла операцию на желудке, две трети желудка были удалены.И она, всю оставшуюся жизнь ,носила с собой сухарики и периодически их жевала. До операции, судя по фотографиям, это была женщина с пышными формами. Мы же ее увидели сухощавой. Она проверяла наши домашние задания, занимала наш досуг ,придумывала различные упражнения и задачки, помогающие усвоить правила арифметики, правописания. И у нас были ежедневные обязательные прогулки .Она выводила нас в городской парк, за Новый мост в лес и на городское кладбище, где покоился ее муж. Если кто-то баловался, она брала провинившегося за подбородок и говорила: а ну смотри на меня, будешь еще, будешь? В угол никого не ставила. Она научила нас ремонтировать свою одежду, штопать, ставить заплатки на дырки в брюках, носках и чулках. Вспоминается, придумывали задачки на сложение и вычитание. Шура Новоселов выдал: сначала в чернильнице было мало чернил, а потом, когда туда налили ,стало больше. Требуется узнать, сколько чернил стало. Все смеялись.
Глафира Александровна приводила нас к себе домой и каждого угощала печеньем и конфетами, иногда конфеты приносила прямо в класс и всех нас угощала ими. Читала нам сказки и рассказы .И каждого спрашивала, кто как понял прочитанное.Посмотрели мы как-то фильм "Новые похождения Кота в сапогах".И Глафира Александровна организовала обсуждение этого фильма. Всем классом мы вспоминали и переживали просмотренное.Спустя пару недель она попросила нас вспомнить этот фильм .И мы снова вспоминали и снова переживали. Она рассказывала нам про войну ,про голод и холод в военное лихолетье. Она рассказывала нам о своем муже, народном следователе, разные случаи из его жизни. А когда КПСС выдвинуло лозунг "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме ",она рассказывала нам ,в какое счастливое время мы будем жить и спрашивала: А сколько тебе будет в 80-м?
Как - то зашел к ней в гости в 69-м или в 70-м на Октябрьские. А там шло застолье .Она торжественно объявила: Пришел мой ученик Алеша Зверев. Захожу в комнату, а там и прокурор города с женой, и зам председателя райисполкома с женой, и ее сыновья. Хотел уйти, не пустила: пришел - сиди.
В восьмидесятых жаловалась мне: раньше в школы звали ,на первый урок, теперь не зовут, не нужна стала. Я успокаивал: не переживайте, просто берегут ваше здоровье, жалеют. Это ты хорошо сказал - говорила она - успокоил.
Мы были последними воспитанниками Глафиры Александровны. Из нашего класса пять ее воспитанников получили высшее образование. это Нина Одоева, Виктор Шишов, Алексей Зверев, Фланя Суховский, Нина Кокорина. Витя Шишов был депутатом Верховного Совета СССР в 1989 -1991 годах. Избран Почётным гражданином города Вельска. Многие из нашего класса закончили техникумы по различным специальностям.
В 2008 году, будучи в Вельске, я зашёл на старое городское кладбище, чтобы поклониться праху Глафиры Александровны. Я знал, что её могила должна быть рядом с могилой её мужа. Пошёл по  знакомой тропинке, дошёл до знакомого спуска, но могилы я не увидел. Я растерянно оглядывался и не знал куда, в какую сторону мне идти. И, вдруг, на затылке я почувствовал чей то пронзительный взгляд. Я оглянулся. На меня, со скромного обелиска , с фотографии, смотрела Глафира Александровна.  Её могилка оказалась чуть в стороне от тропинки.

Это фото я сделал в 1970 году.


Рецензии