Грибными тропами

Ромкина долина

Жили мы в Таргайском доме отдыха. Грибов было море… Позавтракав, втроём (с женой и маленьким сыном) отправлялись в лес. Лисички, подосиновики, бычки, свинушки — какие только грибы ни попадали в наше ведёрко. А вот груздей почему-то не было. Жаль…

В то утро ушли подальше. Торопились, чтобы кто-нибудь не опередил нас, и проглядели, как заблудились среди берёзово-осинового хоровода. Под конец сын расхныкался: устал, да и припекать стало. Время — к обеду, и я решился. Наметив точку среди зелёного разнолесья, напролом через непролазные заросли, как Сусанин, повёл за собой.

Не заметили, как скатились в глубокую лощину. Сын разревелся и, не веря уже никому, уселся под огромной осиной. «Папа! Смотри…» — вдруг раздался взволнованный шёпот. Кремовато-белая тарелка — гриб! — осторожно выглянула из-под привставшего на корточки сына, рядом ещё, а чуть дальше… Сын залился радостным смехом.

«Ромкина долина» — так назвали мы это место. Такого груздяного раздолья мне не доводилось ещё встречать. А немного ниже, за зарослями мышиного гороха, где весёлой стайкой разбрелись белозубые берёзы, рыжие макушки высунули из травы любопытные лисички-сестрички.
Лет десять щедро дарила нам Ромкина долина грибы: в июле лисички, в августе грузди. А потом мамаевой ордой хлынули в эти места дачники со своими дачами, и сникла она, сиротинушка, затоптанная и порубанная. И ручейка даже не стало слышно на дне Ромкиной долины.

Заблудился

Решил я попотчевать своих домашних жареными грибами. А лес за речкой хмурый, еловый — незнакомый мне. Взял я краюху хлеба и луковицу, да ещё спички — на всякий случай. Пообещал к обеду вернуться.

Миновав Собачий лог, оглянулся — крайняя избушечка, на курьих ножках, как раз повернулась оконцем в мою сторону и так укоризненно скосоглазилась на меня: «Куда же ты прёшь, дурашлёп? Сидел бы на даче да уплетал бы вареники со сметаной». Тропа — только с человеком разминуться — повела меня вглубь Берендеева царства.

Грибы попадались, но редко. А тропа — не заметил когда — превратилась уже в узенькую тропинку, по которой ходят-то только гуськом и, видимо, не каждый день. Решил применить старый испытанный метод — метод «челнока».

Солнце — высоко, а грибов только на донышке. На этот раз отошёл от тропки подальше. Нашёл несколько шампиньонов, потом стали попадаться рыжики. Ещё в сторону — четверть корзины набралось кое-как. Поворачиваюсь к тропке… Вдруг, откуда ни возьмись, налетел ветер. С угрожающим стоном заковыляли вокруг великанши-ели, а гигантские стволы с корнем вывороченных деревьев — даже страшно стало — напомнили мне одну картину знаменитого художника. Я даже присел от неожиданности — так по-глупому ещё не попадался. «Где же ты, тропка? Моя спасительная тропка?» «У-у-у…» — завыл в ответ над головой кто-то. Сумрачно стало в лесу, жутко: зашевелились замшелые пнищи, а чьи-то корявые ручищи цепляются за одежду, не пускают обратно.

Собрался я с мыслями, посмотрел на внезапно почерневшее небо — хоть какой-нибудь, махонький, просвет. Вроде бы в той стороне светлее небо, но солнцу никак не пробиться сквозь тучи. Там деревня! Челноком, челноком: пятьдесят шагов направо, пятьдесят шагов налево. Нет тропки! Неужто придётся ночевать в этом лешачьем месте? Но что это?.. Нагнулся к земле. Груздь попался! Вот ещё, рядком, рядком, и вот она, моя тропка, с чуть примятой лесной травкой. Я бухнулся на колени и едва не расцеловал свою спасительницу.

Когда подходил к избушке на курьих ножках, гроза уже отшумела, и в воздухе пронзительно запахло грибами и ягодами. А в дверях избушки скособочилась Баба-Яга, не Баба-Яга?.. «Ба-а!.. Так это же Алевтина Ивановна, стародавняя тёщина знакомая», — с облегчением выдохнул я.

— Вернулся, касатик, — заскрипела она своим ведьминым голосом, — а я уже хотела звать Наталью Викторовну, зятя искать. Как ты утром мимо меня прошмыгнуть-то успел, только халат накинула, а тебя и след простыл. Никто сюда, касатик, за грибами не ходит — гиблое это место. В прошлом году здесь рысь старого лесника загрызла, медведи пошаливают осенью.

А к ужину тёща всё-таки нажарила грибов — груздей-то я полную корзину настриг. Хоть и с горчинкой получились, но под наливку — в самый раз!

— И чего ты всё улыбаешься? — выговаривала мне за столом тёща. — Вон Маша, наша соседка, как ты ушёл, рассказывала нам: на прошлой неделе в Собачьем логу люди медведя видели. Тамара-то вся извелась, а он улыбается.

А я опять вспомнил свою тропку: «Должно быть, у каждого в жизни есть своя тропка? А иначе ведь без неё никак нельзя».

Встреча на болоте.

Моими любимыми грибными местами были окрестности Таргайского дома отдыха. Облазил все здешние леса и колки. Даже за речку Кинерку хаживал, до самой пасеки, от которой простиралалась дремучая тайга вплоть до самой Бии. Наметил новый маршрут, который начинался от брошенной воинской части и шёл вдоль старого соснового бора, в глубине которого спрятался от посторонних глаз здешний дом отдыха. А потом сворачивал вправо на грунтовую дорогу, ведущую на Сосновку через перелески и лощины, заросшие березняком и осинником, слегка разбавленными вековыми соснами.

Находился до седьмого пота. На поляну вышел. Под кривой, в три обхвата, берёзой сел перекусить. Впереди меня раскинулось рыжее море-болото, заросшее камышом и осокой. За болотом хмурился на возвышении ельник. А ширь вокруг — ни конца, ни края не видать.

Только грибы перебрал, слышу: треск на болоте. «Идёт кто-то», — машинально отметил про себя и сижу, любуюсь на облака. «Однако…» — забеспокоился я. Кто-то напролом утюжил заросли да прямо ко мне. «Не человек это, — беря палку, стал подниматься я. — Эй!..» Движение моментально прекратилось, и в ту же секунду из болота высунулась чья-то голова — и всё это в двадцати шагах от меня. Я от любопытства весь подался вперёд, голова тоже, по-собачьи нюхая воздух. Когда между нами осталось шагов двенадцать, я, наконец, узнал его... «Бежать? — пронеслось у меня в голове. — Поздно». Протяни руку и вот он: лобастый, под цвет болота, только с тёмными подпалинами вокруг глаз и носа, а взгляд, как у дворняги, добрый-добрый.

Крик бомбой взорвал тишину. «Кого это так разбирает?» — задал я кому-то немой вопрос. Я и не заметил, что уже секунд десять стою с открытым ртом. А потом, бешено крутя над головой палку, пошёл навстречу. Но никого впереди меня уже не было. Только напоследок с хрустом раздвинулись камыши, мелькнул чей-то широченный бесхвостый зад, и, несколько мгновений спустя, тишина снова начала опускаться на болото, будто ничего и не случилось. Лишь затухающий треск камыша да еле заметная, удаляющаяся вглубь болота, дорожка, поверх зарослей, напомнили мне о чуть не разыгравшейся здесь трагедии.

Кое-как доплёлся я до автобуса. Всё не верилось: откуда ему тут взяться, не таёжная глухомань ведь. Сквозь дремоту прислушался: впереди меня две деревенские тихо разговаривают между собой. Та, которая постарше: «Шур, слышала: два дня назад на пасеку медведь заходил. Так старик Махоркин стрельнул в него из ружья…» — «И убил?» — «Какое там, — рассмеялась та, что постарше. — Ружьё-то кривое оказалось, самому щёку ожгло. Говорят, перед этим зять шарился по сундукам, искал деньги на выпивку, и поддел замок дулом». — «А медведь-то что?» — «Убёг!».

«Может, это он и был, — подумал я. — Ночью одурел от страха и ломанулся через Кинерку». А обидно то, что никто не поверил мне: «С каких это пор вокруг дома отдыха медведи бродят. Смехота!..»

Лесная быль

Эта странная история приключилась со мной восемь лет назад. Было, как сейчас помню, начало октября — для грибника печальная пора прощания с летом. Взял я на работе в середине недели отгул и засобирался в лес. Брат, узнав о моих намерениях, напросился со мной. Но под утро уже, как на грех, противно заморосил дождь. Меня это, конечно, не остановило. Обулся я в свои болотные сапоги, натянул старый, видавший виды, болоньевый плащ и, прихватив с собой еду и термос с горячим чаем, нырнул в хлюпающую темноту спящих ещё улиц.

Напрасно прождав брата, я на первом же автобусе оправился за город к своим заветным, только мне одному известным, берёзовым колкам. Долго бродил лесными просёлками. Урожай был невелик, да тут ещё дождь моросил, не переставая. Так что к обеду промок я насквозь. На обратном пути углубился в сосновый бор, что рос вдоль дороги, и по еле приметной тропке, напрямик, заторопился к автобусной остановке.

На неё я вышел неожиданно. В окружении вековых елей, словно под защитой сказочных великанов, здесь всегда стояли тишина и полумрак, а земля была на ощупь сухой и тёплой. Несколько раз я натыкался на эту, заброшенную в лесу, могилу, а один раз даже с женой, когда вместе отдыхали в местном пансионате. Жена всегда зябко поёживалась, когда заходил разговор об этом. Пытался и я что-нибудь узнать у здешних жителей, но никто уже ничего не помнил о ней.

Вытесанный из серого камня памятник пирамидкой прямо торчал из земли. Еле заметный могильный холмик был усыпан засохшей хвойной трухой. По краям могилы лежали четыре чугунных шара с обрывками ржавых цепей. От вырубленной когда-то на камне надписи остались лишь неясные углубления и бороздки.

Надоедливое шуршание дождя внезапно кончилось, словно я вступил под огромный стеклянный колпак. Ни ветерка, а воздух — тёплый и застоявшийся, как в открытом для проветривания погребе. Усталость внезапно сковала мои члены, и я опустился под старую ель, рядом с могилой. Достал еду, налил чая...

Постепенно душа стала наполняться каким-то благоговейным трепетом, и я мысленно обратился к покоившемуся под этим холмиком: «Кто же ты такой, братец? И как тебя угораздило оказаться здесь, в таком одиночестве? Эх, не приведи, Господь, кому-нибудь такое». Нет, я не богохульствовал, хотя не верил ни в бога, ни в чёрта. Какое-то ровное тепло вдруг коснулось моего темени, отчего мурашки побежали по волосам. Состояние было такое же, как в детстве, когда мать гладила тебя по голове и что-то тихо и ласково говорила, говорила... Я уже перестал дрожать от сырости, противно свернувшейся под одеждой. А под конец трапезы, осмелев, выплеснул на могилу полкружки оставшегося чая и положил кусочек отсыревшего хлеба с колбасой. Когда я уходил, то ощущение присутствия кого-то за моей спиной не покидало меня.

Не знаю, сколько плутал я по лесу: может, час, а может, два. В голове ни одной мысли, словно это не я, а кто-то другой, незнакомый мне, поселившись внутри меня, водит, водит по пустынному лесу одним, только ему известным, маршрутом.

Когда я пришёл в себя, то не поверил своим глазам: стоял я опять под той же самой елью. Нет! Страха у меня не было, я даже в сердцах ругнулся: «Ч-чёрт! Столько потерял впустую времени». И напролом, срезая угол, припустил я к дороге.

Не сделал я и десяти шагов, как меня опять стало заворачивать вправо. Я весь напрягся, мысленно и физически противясь этой бесцеремонной и страшной силе. Но что-то внезапно лопнуло внутри меня, в голове стало бездумно и пусто, точно в калейдоскопе, закружились вокруг деревья, ядовито-красные кусты калины, и, ничего уже не соображая, я растворился в дождливой хмари заколдованного, ставшего вдруг незнакомым мне, леса.
Не помню: три или четыре раза я оказывался на том же самом месте. Очнулся от того, что в лесу стало темнеть. Я взглянул на часы: начало седьмого. И тут до меня наконец-то дошло, что со мной произошло. Я с паническим ужасом покосился на памятник. Еле заметное свечение парило над холмиком. Я почувствовал, что под фуражкой у меня зашевелились волосы. Правая рука сама, без подсказки, поползла ко лбу, и я три раза неистово перекрестился: «Господи! Помоги мне выбраться отсюда». Повернувшись на сто восемьдесят градусов, я на деревянных, негнущихся в коленях, ногах заковылял прочь.

«Десять... двадцать... сорок...» — отсчитывал я про себя шаги. И пройдя шагов пятьдесят, с облегчением вздохнул, достал платок и вытер мокрое от пота лицо. В следующее мгновение я сорвался с места и, как угорелый, ринулся к дороге. Перепрыгивая через глубокую колдобину, до краёв наполненную водой, я поскользнулся и на спине съехал в лужу. Не замечая хлюпанья воды в сапогах, насквозь промокшей спины, я мчался по дороге вперёд. Я знал одно, что стоит только остановиться, и мне уже никогда не выбраться из темнеющего вокруг леса.

Все-таки я успел на последний автобус. И когда захлопнулись за мной двери, и мотор утробно загудел, набирая обороты, не было человека счастливее меня на всём белом свете.

Рассказал я эту историю своему приятелю. Он отнёсся к ней с пониманием и даже очень интересно рассказал мне о потустороннем мире. Может, действительно жизнь после смерти существует? А я бесцеремонно вторгся в чужой, незнакомый мне мир, нарушив этим чьё-то уединение и покой. С того злополучного дня стала седеть моя цыганская борода. И бывая в тех краях, я стараюсь обходить этот уголок старого, пребывающего в настороженном сне, леса.


Рецензии