Кто такие Белбог и Чернобог в славянской мифологии

В традиционном мышлении древних славян мир един. По их представлениям Белбог и Чернобог являются ипостасями Единого Рода. Белбог и Чернобог находятся в состоянии беспрерывного соперничества, но не один из них не сможет никогда победить. Исследователи старославянских верований расходятся в трактовке роли этих богов на мировоззрение славян.

В отличии  от античной и восточной мифологии, письменные первоисточники древнеславянской мифологии отсутствуют. Поэтому реконструированные понятия о мировоззрении и верованиях славян полны противоречий.

Специалисты, изучающие первобогов, придерживаются различных точек зрения. Большинство отдают предпочтение Белбогу, как символу Света и Добра, другие Чернобога выставляют на первый план. Многие говорят о непримиримой вражде этих богов. Третьи же считают, что Белбог и Чернобог не враги, а изначально находятся в состоянии постоянного соперничества, которое обуславливается вечностью мироздания.

До христианства древнеславянское мировоззрение характеризовалось термином «язычество», который происходит от церковнославянского слова «народы». В настоящее время «язычество» в научной литературе заменяется термином «этническая культура».

Язычество для наших далёких предков носило скорее характер духовно-нравственной культуры, чем религиозный. В её основе лежат поклонения всесоздающим силам природы, которые для славянского человека являются благом, добром, красотой.
Язычество было вытеснено официальной церковью в область народной культуры, а с другой стороны часть языческих праздников была включена в число христианских праздников.

Один из крупных специалистов по язычеству Б.А.Рыбаков полагает, что славяне клали требы упырям и берегиням, которые олицетворяли два начала — злое и доброе, враждебное человеку и оберегающее его. Многие заклинания тех времён заканчивались словами о том, что следует молиться Белбогу, а Чернобога не гневить.

Высшие силы у славян были представлены понятием о Роде. Это был не просто Бог, как считают специалисты, а скорее всего идея, включающая в себя все высшие и жизненно важные понятия о мироустройства и существовании человека.
С именем Рода связаны такие важные понятия как, природа, народ, родина, родить, урожай.

Существует красивый миф о сотворении мира.
Летели над Океан-Морем бескрайним три сокола: один впереди, два сзади. Первый сокол путь выбирал. Тот, что летел по правое крыло, держал в клюве колосья, полные зёрен.
Летящий по левое крыло держал в клюве ком сухой земли и смотрел в морскую пучину.
Первый был сам Род, а две другие птицы — его сыновья, Белбог и Чернобог.
Выронил Чернобог ком земли, упал он на дно морское. Тогда обернулся сокол селезнем, нырнул в воды и поднял ком земли, который поднялся над морем островом Буяном.
Вырос на нём дуб могучий, на котором воссел Род. А Белбог засеял остров зёрнами. …

Ещё есть интересный красочный миф.
Всевидящее Око, пронизывающее вечную Тьму, не найдя её края, пустило слезу, из которой родилась птица Сокол. Тот Сокол пустил золотую слезу на Око — большой остров появился среди Тьмы, пустил серебряную слезинку — образовалось на острове озеро живой воды, пустил зелёную слезинку — выросли травы и чудесные цветы. Снёс Сокол золотой жёлудь, и вырос из него Дуб-Стародуб. …

Белбог и Чернобог, по представлениям древних славян, вместе с Родом являются творцами мира. Белбог олицетворяет собой Белый Свет, он благой бог природы.
Чернобог — бог Нижнего, Тёмного Мира, мёртвой, но ожидающей нового перерождения природы. Кроме черноты под землёй ему подчиняется чернота на верху — земля и ночь. 

Белбог и Чернобог не могут существовать друг без друга, как не бывает ночи без дня, зимы без лета. Они находятся в состоянии постоянного противостояния, но не вражды, ведь благодаря этому существует время, движение, а значит и сама жизнь.

Таким образом, у славян Чернобог и Белбог являются ликами Единого Рода. Две стороны бытия, два лика Единого проходят через всю жизнь человека. Все деяния людские направлены с одной стороны на сохранение и на изменение -  с другой стороны.

Гармоничное сочетание этих стремлений, динамичная гармония и есть тот всемирный лад, к  которому стремится человек. Эти стремления едины, как день и ночь, зима и лето, жизнь и смерть, Белбог и Чернобог.


 


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.