Когда слепой ведёт слепого

Сегодня рано утром я проходил мимо большого панельного дома. У одного из подъездов стояли маленькая девочка и худенький мальчик лет 11-12-ти. Они о чём-то спорили на повышенных тонах.
Мальчик куда-то тянул девочку – явно свою сестру (они были похожи). Тащил её за руку.
Она не хотела идти. Села на асфальт. «Хочу к маме! К маме!» «Нету мамы!» - нервно, как взрослый, вскрикнул мальчишка. И попытался поднять сестру и нести её на руках, но ему не хватило сил.
Она упала на асфальт, плача. «Мама! Мама!!»
Мальчишка несколько секунд постоял над ней в растерянности. Потом решительно двинулся прочь, бросив сестре через плечо: «Всё! Я ухожу!» И отошёл довольно далеко.
Это дало мне возможность подойти к нему.
Я поздоровался, спросил:
- Это твоя сестра?
-Да.
Видно было, что разговаривать ему не хочется. Был он весь взъерошенный, злой. С моей точки зрения, выглядело это забавно, и я улыбнулся. Ему, видимо, стало неудобно.
Я ему говорю:
- Тебе нужно отвести её в садик?
- Да.
- А ты сам пошёл бы на её месте?
Смотрит недоумённо.
- Представь себе, что тебя заставляют куда-то идти, куда тебе совсем не хочется. Силой заставляют. Ты бы подчинился?
Он задумался.
- Постарайся её понять. Она ещё маленькая. Для неё очень важно быть с мамой, там, где мама. Если мама рядом, ей хорошо. А когда нет мамы, - плохо.
- Но она должна идти в садик!
- Да, я понимаю. А ты должен выполнить поручение родителей: отвести её в садик. Но ведь она не посылка, не коробка, чтобы её тащить на руках. Она же человек! У неё есть собственные желания и чувства, как и у тебя. Вот ей и не хочется в садик, а хочется к маме.
- И что мне делать?
- Ничего. Просто постарайся её понять и пожалеть. Ей сейчас очень плохо, больно. Мамы нет, её уводят к чужим людям. Пожалей её, посочувствуй. Ведь она твоя сестра! Погладь её, утешь. Когда она увидит, что ты – действительно её брат, что ты добрый, что ты ей сочувствуешь, она постепенно успокоится и сама пойдёт с тобой. И по-другому этого никак нельзя добиться.
  Я повернулся и пошёл вверх по улице. Потом всё же стало интересно, чем у них там всё кончилось, и я остановился.
  Только примерно через 3-4 минуты дети прошли там, где мы только что стояли и разговаривали с этим мальчишкой. Он держал сестру за руку, она шла сама, не сопротивляясь, но опустив голову и очень медленно.
  И вдруг он наклонился и на ходу, очень неловко, поцеловал её в волосы!
  Я был далеко от них, но даже на расстоянии явно почувствовалось, как она поражена его поступком.
   И сразу она пошла быстрее.
   Но тут они повернули в боковую улицу и скрылись за углом.
   *  *  *
   Сколько раз мне приходилось наблюдать подобные сцены («Всё! Я ухожу!!») - в исполнении молодых мам. Взрослых, вроде бы, людей.
   А ведь дети, даже самые маленькие, не верят, что их мама и впрямь способна бросить своё дитя посреди улицы и уйти. Т.е. они, если уж не осознают, то чувствуют, что мама обманывает, лицемерит.
  Но, конечно, самое страшное, если ребёнок действительно поверит в это!
  Почему же многие мамы так делают?
  Нет, они не хотят вреда своим детям. Они просто не умеют иначе.
  Они СЛЕПЫЕ.
  Душа собственного ребёнка – для них закрытая книга. Как, впрочем, и душа абсолютно любого другого человека, в том числе, как ни странно, и своя собственная. Они просто не умеют понимать людей – и даже себя – и не догадываются, что это необходимо. Никто никогда им этого не объяснял.
  Многие проживают так всю жизнь, умирают – так и не догадавшись, что были слепыми.
  Между тем, история, которую я рассказал выше, говорит о том, что это совсем не трудно – понять другого человека.
  Мальчик, которому оказалось достаточно нескольких слов совершенно чужого человека, случайного прохожего, - вовсе не производил впечатления гениального ребёнка. Обычный мальчишка.
  Почему он так себя вёл? Перед ним поставили определённую задачу: отвести сестру в садик. А КАК это сделать, если она отказывается идти, - не объяснили.
  Ему нужно выполнить поручение. А сестра не идёт. Сопротивляется. Он и пытается преодолеть сопротивление.
  Сестра для него в этот момент становится ТОЛЬКО СРЕДСТВОМ для достижения своей цели.
  Какой цели? Просто поскорее избавиться от не очень приятного поручения и заняться своими делами.
  Поскольку она сопротивляется достижению этой – ЕГО – цели, он начинает НА НЕЁ сердиться. В общем, обычная история.
  Когда другой человек для нас – лишь средство – вот тогда-то и начинаются проблемы и конфликты. Все хотят ощущать себя ЛЮДЬМИ, хотят, чтобы к ним относились ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. Да, часто не осознавая этого, – но хотят.
  А ведь ещё Кант сказал, что всякий человек – «цель в себе» и не может быть средством для чего-то или кого-то.
  Именно такое поведение, когда ребёнок для нас превращается в средство (НАМ НУЖНО, чтобы он ел, куда-то шёл и пр.), - это и есть ЭГОИЗМ в чистом виде.
  Понятно, человеку неприятно ощущать себя эгоистом, и он придумывает подходящие объяснения (психоаналитики называют их «рационализациями»), позволяющие ему «сохранить лицо» - представить своё поведение в благоприятном свете. В этом смысле все люди необыкновенно изобретательны.
  Т.е. человек не понимает другого человека – да ещё и маленького ребёнка, который особенно нуждается в понимании. Не сочувствует этому маленькому человеку. Пытается заставить его вести себя не так, как ему хочется, а как нам, взрослым, удобно. В общем, ведёт себя по-скотски. Но винит в этом – этого ребёнка! И на него же ещё злится!
  Это и есть ситуация, когда – как говорит Евангелие – СЛЕПОЙ ВЕДЁТ СЛЕПОГО.
  Но ребёнку не нужен слепой поводырь. Ребёнок инстинктивно хочет ощущать рядом с собой надёжную и добрую силу.
  А вместо этого чувствует, что его близкий человек – на самом деле чужой, злой. Он ничего не понимает, ничего не хочет понять.
  Это страшная трагедия для малыша. Его мир рушится, когда он обнаруживает, что единственная его надежда и опора – на самом деле не поддерживает его, на неё нельзя опереться. Она ненадёжна, на неё нельзя положиться. Она, его единственная мама, куда-то ведёт его – но она СЛЕПАЯ.
  И ребёнку страшно. Он чувствует, что очутился в мире совсем один.
  Вот к чему приводит наша слепота – непонимание, неспособность и нежелание понять детей.
   *  *  *
Итак.
Если что-то идёт не так, ребёнок «плохо себя ведёт» и пр. – прежде всего, нужно его понять.
Если ребёнок плачет, это ЕГО ПРОБЛЕМА – не наша. Это ЕМУ ПЛОХО – а не нам. Даже если мы опаздываем на работу, даже если у нас нет ни минутки свободной.
В любом случае – прежде всего, нужно ребёнка понять.
И только потом принимать решение.
Понимание – даже просто само по себе – способно снять проблему. Ребёнок прекрасно чувствует, понимают ли его, с ним ли взрослый или нет.
Это не значит, что нельзя быть жёстким, наказывать. Можно – иногда. Но и в этих случаях маленький человек должен быть уверен, что к нему небезразличны и его понимают. Что, даже наказывая, его мама – внутренне с ним, она не бросила его.
В эпизоде, рассказанном в начале этого текста, видно, что мальчик на самом деле любит свою сестру. Но – совершенно не умеет с ней обращаться.
Тот, кого ведут, ещё может быть слепым. По крайней мере, пока – хотя ему тоже нужно постепенно учиться видеть.
Но если слеп тот, кто ведёт за собой ребёнка, - это катастрофа.
На это мы не имеем права.
Маленький ребёнок не может нам объяснить, что происходит у него в душе. Он и сам не понимает. Понять его должны мы.
И тогда любые проблемы станут только поводом для ещё большей близости, дружбы – ещё более полного единения и счастья.
 


Рецензии