Цепь мудрости

В далекие и давние времена, когда земля еще представлялась плоской людям. Жили-были трое юношей с отцом своим пахарем. Неумелые и бестолковые были сыны, поэтому отец их постоянно бранил.
- Эх, вы неумелые, на что только Бог вас послал, коль и пахать ни умеете и сеять, только жать горазды. На моей шее, сколько сидеть будете. Нет, так не хорошо. Помру, кто кормить будет вас? Отправляйтесь-ка вы к мудрецу на Гору мудрости. Пущай подаст вам уму-разуму.
Повесили головы братья, серьезен отец, да и сами не малые. Собрали котомки и в путь отправились.
Шли трое дней по тайге дикой, трое дней по лугам широким, и подошли, наконец, к Горе мудрости.
- Гора-то высокая, не взобраться братия, - молвил младший брат Иван.
- Ничего ребята осилим, - подбодрил старший Ярослав.
Проспали они ночь беспокойную, а на утро в гору пошли. Карабкались изо всех сил, пока не добрались до выступа огромного, а на нем сад дивный. Просеяли братья, набросились на дармовую пищу. Ели от пуза  и упали вмести.
- Вот, ребятушки, жизнь-то какая и работать не надо, я тут останусь,зачем мне мудрость, итак сыт буду, - молвил Доброжир - средний брат.
Уговаривали его братья, ни в какую. Отправились вдвоем выше, а Доброжир так и остался жировать, да обратился вдруг свиньёю. Так и бродит там, вороша клыками сад.
А Ярослав и Иван взобрались в непосильную гору, и стучат в каменный дом мудреца.
- За мудростью пришли молодцы? – Встретил их старик с длиной, белой, как снег, бородой.
- Точно молвишь, дед.
- Мудрость дам вам, только условие есть, - деловито пробормотал мудрец.
- Поможете пожить старику по-царски, времени мало мне осталось, я вам тайны мудрости поведаю. А коли, нет так и мудрости нет.
Почесали затылки молодцы.
- По рукам дедуля! – Решились они, а мудрец усмехнулся в седую бороду.
И стали братья старика холить и лелеять. Кормили, мыли, развлекали, спать клали на перины и ждали, когда придет тот час. И вот старик вновь забормотал:
- Потрудились вы на славу, теперь слушайте. Когда помру, закопайте тело в камнях, съедят его черви да жуки, выползет жук, вы за ним следите, съест его мышь полевая, ее змея, змею уж, ужа еж, ежа лисица в ручье утопит, лисицу медведь пришибет, а вы медведя. И будет вам мудрость многих поколений.
- Так это мы запросто!
- Но! Кто нарушить вздумает цепь или бросит дело, тот вольется сам в цепь и смерти безумным не миновать.
Так и умер мудрец, оставив братьев еще заработать мудрость. Следили они за могилой, ждали жука. Выползли два жирных жука, молодцы разделились.
Вот у Ярослава съела жука мышь и у Ивана вскоре. Стали мышку изучать, видали жизнь суетную ее и набирались ума. Мышей съели змеи, а змей ежи. И вот подумалось Ивану, что проще убить ежа, чем за лисицей бегать, а от медведя и вовсе волосы дыбом вставали.
Забыл Ванька слова мудреца о цепи и ее звеньях или недопонял вовсе. Вступил у ежа на пути и убил его. Довольный лег под дерево и, чувствуя, как знание наполняют его сном, предался забвению. А к нему сонному прибрели лисята голодные и торопливо сделали свое охотничье дело.
Ярослав же за лисой следил уж и готовился к неминуемой схватке с медведем. Видел он, как его лиса грызла брата, но видел и исполненное предостережение мудреца, потому не смел, мешать, хотя ком горечи больно давил горло.
Сытая лиса потеряла осторожность и не заметила, как на торжество пришел косматый хозяин леса. Одним взмахом огромной лапы медведь убил лисицу, а лисята посыпались прочь. Не виданное буйство и дикость наблюдал Ярослав. Он даже порадовался смерти лисицы, она виновница смерти брата, но в тоже время, видя силу медведя, вздрогнул всем телом.
Держался Ярослав поодаль от косолапого врага, крепко сжимал нож и ждал удобного момента. Так до зимы дотянул. Медведь в берлогу, а он рядом в шалаше. Страшно лезть в берлогу. Ужасен разбуженный зверь, это не раз слышал. Решил весной.
-«Худой будет голодный, как высунется, убью», - думал он  и ждал.
Весной, как только подмочила талая вода берлогу, зашевелился сугроб, а Ярослав тут наготове. Как только косолапый высунул голову, молодец вскинул нож:
- За брата!
И вонзил его в глаз хищнику. Вскинулся медведь, затряс головой, заливая талый снег кровью. Ярослав отлетел в сторону и замер. Громадная сила бушевала перед ним, но нож посажен лихо и сделал свое. Медведь, круша все вокруг, наконец, рухнул и замер. Ярослав праздновал победу. Теперь мудрейший он.
Ранее дивился он отшельничеством старика, а теперь чувствовал, что не сможет вернуться к обычной жизни на деревне и что лес теперь не пускает его. Мудрость, знание жизни поколений, не даст спокойно жить. И он срубил себе избу и остался жить отшельником.
Прошли года, прибыли к Ярославу двое молодцев учится мудрости, усмехнулся Ярослав.
- Третьего видать в садах оставили. -  Дивились молодцы мудрости старца, а он им про жизнь по-царски.
- Самое главное не нарушайте цепи, иначе сами в ней окажитесь…


Рецензии