Проверка на прочность
Неожиданно заболел начальник нашей партии. Его временно замещал молодой инженер, который раньше работал бригадиром сантехников в Нюрбе. Просто не было под рукой подходящей кандидатуры у начальства экспедиции, и все дела свалили на него, непосредственно был на месте и знаком со всеми подноготными делами партии. Звали его все Серегой, по - простому, на что он не обижался на нас за это. Человека, можно познать тогда, когда он возьмёт портфель и станет руководить всеми этими начальственными делами. Тут и проявляется вся его «душа – потёмки», насколько он благороден и циничен с людьми. Но, к Сергею подход не требовался, и общались как раньше, до его назначения. Свой парень. И, надо так случиться, что бразды его правления, совпали с лютыми морозами, за – 50. В посёлке не было котельной. Отапливал всю систему отопления домов единственный семнадцати тонный корабельный дизель, который был в три метра вышины, да метров восемь в длину. Солидных и впечатляющих размеров был этот дизель-гигант. И, вся его система охлаждения проходила по домам, в виде радиаторов. Но, основная его работа была для выработки электроэнергии. Единственный незаменимый специалист по обслуживании его, был мужик, который славился в партии, как профессиональный самогонщик. У него, можно в любое время купить, сколько захочешь этого пойла. Все шли к нему, как в магазин. Денег конечно, ни у кого не было. Рассчитывались в основном шкурками соболей, песцов и рыбой. В долг не давал - потом не возьмёшь. Начальство знало, но мер не принимало. Заняться длинными вечерами просто нечем, только за столом, играя в карты, пили свою самогонку, которую ставили во флягах за «буржуйки» для быстрого брожения. И, время проходило под эту хрень быстро и увеселительно. Редко когда ссорились и не дай бог - дрались. На самом берегу построили четыре двухквартирных дома, которые отапливались «буржуйками». В каждой комнате проживали по 2 - 3 человека, которые ставили брагу по 2 фляги на комнату. Выходило 16 штук. Но, кто, когда и сколько ставил, не распространялись особо. Так, если сильно захочется выпить, когда твои запасы иссякали, идёшь по гостям друг к дружке, может и нальют. Такие визиты были частыми и проделывались взаимно. Самогонных аппаратов не было. Все делалось очень просто по получению чистого и крепкого продукта. Отбродившую во флягах брагу, выносили на 3 -4 часа на мороз - вода замерзала, а, спирт оставался. Гениально просто. Когда вдруг, ни у кого не остаётся запасов, отправляем гонца к нашему барыге. Шкурка соболя, тянула на трёхлитровую банку самогона. Велась учётная тетрадь, где отмечалась, чья очередь давать шкурку на общее дело, вроде чёрного списка. В основном в этих домах жили водители, которые возили на «Уралах» солярку до Лунного. По трассе ловили соболей, росомах, песцов. У каждого были свои капканы, которые маскировали под деревьями и ловили соболей, заодно зарабатывали «длинные» рубли на будущую безбедную жизнь, которая казалась нам всем в розовом и радужном цвете. Нам крупно повезло. Не каждая организация могла заманивать людей чеками на машины в эти дикие и безлюдные края. У нас был какой-то стимул, приобрести через три года новое авто, и, только этими надеждами, наверное, жили люди, лишённые нормальных человеческих условий. Конечно, никто не знал, что их всех, государство «кинет» за борт, более нищенского существования в те перестроечные годы. Была у нас одна женщина - геологиня, уже не молодого возраста. Двадцать лет мыкалась по тайге, живя в полевых условиях, накапливая свой капитал на будущую безбедную жизнь не имея семьи, женского счастья. Двадцать лет кормя комаров и не выезжая на материк в отпуска, на уме одни - деньги. А, тут все в один раз коту под хвост: - молодость, деньги и полная безысходность. Повесилась на дереве, не смогла все пережить. Так, что впредь всем нам наука на чужом опыте. Надо жить одним днём. Надо тратить деньги, не откладывая их в чулки, под матрасы и в банки.
Нефтебаза и основной посёлок находился выше наших домов метров на сто, где построили двухэтажный многоквартирный финский дом, со всеми удобствами, и столовую с электрическими плитами. Отопление подключили от дизеля и в сильные морозы все это отлично работало. Когда был старый начальник партии, наш моторист неоднократно просил его остановить дизель минут на двадцать, чтобы проверить и долить масла. Сердце то болит, доливал наугад масло, а, вдруг мало, не дай Бог ещё «стуканет», а, ему отвечать потом. Вот и ныл он, ходил за начальником, упрашивая его дать «добро», но тот запрещал. Глушить в морозы дизель - смерти подобно. А, вдруг не запустится, что тогда? Разморозить посёлок раз плюнуть, а, отвечать ему - начальнику партии. Так и приказал болезному, подождать до тепла и не стонать. Хотел он назло напиться, в знак протеста, но потом передумал. Дизель и без него будет так же работать, погоняя тепло и электричество до конца зимы. А, тут, вдруг начальство сменилось, и надо срочно убедить молодого начальника о необходимости проверить масло. Вдруг его уже нет? Серёга, добрая душа. Верит всем. Если сказал, что запустит без проблем дизель, значит так и сделает. Но, вышло совсем наоборот. Заглушив дизель, подождав десять минут, пока стечёт все масло, моторист щупом проверил уровень и долил бочонок на сто литров. Чтобы запустить такую махину, были для этого два баллона сжатого воздуха на 400 атмосфер. Если с первого раза дизель не заведётся, то второго раза не будет. Воздуха не хватит. Так, и произошло. С первого раза не завёлся почему-то? На второй раз надо накачать в болоны воздух, но нечем. Резервные тракторные два дизеля были заморожены, и чтобы завести их, надо основательно прогреть - пролить кипятком и разогреть паяльными лампами. Но, кто же мог подумать, что так может случиться? А, вот случилось. Начался самый настоящий аврал. Одна группа людей кинулась разогревать и заводить резервные двигателя, а другая, поспешила сливать в домах воду из системы отопления. Работали слаженно, без паники. Отправили водовозку на Лену за водой, чтобы вода была всегда под рукой. Было темно уже на улице. Светили фарами машин, все хотели помочь спасти ситуацию. В небе мерцали отблески света и пара, метались тени людей, и вся эта заваруха продолжалась до поздней ночи по вине одного человека. Что он думал тогда? Одному богу известно. Спасали посёлок всем миром до утра. Наконец удалось завести резервные дизеля и накачать компрессором необходимый воздух. С первой же попытки, дизель завелся и, пыхтя своим выхлопом, одновременно запустил и свой генератор, который озарил лампочками спасенный поселок. Если бы действовали по инструкции, а, не надеялись на авось, то беды такой не было. Не зря говорят, что уставы и инструкции писались кровью.
Свидетельство о публикации №214071600042