Казачий башлык

Повсеместно распространённой, и вместе с тем, весьма колоритной деталью казачьей одежды являлся башлык – суконный головной убор в виде большого капюшона с кожаными накладками на швах (у офицеров) и длинными лопастями, обматывающимися вокруг шеи. Башлык для нижних чинов обшивался и оторачивается нитяной тесьмой под цвет башлыка.  Башлык для генералов, штаб и обер-офицеров. Такого же образца, как у нижних чинов, но с оторочкою: а) по швам и по кругу колпака галуном, золотым или серебряным по цвету присвоенного металлического прибора; и б)по краям башлыка гарусной тесьмой под цвет башлыка.
Он служил для защиты от солнечного зноя, ненастной погоды и осадков. Башлык, в переводе с тюркского: баш – голова, шлык – колпак, то есть это колпак для головы. Сукно для башлыков производилось из верблюжьей шерсти и плохо пропускало воду.
Башлык являлся непременным атрибутом служилого казака и носился сзади шинели, бурки или полушубка, свободно висящим. Он закреплялся на груди при помощи шнурка.
В русских войсках он введен был в 1862 г. и во время войны 1877—78 гг. оказался настолько целесообразным, что стал испытываться и в западноевропейских. Так, в 1881 г. весь отряд французских войск, посланный в Тунис, был снабжен башлыками.
Уже через год, в 1863 г.,  казачий башлык вошёл в моду российского дворянства. Башлыки надевали в театр и на бал, как одежду для выхода. Даже Лев Толстой наряжает главную героиню, Анну Каренину, в изящный башлык с кисточками. 
Помимо прочего, в казачьем обиходе, башлык был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Завязанный на груди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.


Рецензии
Здравствуйте Геннадий. Очень интересна казачья тема. Сначала про башлык. Есть ли какие нибудь данные когда и где он появился. В частности на Петроглифах он замечаем довольно часто. Например, на Боярской писаннице.
Второе. Как мне известно в былые времена казаки могли всем скопом покинуть станицу, здания и постройки сжечь, и всей станицей пересилится в другое место. Такая же ситуация наблюдалась в былые времена повсеместно и постоянно. В частности на греческих островах и в Аркаиме.
Сохранилась ли в казачьей среде память о томю почему это делалось.
Есть ли варианты, с чего повелось слово казак?
С признательностью. Сергей.

Сергей Горохов 2   13.01.2016 21:01     Заявить о нарушении
Сергей, я вас разочарую. Я вообще считаю, что историю казачества следует вести с первого о них упоминания. А это 1380 год. Но даже археологи, проводя раскопки, не могут с определённостью сказать, какое из поселений, датируемых 14 веком, относятся к казачьим. Они могут только с 16 века, более или менее определённо сказать, казачье это поселение или нет.
Вполне возможно он появился в эпоху скифов, по крайней мере есть изображения скифских воинов в головных уборах весьма похожих на башлык. Казаки переняли его у татар. Собственно историей башлыка я не занимался.
Переселения казаков происходили довольно часто. связанно это с тем, что селились они на берегу рек и островах. Со временем конфигурация их менялась, что приводило к ухудшению жизни (часто затапливались) или разрушению вешней водой оборонительных сооружений. Но это было характерно для 16, начала 19 века, когда исчезла угроза татарских и турецких набегов.

Геннадий Коваленко 1   14.01.2016 10:32   Заявить о нарушении
На первых порах действительно пока разочарован. И вот почему. Первое упоминание в официальных летописях о той стране в которой мы сейчас живем появилось в 1990 годах. Кажется первое упоминание о ней было в Беловежской пуще.
Когда через тысячи лет тут будут копать археологи, они будут удивлятся, Вот ни чего раньше не было, и вдруг откуда-то выскакнули страна и народ и стали занимать восьмую часть суши. Они будут недоумевать, разве может быть такое, и будуть копать дальше. Найдут тысячи памятников погибшим Советским, именно Советским солдатам. Но не солдатам РФ. И с того удостоверятся, что так бывает. Страны и народы выскакивают на мировую аренк типа как черт из табекерки. И яркий пример тому РФ.
Но это не всего один такой пример и случай. Оказывается в истории и еще такие случаи были. Ну, например скажем этнос или уклад Казаки. В 1380 году кажется, взяли и выскакнули на мировую арену, сразу в миллионах экземплярах, со своии традициями, укладом, военным исскуством и т.д.и сразу заняв территорию сопоставимую с несколькими западными Европами.
А почему бы и нет. Если Рф выскакнула из ни откуда, и сразу членом Совета безопасности ООН стала,то почему, и казакам так
нельзя сделать. Выскакнули из ни откду и сразу от Днепра до Амура расселилсь.
Такие вот метаморфозы, а точнее утки истории бывают. Отчего сразу разочарование в историках и археологах наступает. Что они в такие утки верят, что народы из ни откуда выскакивают и сразу восьмую часть суши занимают.
С признательностью. Сергей.

Сергей Горохов 2   14.01.2016 19:53   Заявить о нарушении
Я вообще то оперирую фактами. Если они у вас есть, приведите их. Нет, нет и разговора.

Геннадий Коваленко 1   14.01.2016 20:30   Заявить о нарушении
Вы действительно не поняли что я вам хотел сказать. Повторяю, народы не возникают ни откуда в один момент, и не исчезают ни куда, в один момент. Даже если это и пишут в летописях и учебниках истории. Процесс возникноаения народов происходит веками, и даже тысячелетиями. Что то в традициях и быте уходит, что то приходит. Если археологи не находят автомоюилей Жигулей на поселении например пятисот летней давности. То это еще не значит что там не жили наши предки.
Действительно я разочарован тем что вы из какой летописи урезали историю своего а по сути нашего народа на тысячелетия. Ну они такие. Эти самые.
Если вы оперируете фактами. Но не цитатами из краткого курса истории КПСС. Так покажите их.
Всего доброго и успехов вам по урезанию истории своих предков.
С признательностью. Сергей.

Сергей Горохов 2   15.01.2016 15:39   Заявить о нарушении
Да всё я понял. Откройте "Донской хронограф". С уважением.

Геннадий Коваленко 1   15.01.2016 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.