Легенда о происхождении фамилии и рода Абакумовых

Предисловие

    Этот мой «рукописный труд» можно считать относительно кратким и последовательным во времени изложением хода моих размышлений, поисков и рассуждений о корнях нашей семьи Абакумовых. Почему кратким? Потому что для понимания прошлого необходимо приложить усилия и весь объем имеющихся знаний нельзя разместить ни на 50, ни на 500 страницах. А т.к. архивные документы, разнообразная  информация, которая, так или иначе, касается моих предков, факты которые я нашел,  имеют свойство накапливаться как снежный ком, то  мои представления об истоках семьи Абакумовых с Моржегор в начале работы и  в конце ее оказались противоположными. Эти изменения  взглядов будут видны по ходу описания моих изысканий.

        Здесь я излагаю собственное субъективное видение на происхождение нашей семьи. Оно основано на архивных данных рода Аввакумовых/Авакумовых/Абакумовых по состоянию на апрель 2014 года, исторической литературе, информации из интернета, а так же на моих логических рассуждениях и предположениях.

        Я не претендую на лавры писателя или литератора и прошу это учесть при чтении. По большому счету, я опубликовал результаты своих поисков на этом сайте вынужденно и только для людей носящих фамилию Абакумов/Аввакумов с целью пробудить у них историческую память о своих предках, а так же для тех кто интересуется вопросами генеалогии. И если мой скромный труд поможет им в этом, я буду удовлетворен. Все же остальное меня не очень интересует.

Глава 1.  О начале работы

        Меня зовут Александр Павлович Абакумов, 1953 года рождения 21 июля, образование высшее техническое (инженер промышленной теплоэнергетики), женат, вырастил  двоих детей, сейчас на пенсии. Родился и проживаю в городе Архангельске.

        К 2011 году, когда уже мой возраст стал приближаться к 60 годам, я немного поумнел и стал задумываться (к сожалению с опозданием на 30-40 лет) о своих корнях.

        Мои родители и родители моих родителей уже ушли из жизни:

Отец, Абакумов Павел Степанович - в 1977 году в возрасте 54-х лет.

Бабушка по отцовской линии, Абакумова Ирина Ивановна (в девичестве Зайцева) - в 1972г., 74 года.

Дед, Абакумов Степан Кузьмич умер в 1944г. в возрасте 51 года.

Мама, Абакумова Надежда Прокопьевна (в девичестве Кокорина) - в 2002г., 75 лет.

Бабушка по материнской линии, Кокорина Елизавета Витальевна (в девичестве Мамонова) - в 1984 году в возрасте 85 лет.

Дед, Кокорин Прокопий Яковлевич, пропал без вести на Карельском фронте осенью 1944г. в возрасте 36-ти лет.

        Первично  появилось желание, а потом  я сделал первые шаги по поиску и составлению родословного древа, но только в отношении  семьи Кокориных. И этому есть объяснение. Я всю сознательную жизнь был тесно  связан с  ближайшими родственниками по материнской линии,  и ее малой родиной – деревней Березник (сейчас село Березник Устьянского района) на реке Устья на юге Архангельской области. На  земле отца я не только не бывал, но и не знал о ней абсолютно ничего, даже места и названия (виноват и осуждаю себя за это). Молодость глупа и не дальновидна.

И тем не менее. Лучше поздно, чем никогда.

        Я традиционно начал с расспросов младших сестер моей матери: Розы Кулаковой (1938г.р.) и Веры Потаповой (1933г.р.). Результаты оказались очень незначительны. По линии отца живы только мой брат Владимир (1949г.р.)  и две двоюродные сестры Наташа и Лида (обе 1950г.р.), результат тот же. Причина этому заключается в нашей "короткой" памяти. Других родственников отца я не знаю. Тогда пришлось обратиться в Архангельский областной архив. Первый мой порыв был грандиозным - я задумал сделать заявку в архив сразу на четыре фамилии: свою – Абакумовых, девичью фамилию матери – Кокориных, девичью фамилию бабушки по отцу – Зайцевых и девичью фамилию бабушки по матери - Мамоновых.

Придя в архив в декабре 2012 года, я переговорил со специалистами, и, узнав ориентировочную стоимость их услуг, мне пришлось умерить свои запросы. Я  оставил заявку только на две фамилии: свою и Кокориных, причем просил произвести поиск по всем имеющимся в архиве документам.

В 2013г. я получил две справки из архива. Первую, по линии Кокориных,  сделали быстро, уже в январе, но информация в ней оказалась куцей, т.к.  Вельский уезд, где  находилась деревня,  до 1866 года и после 1916г. административно входил в Вологодскую губернию. Поэтому, в декабре 2013г. я отправил заявку в Вологодский областной архив. (Договор подписан, аванс уплачен. Жду результата.)

Вторую справку на 15 листах, по моей фамилии, я получил в сентябре – результат оказался более чем впечатляющий, т.к. самый ранний найденный документ датирован 1782 годом, а это более 230 лет назад в прошлое. Мне необычайно повезло - все мои предки жили на одном и том же месте несколько веков. После получения справки началось ее чтение (еще не изучение) и простое составление родового древа. Была даже небольшая эйфория от объема полученной информации, а не от ее понимания. Через эту стадию проходят все начинающие и неопытные исследователи своих семей. Одни на этом и заканчивают свою работу - их большинство, другие начинают задумываться.

        Первым делом я быстренько загрузил в компьютер бесплатную программку из интернета для составления родословного дерева, стал ее заполнять  – мне показалось это довольно неудобным, потом посмотрел предварительные результаты и …  не понравилось. Удалил. Пришлось придумывать и все рисовать самому в простой табличной программе Excel. Получилось наглядно и меня это устроило. Но, в процессе «рисования» появлялись вопросы, и я стал более внимательно изучать справку. Затем для уточнения каких-то  деталей пришлось залезть в интернет и  все сразу изменилось.  Я не ожидал, что это занятие окажется настолько для меня увлекательным, длительным по времени и таким непростым делом. Записи на бумаге росли по количеству и объему, но были хаотичными. Поэтому вскоре  встала необходимость свои предположения, догадки, выписки, сопоставления и другую информацию упорядочить, рассортировать, отредактировать и изложить в печатном виде на компьютере. Сразу же прояснилась концепция работы и  стало просто легче работать: вносить изменения, дополнения и новые факты. Окончательный результат - в данной «рукописи» и моем древе. Однако это пока не конец истории. Т.к. «аппетит приходит во время еды», то  в ноябре 2013г. я направил запрос в Российский Государственный архив древних актов в Москву на поиск еще более ранних исторических документов. (И снова жду)

Цель моего труда (теперь это принято называть «проектом») не просто иметь у себя тоненькую пачку листков архивных документов о своих прародителях  и гордиться этим (при этом они будут пылиться на полке). А по полученным сведениям, по  историческим книгам, по информации в интернете, самому изучить, разобраться, понять и главное постараться заглянуть в начало зарождения нашей фамилии и рода. И если я в процессе анализа информации об истоках своей семьи стал чуть больше владеть этими знаниями, то моим детям и будущим потомкам хочется донести их в удобной и интересной для них форме, чтобы им в будущем не наступить на те же «грабли», что и я в молодости. Но, я не хочу  просто зафиксировать на бумаге для них итоги моей работы, это было бы очень примитивно, а постараться объяснить и показать, как я пришел к тем или иным выводам, чтобы они сами могли  задуматься и поразмышлять на досуге о далеком прошлом своей семьи. Для этого я довольно часто не очень подробно «разжевываю» найденные факты, а даю возможность моим потомкам  самим проявить свои умственные способности (может быть даже критические).

             Эти  страницы несут в себе столько информации, что ее сложно с ходу воспринять не подготовленному человеку. Это не художественное произведение. Легенду надо перечитывать и перечитывать неоднократно.

     Я надеюсь, результаты моего труда пробудят у них уважение и гордость к своему фамильному роду Абакумовых, к своим древним родовым местам, а Легенда о семье будет передаваться ими и далее. Тем самым, я думаю оставить и свой след в памяти и родословной фамилии Абакумовых.

(Продолжение следует)


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.