Петропавловский собор Санкт-Петербурга
Возможно ли представить, чтобы в городе, созданном Петром I, не было собора, посвященного апостолу Петру- небесному покровителю этого императора? И действительно, такой собор есть- это православный Петропавловский собор, находящийся в Петропавловской крепости («Радость» № 5-6, 2002). Он ровесник Санкт-Петербургу. Его официальное название- Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Петр I задумал построить его практически тогда же, когда решил заложить в устье Невы на Заячьем острове Петропавловскую крепость («Радость» № 6, 2001), положившую начало городу Санкт-Петербургу. Петербург основан 16 мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы. Во время торжеств в честь закладки Петропавловской крепости Петр I взял у одного из солдат его штык-багинет, вырезал им два дерна и, сложив их крестом, уложил на землю, объявив, что здесь будет возведен храм во имя святых Петра и Павла. А 29 июня 1703 года в день апостолов Петра и Павла заложили деревянный храм во имя этих святых. Сначала храм был деревянным, с колокольней, завершавшейся шпилем на голландский манер. В 1709 году в память о победе в Полтавской битве («Полтавской виктории») к нему с западной стороны пристроили еще две башни со шпилями. Когда Петр I решил перенести столицу России в Санкт-Петербург, он захотел вместо деревянного храма построить каменный собор Петра и Павла. При закладке этого собора 8 июня 1712 года первый камень в его основание положил Петр I, а второй- его жена, императрица Екатерина I . Каменный собор возводил Доминико Трезини (ок. 1640-1734)- талантливый архитектор и инженер, выходец из Швейцарии, приехавший в Россию в 1703 году по приглашению Петра I. Он стал первым архитектором Санкт-Петербурга, выполнил много личных поручений Петра I по строительству новой столицы («Радость» № 7- 8, 2002). Петр I захотел, чтобы колокольню венчал шпиль, покрытый позолотой. Он сам участвовал в разработке его конструкции.
Собор Петра и Павла стал первым каменным собором Санкт-Петербурга. Этот внешне простой и скромный, выполненный в стиле барокко собор строился с 1712 по 1733 год,и был торжественно освящен 29 июня 1733 года. От традиционных русских храмов он отличается тем, что в плане его здание имеет прямоугольную, а не крестообразную форму. Не соответствовало традициям и то, что строить собор начали с четырехъярусной колокольни. Царь желал как можно скорее возвести это сооружение, увенчанное высоким шпилем на манер ратуш прибалтийских городов. Петр I хотел, чтобы собор был самым высоким сооружением не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Самым высоким сооружением в стране в то время была колокольня «Иван Великий» в Московском Кремле («Радость» № 9-10, 2004), имевшая высоту около 60 метров (позже, по решению Бориса Годунова, она была достроена до высоты 81 метр). Желание Петра I было выполнено: высшая точка собора- крест шпиля колокольни находится на высоте 122,5 метра. Собор оставался самым высоким сооружением Санкт-Петербурга до создания Телевизионной башни Ленинградского радиотелевизионного передающего центра (высота- 326 метров, построен в 1956-1962 годы), а также 42-этажного небоскреба «Лидер Тауэр» (высота- 140 метров, построен в 2009-2013 годы) и жилого 35-этажного комплекса «Князь Александр Невский» (высота- 124 метра). Трезини очень удачно нашел силуэт собора, ставший в дальнейшем одним из символов города. Уже в 1721 году Петр I любовался с колокольни собора панорамой молодой столицы. В 1720-е годы на колокольне установили купленные в Голландии часы «с курантами (башенные часы с музыкой) в 35 колоколов». Высокий деревянный шпиль собора, облицованный медными позолоченными листами, неоднократно поражала молния, но до поры до времени все обходилось благополучно. Но в 1756 году от удара молнии возник пожар, шпиль рухнул и сильно повредил здание, погибли и часы. Здание пришлось разбирать до первого яруса, так как при пожаре в кладке стен образовались трещины. Ремонт собора длился 20 лет, вместо погибших часов в 1776 году смонтировали другие голландские часы. Во времена Екатерины II шпиль колокольни украсили флюгером в виде летящего ангела, закрепленного на кресте, венчающем шпиль. Невероятное по смелости восхождение на вершину шпиля совершил в 1829 году кровельщик Петр Телушкин. Этот 23-летний крестьянин из Ярославской губернии поправил фигуру ангела с крестом, накренившуюся во время сильной бури и грозившую обрушением. Это исключило необходимость возведения дорогостоящих строительных лесов. Смельчак ежедневно в течение полутора месяцев поднимался на вершину шпиля- на 120-метровую высоту! Захлестнув вокруг основания шпиля веревочную петлю, он обвязывался веревкой и, держась за выступающие всего на пять сантиметров ребра кровельных листов, поднимался к самому основанию креста и к фигуре ангела и производил необходимый ремонт. За этот подвиг он был награжден серебряной медалью «За усердие». В 1858 году деревянные конструкции шпиля заменили на металлические. Внутреннее пространство собора разделено мощными опорами (пилонами) на три помещения (нефа), его убранство напоминает парадный зал, нарядность которому создают лепнина, роспись и картины. Пышный деревянный резной и позолоченный иконостас 20-метровой высоты в виде триумфальной арки был выполнен в 1726 году московскими резчиками. В нем помещены 43 иконы и 39 скульптур. Со времен Петра I собор служил и «залом славных торжествований», хранящим славу русского оружия: здесь находились многочисленные военные трофеи- знамена, оружие, ключи от взятых городов и крепостей.
По замыслу Петра I этот собор стал также и усыпальницей русских императоров. Петр I сам указал в соборе место своего будущего захоронения.
Обычай хоронить в храмах представителей правящей династии был широко распространен в христианском мире. В Московской Руси такие захоронения сначала производились в Архангельском соборе Московского Кремля («Радость» № 7- 8, 2004), а с переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург хоронить царственных особ начали в Петропавловском соборе. На протяжении двух столетий в Петропавловском соборе похоронены почти все российские императоры от Петра I до Александра III (кроме Петра II, умершего в Москве в 1730 году, гробница которого находится в Архангельском соборе Московского Кремля, и Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбурге в 1764 году), а также многие члены императорской фамилии. Похоронен в соборе и казненный сын Петра I- царевич Алексей. Но как «изменник дела государева» погребен он в «низком» месте- под лестницей, ведущей на колокольню. В 1909-1912 годы прах некоторых великих князей и княгинь был перенесен в построенную в 1896-1908 годы рядом с собором великокняжескую усыпальницу, ставшую его приделом. В 1918 году собор как действующий закрыли под предлогом «причинения неудобств в работе администрации крепости». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов фасады собора пострадали (их отреставрировали в 1952 году). В 1954 году здание собора передали Музею истории города. Интерьеры собора отреставрировали в 1956-1957 годы. С 1990-х годов в соборе проводятся панихиды по российским императорам, а с 2000 года- богослужения. В 1998 году в юго-западной части собора преданы земле останки императора Николая II, членов его семьи и их окружения, убитых в Екатеринбурге в 1918 году, а в 2006 году в соборе перезахоронили императрицу Марию Федоровну- жену императора Александра III, умершую в Дании в 1928 году. С 2003 года, когда отмечалось 300-летие Санкт-Петербурга, часы-куранты колокольни собора исполняют «Гимн Великому городу» (музыка из балета Р.М. Глиэра «Медный всадник», слова гимна написаны поэтом Олегом Чупровым):
Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!..
…..
Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай наш прекрасный город!
Высокая честь- жить единой судьбой!
Юрий Жданов 19.10.2009; 15.07.2014
Свидетельство о публикации №214071500659