Страданье. Из Дневника

                (Из Дневника)
Вообще...  Страданье---по Далю----самое чувство страдающего, мука, мученье.
По всей видимости, страдания могут быть либо нравственные, либо физические, например, от какого-либо недуга (болезни).

Достоевский:
«--- Знаете ли что?---горячо подхватил князь, --- вот вы это заметили, и это все точно так же замечают, как вы, и машина для того выдумана, гильотина. А мне тогда же пришла в голову одна мысль: а что, если это даже и хуже? Вам это смешно, вам это дико кажется, а при некотором воображении даже и такая мысль в голову вскочит. Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, все это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас --- душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно. Вот как голову кладешь под самый нож и слышишь, как он склизнет над головой, вот эти-то четверть секунды всего и страшнее. Знаете ли, что это не моя фантазия, а что так многие говорили? Я до того этому верю, что прямо вам скажу мое мнение. Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. Тот, кого убивают разбойники, режут ночью, в лесу или как-нибудь, непременно еще надеется, что спасется, до самого последнего мгновения. Примеры бывали, что уж горло перерезано, а он еще надеется, или бежит, или просит. А тут, всю эту последнюю надежду, с которою умирать в десять раз легче, отнимают наверно; тут приговор, и в том, что наверно не избегнешь, вся ужасная-то мука и сидит, и сильнее этой муки нет на свете. Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще все будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно и он с ума сойдет или заплачет. Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «Ступай, тебя прощают». Вот этакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!»
Из этого отрывка видно, что для Достоевского страшнее всего нравственные мучения, страдания. По всей видимости, Набоков взял за основу для своего романа «Приглашение на казнь» именно этот отрывок из романа Достоевского «Идиот». Весь роман Набокова «Приглашение на казнь»---это как раз поток мыслей главного героя, приговоренного к смертной казни---это поток страдания. Это---высший пилотаж в литературе. Это---монолог человека, приговоренного к смертной казни. Это---монолог безумия. Это—монолог страдания. Это---когда нет сюжета, но есть поток мыслей смертника. И читатель кричит вслед за Достоевским: «Нет, с человеком так нельзя поступать!»
Слово «страдание» несет в себе негативную окраску...  И даже более того, уныние, страдание считается в православии грехом, это—от дьявола; это—от бесов. Страдать---априори---всегда тяжело...  И более того, страдание сказывается отрицательно на здоровье человека, ибо, как известно, все болезни—от нервов, то есть все болезни—от негативных (плохих) мыслей, а позитивные мысли, позитивный настрой всегда приводит к выздоровлению.
Страдание… С другой стороны, оно очищает человека; человек делается добрее, лучше, благороднее. Происходит то, что называется КАТАРСИС---ОЧИЩЕНИЕ.
А какой смысл иметь два или три высших образования, если ты сам не становишься добрее??
Достоевский:
«Ах! Какая красивая! Кабы добра была»---именно так воскликнул князь Мышкин, увидев на фотографии роскошную Настасью Филипповну.
Из Пришвина: «Приходила умная еврейка и говорила о том, что в нашей жизни исчезла та роскошь страданья, которой одаряет, например, Толстой графиню --- мать Пети Ростова. И вот эта еврейка сказала Валерии Герасимовой (писательнице, потерявшей мужа на войне): «У вас мама, ребенок, есть нянька, есть легкая работа, и вы имеете возможность РОСКОШНО страдать. Поглядите на других людей, как они страдают, и забудьте свои страданья».
Умный Пьяница горячо восстал на эту мораль, сущность которой состоит в обездушении страдающего и замене душевного страдания относительной материальной ценностью. Ляля (то есть Валерия Лиорко—вторая жена Пришвина, его вторая половинка, его Муза, его секретарша) же восстала против роскоши страданья за страданье молчаливое и деятельное.
Страданье, болезни…  А зачем все это?? Быть может затем, чтобы человек сделал еще шаг---еще один шаг к Богу. Быть может для того, чтобы человек сделал последний шаг от Неверия к----Вере. Быть может для того, чтобы Человек очнулся от глубокого сна и прокричал: «Господи! Как долго я шел к Тебе! Мне показалось,
16 июля 2014 год
Красноярск


Рецензии