История с библиографией

   Наверное, я не возьму грех на душу, если скажу, что едва ли не самые счастливые дни и часы моей жизни я провел в крупнейших библиотеках бывшего Союза. И когда я переехал из Петербурга в довольно-таки отдаленную республику, я сразу почувствовал разницу между столичными и периферийными библиотеками. Естественно, мне пришлось  дополнять фонды республиканской библиотеки с помощью внебиблиотечного облсуживания столичных библиотек.

  В первую очередь я постарался выяснить, какие статьи по интересующей меня теме были опубликованы в стране на русском языке за столетие. Я воспользовался "Летописью журнальных статей" - прекрасным источником информации за последние сорок  лет, являющимся частью национальной библиографии. Нужно было просмотреть четыре-пять разделов в каждом из пятидесяти выпусков за каждый год и выписать сначала номера библиографических записей, а затем и сами ссылки. Так была составлена картотека статей по теме. Неоценимым источником дополнительной информации за последние двадцать лет стали выпуски реферативного журнала Всесоюзного института научной и технической информации, где приводились не только  библиографическое описание, но и реферат. С помощью этого источника выявлялись все статьи на русском языке и для сравнения выборочно - статьи по теме на иностранных языках. Следует отметить, что реферативный  журнал давал сведения не только о статьях, опубликованных в журналах и сборниках, но и о книгах.

   Более ранние публикации, которых было относительно немного, выявлялись по внутристатейной библиографии.

    Я имел возможность при нередких командировках  в столицу пользоваться также картотекой, которую Библиотека Ленина вела, расписывая статьи из журналов России-СССР в течение десятилетий.

    Но научная тема это одно. А ведь у каждого любознательного человека гораздо более широкий круг интересов. В СССР выходил информационный бюллетень списков и картотек, составленных в библиотеках страны, в котором приводились сведения едва ли не о всех мыслимых и немыслимых темах. При запросе в соответствующую библиотеку список дополнялся и бесплатно высылался читателю. Для поиска книг по смежным вопросам я широко использовал "Книжную летопись" для русских книг и сводный указатель иностранных книг, поступивших в библиотеки Союза.

     В копировании собранного материала неоценимую помощь оказывала та же Ленинка. Здесь велись уникальные сводные каталоги иностранных журналов и книг, имеющихся в крупнейших библиотеках страны. Библиотека  принимала список с просьбой копировать любое количество статей, на каждую статью библиотека заполняла требование в фонд, в случае отказа на требовании отмечалась причина отказа (занято, в переплете и т.д.) и перечислялись библиотеки страны, в которых имелся соответствующий выпуск журнала. Для получения ксерокопии статьи, отраженной в выпусках реферативного журнала ВИНИТИ, необходимо было заполнить специальный бланк-требование. В обоих случаях выполненный заказ высылался наложенным платежом и выкупался читателем на почте.

   Хочется отметить еще три особенности библиотечного обслуживания в Союзе.

   Если оказывалось, что в библиотечной сети страны отсутствует та или иная иностранная книга, библиотека Ленина принимала просьбу читателя о приобретении этой книги, и когда книга поступала в библиотеку, извещала об этом читателя.

    Для докторов наук указанная библиотека открывала внебиблиотечный абонемент, и едва ли не любую книгу высылала во временное пользование.

    И еще. Если читатель предоставлял доказательства того, что нужный выпуск журнала отсутствовал в библиотечной сети страны, принималась заявка на микрофильмирование всего  выпуска или ксерокопирование статьи в зарубежных библиотеках.

    Вся совокупность указанных условий дала мне возможность составить уникальную коллекцию статей по моей теме. На сводобном поле ксерокопии каждой статьи выписывались все необходимые данные (изученные признаки вида бактерии), на их основании была составлена справочная картотека, с помощью которой можно было немедленно получить ответ на любой вопрос. Фактически был обобщен и проанализирован огромный экспериментальный материал, накопленный лабораториями отрасли  за столетие. Было интересно проследить, как материалы исследованеий впервые появлялись не только в лабораториях центра, но и на периферии, не только в академических и университетских лабораториях, но и отраслевых.

     Приехав в Израиль, бывшие советские ученые оказались не только в новой стране, они вступили в новый век информационных технологий. Если им посчастливилось поселиться в одном из трех крупнейших центров страны или вблизи любого из них, они без особых затруднений могут воспользоваться преимуществами новой технологии. Но если им не улыбнулось такое счастье, они практически лишаются полноценного  библиотечного обслуживания. И сами репатрианты должны искать возможности использования информационных богатств страны. Тот, кто имел счастье работать в крупных библиотеках, не сможет успокоиться, пока не сделает все от него зависящее, чтобы и в Стране обетованной создать для себя (и других) те условия,  к которым он привык и без которых  не мыслит своего дальнейшего существования. Если же он этого не сделает, то не сохранит себя в качестве специалиста и не будет иметь шансы оказаться востребованным в этом качестве. Так, для того, чтобы составить заявку на разработку научного или технического вопроса, необходим неограниченный доступ к литературе, и если такового нет, то и надеяться на положительное решение инстанций не приходится. И, наоборот, если он будет поддерживать себя в рабочем состоянии, имея неограниченный доступ ко всем видам научно-технической литературы неопределенно долго, то и возможность оказатьсяч востребованным у него значительно повысится.

    Каким образом можно максимально приблизить библиотечные фонды страны к тем, кто посеплился вдали  от центральных библиотек? Вероятно, возможны разные решения, и мы были бы рады обсудить с компетентными лицами наиболлее доступные пути. Но, повидимому, прежде всего необходимо, чтобы каждая библиотека предоставила читателю распечатку всех своих компьютерныях каталогов в удобной для пользования форме и чтобы распечатка или любая ее часть стали доступной читателю для личного пользования.


Рецензии