Легенда. Гл. 8-11

Глава 8. О фонетике фамилии рода Абакумовых и не только ...


        В архивных документах (метрических, росписных книгах Моржегорского прихода Холмогорского уезда и Ревизских сказках), начиная с 1782 года, фамилия одного и того же лица рода почему-то пишутся по-разному: сначала с двумя буквами «в» - Аввакумов, затем с одной - Авакумов; далее точно так же происходит с заменой букв «в» на «б» - Абакумов.   В ревизской сказке 1816г. (7-я ревизия) одна буква «в» из фамилии исчезла окончательно, и она превратилась в Авакумов. Вообще в   записях  различных сохранившихся исторических документов: метрических и исповедных росписях, ревизских сказках одного и того же периода довольно много «ошибок» в написании фамилии, у одного и того же члена, нашей семьи. Это, возможно, происходило из-за записей «со слов» на слух, плохой «каллиграфии» почерка, малограмотностью записывающего или в связи с совершенствованием и развитием русского языка.

        Но, более вероятно, что это следствие гонений на «знамя» староверов - протопопа Аввакума - со стороны церкви, которую возглавлял с 1825 года Московский митрополит Филарет (см. В.Г.Сенатов "Философия истории старообрядчества"). Отношение к раскольникам, со стороны государства и церкви, на протяжении полутора веков после патриарха Никона было довольно не постоянным и изменчивым: то ужесточалось, то смягчалось. Резкое и даже жестокое неприятие старообрядцев наступило при царствовании Николая I (1824-1855г.г.). В этот период наступление на "вероотступников" повелось по всем направлениям: бытовым, имущественным, хозяйственным, политическим, физическим и духовным. И если до этого времени в течение полутора веков наша фамилия Аввакумовых была неизменной, то затем за относительно короткое время (за 30-40 лет) она превратилась сначала в Авакумовых, а за тем и в Абакумовых.

        У меня появились твердое убеждение в преднамеренности таких изменений. Кто же мог вносить эти изменения в нашу Фамилию? Только тот кто делал записи в церковные книги: духовные и метрические росписи, ревизские сказки. Наверняка устные предания о кровном происхождении Аввакумовых передавались из поколения в поколение и были на слуху у наших предков. А у церковной власти  не было, видимо, другого способа исподволь переломить историческую память новых поколений семьи о протопопе Аввакуме.

        Необходимо отметить, что в доступных мне исторических документах моей семьи обратных «ошибок» в написании фамилий я не заметил.

        Из архивной справки:

        «По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года по деревне Пустынской (Монастырек) Моржегорского селения Власьевского сельского общества Власьевской волости Шенкурского уезда Архангельской губернии значится семья Козьмы Сергеевича Абакумова, проживавшая в собственном дворе. Глава семьи: Хозяин, 30 лет, женат; крестьянин из государственных; родился, приписан, обыкновенно проживает – здесь; православный; родной язык русский; не грамотный; главное занятие, которое доставляло средства для существования – кровельщик – подмастерье; побочное занятие – земледелие».

В истории написания фамилии нашего рода есть интересная особенность. Разные ветви нашего прародителя Власа теряли букву «в» или меняли ее на букву «б» в разное время. С чем это связано не известно. Возможно с тем, чтобы «разнообразить» фамилии в одной деревне и более точно различать жителей. Например: в начале 1800г.г. в деревне Пустынка только по одной ветви Власа и только известных мне по именам и годам рождений насчитывается около 40 человек, а в середине века уже более 100. Я пока не знаю, сколько братьев было в семье  у отца Власа и у самого Власа. У деда же Власа родных братьев не могло быть.

        Из доступных документов (метрических книг) видно, что, начиная примерно с 1750 года, никто из мужчин нашего рода не брал в жены своих деревенских девиц, но из других родов и фамилий. Странно, не правда ли?

        И еще одно очень важное наблюдение: все свадьбы, без единого исключения, в нашем роду  состоялись: ни весной, ни летом, ни осенью, а только зимой – в январе и феврале! Поразительное совпадение «свадебного времени года семьи» и временем «побега» Афанасия зимой 1688г. с Мезени! Неужели  у внебрачного сына  Прокопия действительно была в это время свадьба? Возраст подходит – 19 лет. Тогда моя версия о причине «побега»  Афанасия находит еще один косвенный аргумент.

        За весь этот период жизни нашей семьи я обнаружил (пока) около пяти случаев бракосочетания кровных родственников, причем два по моей прямой линии:

        В первом – Абакумов Иван Васильевич (1812-1866) взял в жены 16 февраля 1835г. Аввакумову Пелагию Никифоровну (1812-1881), свою тетю. Они  имели общего прародителя, у него в 4-м, у нее в 3-м колене – это  Аввакумов Влас (ок.1710-меж.1754-1762).  Степень родства – 7. У них родился сын Сергий в 1841г.- мой прапрадед.

        Во втором -  Абакумов Сергей Иванович (1841-1881) женился 27 января 1867г. на Абакумовой Евдокии Ивановне (1842-1875). Они  были брат и сестра в 4-м колене и имели общего прародителя – Аввакумова Михея Власовича (1730-1799). Степень родства – 8. А у них родился мой прадед Косма в 1867г.!

        А еще был  один необычный случай - Авакумов Андреан Терентьевич (1788г.р.) взял в жены свою троюродную тетю Аввакумову Елисавету Никифоровну (1766г.р.), причем старше себя на 22 года!? Они имели общего прародителя, у него в 3-м, а у нее во 2-м  колене – это Аввакумов Влас (ок.1710-меж.1754-1762).  Степень родства между супругами – 5.

В остальных случаях, все будущие жены мужской ветви Власа Аввакумова по моей прямой линии брались из близлежащих деревень того же прихода, или соседних.

Что все выше сказанное означает? Неужели в деревне при монастыре не было других родовых семей?

        Из этой главы вытекает очень смелый  и неожиданный для меня вывод: Монастырь со дня своего образования и до середины второй половины XVII века, т.е. около 100 лет, не имел «при себе»  поселения, почему и назывался Пустынею, а пользовался услугами крестьян из соседних деревень. Поселение же при монастыре было образовано, скорее всего, первым из семьи Аввакумовых, т.е. внебрачным внуком протопопа Аввакума. И второе: возможно все жители деревни по мужской линии носили нашу фамилию!

        Оглянувшись назад и оттолкнувшись от сделанного вывода, мы можем предположить, что после рождения мальчика, но до его женитьбы (менее вероятно, что после  нее), т.е. в период между 1669г.  и 1688г.,  для сына Прокопия (деда Власа)  настоятель монастыря мог разрешить построить избу на «белой» монастырской земле. А может быть, дом уже был построен ранее для паломников, трудников, путников или там уже жила какая-нибудь семья, которая и взяла на воспитание новорожденного. Вполне возможно, что и будущая невеста могла бы быть из этой же семьи!? Ребенок мог расти и воспитываться  в монастыре, а жить или при монастыре или в самом монастыре. Да и свадьбу  надо было где-то  проводить и жену куда-то привести. Получив воспитание среди братии, и решив жениться, молодой человек должен был уйти из монастыря однозначно и где-то обосноваться с семьей. У него мог быть выбор только один из двух вариантов: или жить в собственном доме или идти  «животником» в семью невесты. Но  родным домом для него должен был быть по существу монастырь, поэтому  изба рядом с обителью и могла стать и стала первой в будущей деревне при Пустыни.

        Далее род Аввакумовых разрастался, разрасталась и деревня. К 1730 году в деревушке могло быть не больше 2-3 дворов, в зависимости от количества сыновей в семье. К 1800 году – не больше 5-6, что косвенно подтверждается 5-й ревизией 1795г. Затем следуют точные данные: через 60 лет в 1859г. – 14 крестьянских дворов, еще через 30 лет в 1888г. – 22 двора и еще через 20 лет, в 1905г. – уже 36, а в 1922 - 37!. Однако все это не говорит о том, что весь род Аввакумовых оставался жить в родной деревне. Скорее всего, часть фамилии могла расселиться вниз или вверх по реке: в сторону Холмогор-Архангельска, Шенкурска-Вельска-Вологды или Верхней Тоймы-Котласа-Великого Устюга. Возможны и другие направления. Основания для таких предположений: «отхожий промысел» и воинская повинность.

        Из выше сказанного мы можем довольно точно  определить дату возникновения нашего родового гнезда – это период между 1670 и 1690 годами. Не позже.

        И остается еще один интересный вопрос – а какое социальное положение было у сына Прокопия и его детей? Монастырские крестьяне или ...?


Глава 9. О XX веке в родословной Абакумовых


К сожалению, информация о роде Абакумовых за предыдущее столетие ХХ века много беднее, чем более давняя за 200-250 лет предшествующих ему. Особенно это касается  его первой половины. Исторические события, произошедшие в недалеком прошлом,  круто изменили жизнь нашего рода. Русско-японская война 1905г.; Первая Мировая война 1914г.; Октябрьский переворот 1917г.; гражданская война; коллективизация и раскулачивание 1920-1930г.г.; репрессии конца 30-х годов; Вторая Мировая война 1939г.; негативная политика нашего государства (под названием СССР) в воспитании  уважения к истории собственной семьи (я тоже не избежал этого) - все это  влияло и несло хаос в судьбы рода Абакумовых с Моржегор.

Вторая половина ХХ века, с точки зрения, знаний о ветвях семьи Абакумовых тоже не блещет. И не только у меня, а вообще в стране. Осознавать это не очень приятно.

И мне  снова  пришлось идти в Архангельский областной архив (11 марта 2014г.), уже не дожидаясь декабря. Я обратился к начальнику отдела исторических документов, объяснил свою ситуацию, и она меня поняла. У  меня приняли заявление  сверх плана и обещали помочь. Я попросил найти архивные данные по всем ветвям нашей фамилии  Аввакумовых, Авакумовых и Абакумовых из переписных листов «Первой всеобщей переписи населения Российской империи  1897г.» по всей деревне Пустынская (Монастырек). При положительном результате я постараюсь восстановить  основную часть семьи Абакумовых с Моржегор, проживавших в конце XIX –  начале ХХ веков на родовой земле, и может быть поискать ныне живущих сородичей (хотя бы в Архангельске).

И, кажется, получилось,  мне  вскоре позвонили и обещали сделать цифровые копии переписных листов в количестве около 35  штук. Я в нетерпеливом ожидании.

        К моей теме  эта информация   имеет отношение не только в частном вопросе современного распространения нашего фамильного рода.  Она вся будет отражена в древе нашей семьи. Я хочу косвенно попытаться найти в ней еще одно подтверждение своего вывода о том, что вся деревня при монастыре по мужской линии состояла только из рода Абакумовых. А может быть и получить косвенные данные о других ветвях нашей фамилии. Кроме этого возможно удастся проверить мою идею расселения нашей фамилии по Архангельской и Вологодской землям.

        Последнее предположение натолкнуло меня на новую мысль. А что если сделать еще один (очередной) запрос в Архангельский архив по поиску  Ревизских сказок за 1782г. (4-я ревизия) по другим ветвям Аввакумовых, т.е. с другими отчествами? Были ли у Власа родные братья или двоюродные? Надо подумать. Их не должно быть много.

В интернете в «Книге памяти» Архангельской области я обнаружил в числе репрессированных двух человек, предположительно моих дальних родственников (общий прародитель в 6-м колене) родившихся в деревне Пустынская:

        Абакумов Яков Иванович (1897-1941г.г.) имел двух детей, был расстрелян в августе, в последствие реабилитирован.

        Абакумов Иван Александрович (1895->1944г.г.) имел сына Федора 1925г.р., был осужден в 1944г. на 7 лет и в последствие тоже реабилитирован.

Аналогичная информация   по нашей фамилии (еще 7 человек) есть и по другим районам Архангельской области: Котласский, Онежский, Каргопольский, Холмогорский и т.д. Однофамильцы они или наши родственники? Склоняюсь ко второму. Это говорит о том, что расселение Абакумовых могло происходить постепенно в течение нескольких веков. Восстановление  ветвей семьи возможно, но не реально в силу материальных затрат и длительности по времени.

Там же, в интернете, я нашел пять наших, тоже предположительно, родственников, призванных в армию Виноградовским РВК и награжденных в ВОВ. Уточнения можно будет сделать только после получения информации из архива по переписи 1897г. Количество же Абакумовых по всей Архангельской области, награжденных орденами и медалями много больше – около 50 человек. В соседней Вологодской области тоже есть несколько награжденных по фамилии Абакумов.

Совсем недавно, в 2013 г. умер мой двоюродный дядя Абакумов Владимир Артемьевич (1940г.р.). Я узнал о нем через третьих лиц, случайно. К сожалению, я  мог видеть  его только в раннем детстве и, конечно же не запомнил, но надеюсь познакомиться с его детьми (у нас общий прадед в третьем колене), и может быть узнать что-нибудь новое о своих родственниках.

Весной 2014г. я впервые постараюсь побывать на родине моих прародителей в д.Монастырек. Надо отдать дань уважения и поклониться праху моих предков. А осенью может быть удастся поехать на родину Аввакума.


Глава 10. Уточнения и дополнения

 
Увы. Москва меня разочаровала. Из  архива древних актов я получил отрицательный ответ. Там ничего не нашли о первых ревизиях. Поэтому мне нет необходимости что-то уточнять и  переписывать свою «рукопись».

Однако, все оказалось не так уж и плохо, в письме я нашел подтверждение моего вывода о том, что деревни при монастыре во второй половине семнадцатого века еще не было. Отсутствие данных о первых двух ревизиях 1719 и 1745 годов по деревне Пустынка может говорить только об отсутствии деревни именно как поселения, о чем и говорится  в документе.
 
        В Моржегорской волости по состоянию на 1748 год по переписной книге второй ревизии были следующие населенные пункты: д.Савинская, д.Чуриловская, д.Мошковская, д.Марковская (Макаровская), д.Денисовская, д.Олюшенская, д.Цеповская, д.Самойловская, д.Мишатинская, д.Чернятинская, д.Родионовская, д.Никитинская, д.Ловятинская, д.Мартыновская, д.Афонасьевская, д.Власовская, д.Аникиевская, д.Кондратовская, д.Лукановская и д.Над Долгим.

        Другими словами деревня Пустынская при монастыре сформировалась окончательно только в середине восемнадцатого века между 1748 и 1762 годами и в ней насчитывалось всего несколько домов. Но начало образования деревни было заложено незаконно рожденным внуком протопопа Аввакума около 1670 года!!! Минимум! Подробнее об этом я расскажу во второй части Легенды (под условным названием "Летопись...")

        А вот Архангельский архив снова порадовал. Мне выдали просто потрясающий,  огромный объем информации по переписи населения  1897 года на CD диске – 105 страниц отсканированных документов по нашей семье, проживавшей в деревне Пустынке, в том числе 35  лицевых страниц переписных листов (формы А) и 35 развернутых двойных страниц. Надо в них разобраться, все проанализировать и включить в наше древо. В связи с получением новых данных, я обязан сделать дополнительный небольшой  анализ этих документов и расставить для своей семьи все точки окончательно. А может быть они окажутся промежуточными, кто знает?

Первое, что бросилось в глаза. У всех жителей деревни фамилии пишутся только через букву «б» - Абакумовы, и никаких двойных или одинарных букв «в» в ее написании больше нет.

Второе: данные по количеству дворов в 1897 году и 1905 году почти совпадают – 33 и 36! Таким образом, подтверждается  мой вывод о том, что практически все жители мужского пола в родовой деревне имели кровное родство и относились только к различным ветвям фамилии Абакумовых.

Третье: некоторая часть семей относится к другим, пока не установленным ветвям нашей фамилии – возможно к родным или двоюродным братьям Власа. Но может быть и к самой ветви Власа, только с выпавшими и разорванными связями между поколениями. Надо снова обращаться в Архив.

Четвертое:  возможно самое главное ДЛЯ МЕНЯ и интересное: в переписи 1897 года имеется запись о Петре Абакумове и его родном брате. Так вот, брат записан по имени и отчеству, а хозяин Петр только по имени и фамилии -   вместо отчества указано – «НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЙ»! Хотя имя отца известно по отчеству брата - Клеон. Теперь можно определенно сказать, что моя версия о способе образования и  появления нашей фамилии подтвердилась. Думаю, что  200 лет назад нравы в стране не могли быть более демократичными чем в конце девятнадцатого века. Поэтому, при рождении ребенка у Прокопия  Аввакумова сына, его так и записали: только по имени (N), вместо отчества указали - незаконнорожденный, а для его бытовой характеристики дали прозвище Аввакумов!!!

        Пятое: более подробный анализ переписных листов я сделаю во второй части Легенды. Там еще много интересного.
 
        И последнее. Я обещал ранее описать еще одно дополнительное необычное, но логичное, предположение к обеим «фантастическим» версиям. Несмотря на относительно неполный для меня ответ из Московского архива, выполняю обещание.

        Предположение касается одного из домочадцев семьи Аввакума – Григория. Он был свидетелем всех событий, происходивших с детьми протопопа в интересующий нас период времени, начиная  с 1664 года и кончая минимум 1672 годом.   Григорий должен был знать все о рождении внебрачного ребенка Прокопия. И скорее всего Григорий и Федор  стали восприемниками сына Прокопия (т.е. его крестными отцами). В случае длительной остановки ребенка с матерью (жива она или нет, не играет никакой роли)  в Пустыни, Григорий по возвращении на Мезень в 1669г., наверняка должен был рассказать обо всем своей хозяйке Анастасии Марковне. Возможно, что он после 1672 года с согласия родных покинул семью Аввакума на Мезени и вернулся в Пустынь для оказания помощи ребенку Прокопия. Он, как крестный отец, вполне мог заняться дальнейшим воспитанием уже подросшего мальчика. Он  мог построить дом рядом с монастырем. И он же вполне мог  сообщить Прокопию во второй половине 1687 года о намечавшейся зимой 1688 года свадьбе у его сына.

        Косвенно это может подтвердить четвертое письмо АввАкума своей семье, написанное в 1673 году из Пустозерска на Мезень. В письме отец обращается к сыну Афанасию:"А учителя твоего, Григория, что не слышать? Жив ли он беднинькой? А девок тех, свет, учи, Марью да Окулину, а сам у братей учися." Домочадец Григорий был видимо взят в семью, возможно, и как учителем младших детей протопопа. В 1673 году он уже отсутствовал на Мезени и ко времени написания письма сведений о нем еще не было.


Глава 11. Заключение или P.S.


Теперь можно подвести итоги всей выполненной работы по поиску корней нашего рода и истоков образования фамилии Абакумовых и сформулировать окончательные выводы. Я рассмотрел все вероятные, правдоподобные и возможные варианты начального этапа возникновения  нашей семьи, исходя из тех документов, что были у меня. Ни одного исторического факта я не старался «притягивать за уши» к легенде нашей фамилии. Они сами как домино стыковались друг с другом.

        Для меня настала пора выбора между тремя выше рассмотренными и проанализированными путями возникновения семьи Абакумовых, которые   условно сами разделились на:  «случайный», «фантастический» и «параллельный».

        Случайность в данной истории я отвергаю категорически. Слишком много возникает вопросов без ответов на них. Такой вариант мог бы иметь место если бы не было Мезенских ссылок семьи протопопа Аввакума, или если бы у него были  сыновья другого возраста и семейного положения, или если бы не было этого личного крика в письме к боярыне Морозовой, или если бы наш род появился и жил в другом месте, а не на Холмогорском тракте и т.д. и т.п. Вместе с тем, этот первый рассмотренный  путь показал мне  другое направление в понимании дальнейших поисков. Так мой первоначальный посыл основывался на том, что в 1660-ых годах при монастыре уже жили монастырские крестьяне, и только позже ко мне пришло в голову осознание того, что деревни-то в то время еще не было, она появилась позже лет на 100(!). А значит, никто из жителей не мог получить прозвище от имени протопопа Аввакума. Монахам же или монастырской братии кличек и прозвищ не давали. Взять же себе кому-либо из них имя Аввакума в то время было бы крайне нелепо и невозможно из-за огромного авторитета,  уважения и известности протопопа как личности. Кроме этого официальная церковь наверняка очень ревностно относилась даже к упоминанию имени АввАкум, и поэтому мог быть дан негласный запрет на наречение этим именем монахов.

        Параллельная теория  имеет право на существование и она не противоречит ни одной другой. Мне она очень нравится: она логична, она красива, она очень многое дополняет и объясняет. Категорически я ее отвергнуть не могу и не хочу, но на то она и параллельная теория, чтобы не мешать другим. В тоже время она дает очень много  косвенных подтверждений для основного варианта, и наоборот. Кроме того она показывает возможность возникновения нашей фамилии здесь на севере страны еще и от ветви Афанасия, что в два раза увеличивает вероятность такого события.

        Фантастическая  версия происхождения нашего рода – в ней невероятное количество исторических совпадений по времени и по месту событий. Это уже закономерность и поэтому они не могут быть простой случайностью. И еще один довод: данная  версия может существовать самостоятельно, а параллельная, без нее, с трудом. Я могу ошибаться в деталях, но логика дальнейших произошедших и документально подтвержденных исторических фактов неумолима.

        Поэтому,  я за «Утопию» …  в обеих версиях!

        Теперь уже мы никогда не узнаем некоторых  дат и имен наших далеких предков.

        По данным «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года» в деревне Пустынской (Монастырек) Моржегорского селения Власьевского сельского общества Власьевской волости Шенкурского уезда Архангельской губернии насчитывалось 187 душ обеих полов и 33 крестьянских двора (включающих в себя 49 жилых домов).

        И  все Абакумовы!

                До новой встречи. Желаю всем удачи.


Рецензии