О великом учёном - Андрее Капитоновиче Красине

Нинель Эпатова.
Об  Андрее Капитоновиче Красине (1911-1981гг).
Предисловие:
Андрей Капитонович родился в г. Томске 21 мая 1911года.В 1934 году окончил  Томский государственный университет,  физическое отделение и был направлен на работу  в Сибирский физико-технический институт.В то же время он преподавал и в Томском университете, и в медицинском институте.В 1939 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физики- математических наук. В 1940 году его научную деятельность  прервала службп в Красной армии, где он служил в военно- воздушных войсках.
А.К. Красин- с !941г. по 1945 г. участник ВОВ,а с января 1945 года майор Красин по запросу И.В. Курчатова отозван из действующей армии и направлен на работу в лабораторию Курчатова №2.Затем  весной и летом 1945 года Андрей Капитонович  находился в командировке в Германии, где производил подбор  оборудования и материалов для исследований по атомной проблеме. С ноября 1946 года он заместитель начальника объекта «В» по научной работе( будущий ФЭИ).   В то время  научным руководителем лаборатории «В» был Г. Позе. Но и А. Красин выполнял большую научно- организаторскую работу в лаборатории «В».  с 1956 по 1959гг Андрей Капитонович директор лаборатории «В»(ФЭИ). Велика роль  Андрея Капитоновича и в создании проекта АЭС и в пуске Первой в мире АЭС. Символично, что при пусковых работах на АЭС он был одним из главных дежурных физиков. За создание Первой в мире АЭС А. Красин был награждён орденом Ленина,а в 1957 году ему была присуждена Ленинская премия.  Велики заслуги Андрея Капитоновича и в атомной науке  в создании Атомного проекта СССР.Недаром в 1960 году он избирается действительны0м членом   Академии наук Белорусской ССР и покидая ФЭИ города Обнинска,  переходит на работу в Энергетический институт АН БССР, в г. Минске. Без сомнения, Андрей Капитонович Красин относится к тем великим учёным, благодаря которым город Обнинск появился на земле.               


 Мои встречи с А.К. Красиным.
Каким запомнился мне этот замечательный человек, великий учёный, один из основателей Физико-энергетического института? 
Среднего роста, светловолосый, с яркими голубыми глазами, с румянцем на щеках, с приятными чертами лица, он напоминал русского интеллигента - дворянина. Поражал своей добротой и вниманием к каждому специалисту. Это видно хотя бы по истории со мной.Сотрудником лаборатории «В» я стала в апреле 1953 года  Не успела я освоиться на новом месте в КИП и А Главного корпуса, как меня вызвал к себе тогдашний замдиректора института Андрей Капитонович Красин, чтобы узнать - что это за инженер, окончивший Московский Энергетический Институт Связи,радио факультет, да еще  с таким производственным стажем,  решивший добровольно похоронить себя в отделе КИП( контрольно-измерительных приборов), отказавшись от научной деятельности? Он стал снова предлагать мне заняться наукой, радиофизикой, но образ Л. А.Маталина
был слишком жив еще в моей душе( мы с ним не поняли друг друг при первой встрече в Отделе кадров), и я наотрез отказалась. Тогда Андрей Капитонович, с учетом моего стажа в Челябинске-40, назначил меня начальником сектора Гос. поверки  отдела КИП с окладом 1600 рублей вместо должности инженера и оклада  1300 которые мне дали после  знакомства со мной в  Отделе кадров лаборатории «В» (это 53-й год!). Напоминаю, что на ПО «МАЯК» Челябинска-40 где я проработала до лаборатории  «В» с 1943 года по 1953г, в должностях начальником смены радиометристов на плутониево- металлургическом заводе и  инженером по управлению  одним  из первых реакторов АВ2 с более высоким окладом, (не менее 4000рублей). и Андрей Капитонович всё это учёл
В начале своей деятельности  в ФЭИ я очень часто обращалась к А.К. Красину за помощью и советом, так как измерительная техника в лаборатории была запущена , не было регистрации на право проведения монопольной Гос. поверки, большинство приборов были с просроченными сроками поверки и многое другое. Мне приходилось в соответствии с существующими правилами и ГОСТ налаживать всё с нуля . И Андрей Капитонович  всегда и во всём мне помогал.Когда бы я к нему ни обратилась, по любому вопросу, никогда не уходила от него разочарованная. Например,даже когда я пришла к нему с просьбой повысить оклад нашему сотруднику Владимиру Пургину из-за его тяжелого состояния здоровья , Красин немедленно это сделал, оговорившись, что делает это в порядке исключения, поскольку как работник В.Пургин ценности не представлял. Но чисто по-человечески Красин сочувствовал ему. И однажды на очередном заседании Парт.хоз.актива еще в клубе Строителей,когда начальники подразделений лвбаратории «В» стали критиковать меня за слишком строгие меры в случаях нарушения измерительной техники, он неожиданно для меня в своём докладе заявил:
« Товарищи ! давно пора привыкнуть к тому, что отдел КИП и А такая же печальная необходимость как милиция или пожарная охрана. Поэтому предписания начальника бюро Гос. поверки необходимо выполнять!»
Несмотря на то, что Андрей Капитонович фактически как всегда поддержал меня, я была шокирована. Боже!- подумалось мне- великий учёный Менделеев, утверждавший что: «... Наука начинается с тех пор, как начинают измерять...», наверное от такого сравнения перевернулся в гробу
Только один раз Красин с явным неудовольствием выполнил мою просьбу. Это было на вечере в столовой №1, где праздновали свадьбу З. Аннушкиной и Сазонова. Андрей Капитонович, стоя у входа в зал разговаривал  с Марией Васильевной Бахтиной, а я возьми и пригласи его на белый танец.  Он с неудовольствием принял моё приглашение и во время танца не сказал мне ни слова. А мне и невдомек было, что я поступила бестактно. Я же не знала, что у него с Марией Васильевной особая дружба. Узнала я об этом много лет спустя, из откровений Марии Васильевны, незадолго до её смерти. Тогда, когда уже А.К.Красина   не было в  не только в Обнинске, но и в живых.Андрей Капитонович был очень грамотным эрудированным, талантливым во многих областях искусства и литературы человеком.Он увлекался живописью, музыкой, театром и литературой.
 В те,первые годы существования лаборатории  «В»(ФЭИ) руководство института.  и А. Красин в том числе присутствовало почти на всех культурно-массовых мероприятиях. Прилагаемое к этому рассказу фото,из архива автора. подтверждает вышесказанное. Посещал Андрей Капитонович и занятия литературного объединения, которое вел В.Н.Глазанов, участником которого была и я. Создано это лит.объединение было ещё до моего приезда, в 1950 году. Вначале это был просто кружок художественного чтения и его участники занимались художественной самодеятельностью. Посещая его, они учились хорошо читать тексты и стихи. Сам Владимир Николаевич делал это блестяще, ведь недаром, уже в 50-м году он возглавлял так называемый худсовет самодеятельности предприятия.
Но бурно развивающаяся самодеятельность, стенные и радио газеты, импровизированный телевизор требовали авторов, в том числе и стихотворных текстов. Появились свои поэты, которых было много среди талантливых физиков – лириков. Тогда стали на занятиях лит. объединения читаться и разбираться авторские произведения. : в стихах и прозе, и классика, и только что вышедшие популярные книги того времени.
 Однажды на одном из занятий  лит. объединения Андрей Капитонович Красин  буквально  сразил всех участников, прочитав наизусть всю пьесу Грибоедова «Горе от ума». А Владимир Николаевич  Глазанов в это время, как всегда сидя в кресле, только подавал команды: «Действие первое», «явление такое-то» и так далее. Присутствующий при этом,Евгений Федорович Ворожейкин, очень громко выражал свой восторг и заставил всех присутствующих поставить подписи в его тетрадке,   с тем чтобы  увековечить  это событие.Да, Андрей Капитонович Красин был воистину великий учёный,обаятельный и отзывчивый человек, талантливый во многих творческих направлениях . Город Обнинск должен знать своих героев и гордится ими. А я, Эпатова Нинель Михайловна не устану повторять:
          Моя любимая Россия,
          Как благодарна я судьбе,
          Что эти люди жили, были,
          Со мною рядом на земле!


Рецензии