138. Иллюзионисты. Парвус одинокий

138. Парвус одинокий


В нашем судьбоносном  квартале, на Невском проспекте, в редакции большевистской газеты «Новая жизнь» Горький познакомился с Лениным.

Это, пожалуй, потянет на полновесный Эффект Трапеции.

Вступив в отношения с Ильичем, Горький из просто известного писателя превратился в Главного Писателя эпохи.

Ленин поместил его в свое историческое время, которое сам же создал. Присоединил к будущему, имени самого себя, легко.

Имеется Лениниана нашего фэнсиона. С мемориальными досками, хронологией, публикациями, диссертациями, все как положено. Самый издаваемый автор ХХ века, называвший себя в анкетах литератором, журналистом, не раз отметился здесь: на сходках, митингах, конспиративных квартирах, в издательствах, чиновничьих палатах, трактирах, ресторанах.

Так что, придется у Распутина отобрать титул фэнсион-иллюзиониста №1. Владимир Ильич более его достоин.

Что Гришка Распутин рядом с ВИЛ – шут гороховый, «экстрасенц», мелкий интриган.

Культовая пьеса «На дне», в то время написанная, навеяла, в частности, (навела, как чары) одну любопытную иллюзию.
               
Горький, как известно, могуче поддерживал, чем мог, социал-демократические партии, в том числе и германскую. Да здравствует мировая революция пролетариата, бесклассовое общество и воспитание нового человека, по Ницше и Марксу. Тогда в это еще верили.

Человек старой евро-американской цивилизации нехорош, испорчен, погряз в пороке. Надо из него выковать строителя светлого будущего.  Эта идея, казалось бы, одна из многих, сыграла в истории роль катастрофическую.

Многие, очень умные люди, европейские интеллектуалы поддались на этот соблазн – селекция сверхчеловека. Синтез его. В России, как в Фаустовой реторте. Идеала не создали, но Голлем возник – он-то всех и погубил.

Итак, Максим Горький поручил большевику Александру Парвусу (он же Израиль Гельфанд), собрать гонорар с немецких театров за постановку эпохальной пьесы «На дне».

Условия были следующие: пятую часть получает за труды посредник, из оставшегося четверть идет Горькому, а три четверти в партийную кассу.

Парвус считался персоной, заслуживающей доверия, достаточно отметился  в элитарных кругах крамольников и террористов, как в России, так и в Германии. Его «боевые качества» высоко ценили Ленин, Плеханов, Троцкий и Роза Люксембург.

Большой поклонник драматургии Алексея Максимовича, Александр-Израиль прилежно собрал с театролюбивых немцев дань около 100 тысяч марок… и все деньги присвоил.

Горькому же отписал в тоне Д`артаньяна, что на его средства – так уж получилось! – он съездил в Италию с одной очень хорошенькой барышней. Вы же сами поэт, должны меня понять.

Великий пролетарский писатель сообщал в мемуарах: «Впоследствии мне показали весьма авантажную девицу, сообщив, что это с ней путешествовал Парвус. Дорогая моя, – подумалось мне, – дорогая!»

Впрочем, был Александр Парвус не просто влюбчивым экспроприатором, а истинным гением и шалуном совсем в другом роде. В качестве агента германской и турецкой разведок, получал от немцев уже не тысячи, а миллионы в твердой валюте – на подготовку, не более, не менее, антимонархического переворота в России.

Мировая революция, диктатура пролетариата – это, знаете ли, немалых денег стоит.

А по весне 1917-го именно наш герой организует транзитный проезд большевиков (в их числе, Ленина) через Германию в знаменитом пломбированном вагоне!

Выйдя из того вагона, Ленин влез на броневик у Финляндского вокзала. С тем, чтобы на нем (в истории) уже навсегда и остаться.

А не организовал бы Парвус вагончик, большевистского путча, может, и не случилось бы.

Такие вот устраивал иллюзии.

Может быть, нашли мы, наконец, того, кто «во всем этом ужасе виноват»?

С элементами маскарада, жертвоприношения, цирка, сумасшедшего дома и конца света.

Масон из мирового заговора. Агент Анонимной Диктатуры, которая  всем управляет. Менеджер Всемирного Еврейского Правительства ZOG. Александр его звали, Парвус фамилия.

В специально выпущенной ради  такого случая брошюре «Мой ответ Троцкому» Парвус уходит «в глухую несознанку»:

Скажите вы, безумцы, почему вас беспокоит, давал ли я деньги Ленину? Ни Ленин, ни другие большевики, чьи имена вы называете, никогда не просили и не получали от меня никаких денег ни в виде займа, ни в подарок!

Но ему никто не поверил.

Хор современников:

- Такой человек никогда не скажет всей правды, он просто не способен на честность…

- Тем не менее, большевики получили большой козырь, выбрав его в качестве курьера…

- Вряд ли Троцкий с Лениным оказались бы у власти без денежных вливаний Парвуса…

Ленин, однако, считал Израиля Лазаревича слишком скомпрометированной особой и не ждал его в России.

Какое-то время Парвус одинокий ещё пытался из своего прекрасного далека участвовать в русской революции.

Троцкий: «Помню, как весело мы смеялись по поводу неуклюжей попытки «бывшего» человека взять реввоенсовет под свою высокую руку. «Надо поручить „Правде“ его отхлестать…» — такими примерно словами откликнулся Ленин на парвусовскую попытку».

Мечты юноши Израиля Парвуса, в известном смысле, осуществились: коммунистическая революция в России – вот она, кто ж ее будет отрицать. Состоялась, без всяких иллюзий. При том, в русском апокалипсисе некоторые исследователи отвели Парвусу такую демоническую роль, о какой он не мог и мечтать.

И разбогатеть ему удалось. Но, приобретя многомиллионное состояние, Парвус ухитрился спустить его.

Сам говорил о себе: «Я Мидас наоборот: золото, к которому я прикасаюсь, делается навозом“».

Навоз – деньги – навоз. Такова экономика существования иллюзионистов, их модус вивенди.

Впрочем, случается у них иная арифметика:

Деньги (малые) – навоз – деньги (большие).
……………………………………………….
Профит!

Парвус разорился на фантастических бизнес- и полит-проектах.

Таки, одинокий (прав поэт).

За неимением публики, устроил Иллюзион сам себе.

Самого себя обаял, поимел и кинул.

Ну и нас всех заодно.


Рецензии