Олег Поляков. Третья лишняя

Неужели может быть столько солнца?!
Белый-белый, светлый до нереальности день. Облака в небе и облака в воде. Я сижу на берегу вместе с самой красивой девчонкой из группы 86-ВМ1. Всё как тогда, в июне 91-го. Только нам на двоих уже 65 лет...
Мы все были влюблены в Юльку. Это было сродни некоей печати, ореолу особой избранности. Мы держались одной компанией, хотя по логике вещей должны были бы первым делом перегрызть друг другу горла. Мы были равны в своей отверженности, и это нас роднило. "Мы" - это ваш покорный слуга, а еще Мишка Рябов и Серега Кононов, вундеркинд Ашот и зубрила Денис, ну, и, конечно, Толик - первый парень на деревне, весельчак с внешностью голливудского актера. А еще - романтичная Альбина, тайно сохнувшая по Ашоту, модница Людмила, положившая глаз на Толика... Даже девчата боготворили Юльку, видя в ней воплощение всех мыслимых и немыслимых совершенств.
Мы мотались по театральным премьерам и художественным выставкам, пропадали на теннисной площадке, катались на лыжах с пригородных Лысых гор и регулярно топали с рюкзаками к заветному НАШЕМУ МЕСТУ на берегу тихой речки Ореховки. И всё это не из какой-то особой любви к искусству и спорту. Просто эти занятия считались престижными - потому что они нравились Юльке.
Почему красавицы не торопятся выходить замуж? Да, понятно: куда спешить, у них всегда богатый выбор. Только есть, на мой взгляд, и еще кое-что. Пока существуют такие вот "клубы одиноких сердец", счастье двоих автоматически оборачивается трагедией для прочих. Вы в ответе за всех, кого вы приручили...
Понимала ли это Юлька? По-моему, да. Так или иначе, наша компашка благополучно просуществовала до самого окончания института. Мы прекрасно видели, какими глазами смотрела Юлька на Толика, но неожиданное известие об их готовящейся свадьбе повергло нас в шок. А когда незадолго до выпуска эти матримониальные планы по какой-то причине разрушились - Юлька демонстративно задружила с Денисом, а Толик начал открыто вешаться на шею Люське, - мы восприняли сие как должное. Юлька не должна была всерьез принадлежать никому. А как же иначе?

ї               *     *     *

- Ты сейчас где? - задаю я дежурный вопрос.
- В Кишиневе, - Юлька широко распахивает невинные синие глазищи.
- И что там?
- Ничего особого. Так, маленькая строительная контора...
- Замужем? Дети есть?
Юлька вздрагивает, как от удара, нехотя качает головой. Наверное, задел за живое. Ну, прости, прости! Откуда мне знать твои проблемы?
- Но как ты узнала, что мы собираемся на десятилетие?
- Мы же договаривались!
- Когда?!
- Забыл? Ну, тогда еще, в 91-м...
Узнаю Юльку с ее милой непосредственностью и непредсказуемыми закидонами! Ехать наобум через две границы, за тысячи верст... Ради чего?
Или ради КОГО?

ї               *     *     *

Это было ровно 10 лет назад. День в день, 22-го июня. Последний выезд на НАШЕ МЕСТО. Мы тогда отмечали окончание института, и кто-то предложил:
- А давайте соберемся здесь ровно через десять лет!
- Так никто не придет, - хмыкнула Люська.
- Почему?! - возмутилась Альбина. - Я, например, обязуюсь.
- Никто не придет, потому что будет какой-нибудь рабочий день, - рассудительным тоном отрубил Денис. - И вообще, десять лет - это срок. Прикиньте - 2001-й год. Новый век, новое тысячелетие. Мало ли что к тому времени...
- А вот и нет, - перебил его Ашот. - Я уже посчитал. 22-го июня 2001-го будет пятница. Впереди два выходных... Ну что, заметано? В пятницу вечером, в новом веке! А интересно, что с нами тогда будет?
- Ты, Ашот, станешь великим ученым, - мечтательно произнесла Альбина, - и откроешь какой-нибудь новый закон. А Денис - директором крупного завода...
- Ну, так уж сразу и директором?
- Ладно, можно и заместителем.
- А я? - вклинилась в разговор Люська.
- Ты у нас будешь преуспевающей хозяйкой самого элитного салона мод, - не задумываясь, выпалила Альбина. Мы покатились со смеху. Ох уж эта Люська с ее неуемной страстью ко всему модному - ни дать ни взять кобыла в шелках!
Мы еще не знали, что жизнь рассудит по-своему и что из всех Альбинкиных пророчеств сбудется лишь это...
- ... Толик станет кинозвездой, а Юлька - олимпийской чемпионкой по теннису... Кстати, а где она? Куда провалилась?
Юльку я обнаружил на соседней поляне. Наша жизнерадостная "спортсменка-комсомолка" тихо плакала, сидя на камне у воды. Я впервые видел ее такой. Ей было больно! Она, оказывается, тоже страдала!
Я опустился на землю рядом.
- Юля, ты что? Ты... из-за Толика?
Она молчала. Я дотронулся до ее волос, и она не отстранилась.
- Не надо так, Юля! Всё пройдет, всё образуется... - Я твердил слова утешения, и в какой-то миг наши губы слились в сладостном поцелуе, а через минуту она бессильно клонилась к траве, повторяя, как заклинание: "Нет, нет, нет!.." И я вдруг осознал, что это "нет" означало "да", и всё во мне замерло от суеверного ужаса перед тем невозможным, что должно было с нами сейчас произойти...
Если бы я был опытен в амурных делах!
Если бы на ее месте была другая!
Но это была Юлька - сама Юлька! - и непонятный страх сковал всё моё существо, и кто-то чужой начал лепетать фальшивым голоском, что пусть, мол, она не волнуется - я ведь серьезно, я жениться готов...
- Нет! - выкрикнула она, мгновенно очнувшись от транса, и отпихнула меня так, что я чуть не слетел с обрыва в воду.
- Пойми, Валентин, ты отличный парень, но... Ты всё решил для себя и не подумал обо мне. Что ты можешь мне дать? Койко-место в общаге? Оклад инженера в 130 рублей?
- Но ведь и Толик...
- Не трогай Толика!
- Ах, вот оно что! Я понял! Денис, конечно, женишок идеальный - мамаша в обкоме, квартира в 5 комнат и денег вагон. Не вышло с Толиком - хочешь продать себя подороже? Смотри, не продешеви!
В следующий миг моя голова резко дернулась вправо, рот заполнился солоноватым вкусом крови. Удар у Юльки, тренированной теннисистки, был поставлен классно...
Когда я пришел в себя, ее уже не было рядом. Желтая кофточка мелькала вдали между стволов деревьев. Я не побежал за ней. Мне было мерзко. Наверное, я что-то сделал не так. Возможно, я не знал чего-то очень важного...
Эта сцена запомнилась мне навсегда. Белый-белый, пронзительно светлый день. Рыжие стволы сосен. Терпкий вкус крови. Силуэт убегающей Юльки... Больше мы не виделись ни разу. Краем уха я слышал, что она действительно вышла замуж за Дениса, а через полгода разошлась и уехала из города. Канула в небытие, чтобы вынырнуть из него через 10 лет - день в день, на том же самом месте...

ї               *     *     *

- Кто из наших приехал? - спрашивает Юлька.
- Мишка Рябов, - начинаю перечислять я. - Альбина с мужем, Ашот с женой...
- Ох, любопытно взглянуть на Ашотика! Что с ним?
- Бросил аспирантуру, ушел охранником в банк. Стонет, конечно, а куда деваться? Семью кормить надо... Кто еще? Дениса не будет, он теперь в Израиле - ты, наверное, знаешь...
- А... Толик?
- Твердо не обещал. Если Люська позволит.
- Так и живут?
- Ну да. Люська процветает, он у нее в шоферах... Так вот и они - легки на помине!
Шорох шин материализуется в шикарный "БМВ" - Люськину гордость. Сверкающий лимузин, похожий на исполинского черного жука, важно проползает мимо нас. Что ж, Юлька, беги, встречай свою любовь! Не буду вам мешать. Я ведь даже не третий, а четвертый лишний. Третья лишняя - сама Юлька...

ї               *     *     *

По части приготовления шашлыка Ашоту нет равных. У него свои рецепты - с майонезом, лимоном и настоящими кавказскими специями. Аппетитные кусочки тают во рту. А если еще запивать их хорошим красным вином... Но вино - это для дам. Нам, мужикам, как говаривал товарищ Мухомор в знаменитом сериале, "водочка-то, она лучше". Одна Люська глушит водку наравне с нами. Это всё вранье, что у нее сложный бизнес и надо снимать стрессы. Стресс - вот он, перед глазами: Юлька приехала!
- Ну что, голубок, - произносит она, укоризненно глядя на мужа. - Всё с Юленькой воркуем? А родная жена по фигу?
- А что я? - мямлит Толик, - я ничего...
- Вижу я, как ты "ничего"!
Люське нельзя больше пить. Но она наливает и залпом проглатывает еще один полный стакан. Ох, не к добру это!
- Что, голубки? - продолжает она заплетающимся языком, сверля глазами Толика. - Юность вспоминаем? Охи-вздохи-поцелуйчики? А ты расскажи ей, как ты ее в карты проиграл! Да ладно бы в какой преферанс, а то в очко воровское!
- В карты? В какие карты?! - растерянно переспрашивает Юлька.
- Ты!! Стерва!!! - Толик вскакивает, толкает жену в плечо. Люська грохается на задницу, но упрямо повторяет с земли:
- В очко! В очко! Не веришь - Мишку спроси!..

ї               *     *     *

- Молодцы! - сказал преподаватель и поставил зачеты автоматом Мишке, Денису и Толику. - Всем остальным явиться с конспектами в понедельник!
В общежитии, куда на радостях отправились свободные от зачета "автоматчики", к ним присоединилась Люська. Взяли пива и водки. Сели за карты. Между партиями Мишка несколько раз бегал за "прицепом". И вдруг, под пятую бутылку, пьяный в лоскут Толик обнаружил, что проиграл Денису десять тысяч.
- Милая шутка! - осовело ухмыльнулся он своей "фирменной" улыбкой вполрта.
- Ты что, Толян?! - вскинулся Мишка. - Карточный долг - это святое. Надо отыгрываться, иначе звездец...
- Отыграйся, Толенька! - Люська схватила парня горячими пальцами за плечо.
- Да что ставить?
- Ну, ты даешь - нечего ставить! - странным тоном протянул Денис. - Ты же теперь у нас богач!
- Не доходит... - с затаенной надеждой пробормотал Толик.
- А я знаю! - дурашливо захлопала в ладоши Люська. - Ты же Крез, Толенька! У тебя же клад, бесценное сокровище...
- Кончайте, ребята, что за базар?! - обеспокоенно вмешался Мишка.
- Ну, плати ты за него, - пожал плечами Денис.
- Да пошли вы... - сник Мишка и удалился на кухню.
Толик, наконец, понял, чего от него хотят. Вскочил, бросился на Дениса с кулаками. Но сразу осел.
- Выпей, милый! - прошептала Людмила, дыша ему в ухо. - За удачу!
... - Деньги прощаю, - заявил Денис несколько минут спустя. - Но не Юльку, понял?
- Как же мне теперь?.. - растерянно пробормотал Толик.
- Не волнуйся, милый, я помогу, - проворковала Люська...
Через месяц после защиты диплома Толик с Люськой сочетались законным браком.

ї               *     *     *

Июньские ночи коротки и светлы. А сегодня - самая-самая. Я сижу у потухшего костра, от реки доносятся визги, плеск - дамы отправились на ночное купание. Все, кроме отключившейся Люськи, что по-лошадиному всхрапывает под кустом... Что она там плела про карты? Пьяный бред? Или...
Юлька, бедная Юлька! Нет, не надо об этом - ничего уже не изменить...
Я поднимаюсь, бреду на звук выстрелов - мужики развлекаются, стреляя из Ашотова пистолета по винной таре. Беру в ладонь теплую шершавую рукоять. Выстрел, другой - оба мимо. Да, стрелок из меня никудышный!
- Дай мне! - раздается голос за спиной. Оборачиваюсь и вижу Юльку. Протягиваю ей пистолет. Не целясь, она палит по бутылке. Та разлетается вдребезги. Не зря, не зря брала первые места на спартакиадах...
Из-за кустов появляется Толик. Я подмигиваю Мишке и Ашоту: валим отсюда! Пусть побудут вдвоем. Это их ночь, мы здесь только четвертые лишние...

ї               *     *     *

Вспыхивает пламя костра, и окружающий нас полумрак сгущается в теплый уютный кокон. Юлька с Толиком где-то там, за чертой. Мы не видим их, не слышим их разговора...
- Это правда?! - спрашивает Юлька.
- Прости ради Бога, затмение какое-то нашло...
- Но как ты мог?! Ты же клялся в любви, ноги мне целовал!
- Пойми, это были бешеные деньги. По тем временам можно было машину купить...
- Ах, машину?! - усмехается Юлька. - А ну, за мной!
Толик с Юлькой идут наискось через поляну, прямо к припаркованному "БМВ".
- Сливай бензин!.. Куда? Как куда - на землю!
Толик оборачивается - на него в упор смотрит дуло пистолета.
- Ты что, Юлька?!
- Я говорю - сливай!.. Вот... А теперь - зажигай!
- Да ты что?! Людмила с ума сойдет!
- Люську пожалел? А меня ты не пожалел, когда я от тебя аборт делала? А тебе известно, что по твоей милости у меня... у меня... детей никогда не будет? Нет уж, по долгам надо платить. Зажигай!
- Юлька-а!..
Пуля впивается в дерн у самых ног Толика.
- Я сказала - зажигай!
Толик трясущимися руками достает спичечный коробок...

ї               *     *     *

Ослепительная вспышка подбрасывает нас на ноги. Мы бежим на свет, еще не соображая, что произошло. На полпути натыкаемся на Толика - в мокрых брюках, с неестественной быстротой перебирая конечностями, он не ползет, а скорее бежит на четвереньках:
- Милиция! Вызовите милицию! У нее пистолет!
Люськин лимузин полыхает гигантским факелом. У самого огня, съежившись, сидит Юлька. Ствол пистолета дрожит в безвольно запрокинутой руке.
- Кто-нибудь! - кричит Мишка. - Заберите ее! Щас же бензобак рванет!
Я подхватываю Юльку на руки - ох, и тяжела ты, спортсменка-комсомолка! Пистолет с глухим звуком шлепается в траву. Мы бежим к реке. Юльку колотит крупная дрожь. Прочь, прочь от огня, только бы успеть!


ї               *     *     *

Мы бежим...
Мы еще не знаем, что до моей с Юлькой свадьбы остались последние тридцать дней. Что мы будем жить долго и счастливо. Что Юлька вылечится от бесплодия и родит двух очаровательных девочек-близняшек...
Ночной воздух лопается оглушительным звуком близкого взрыва. В черное небо взмывает чудовищный огненный шар.
... Мы еще не знаем, что всё будет хорошо.


"Сотворение", № 4, 2005 год


Рецензии