Битые Пиковые тузы

       Летом 1942 года, в самый разгар немецкого наступления на Сталинград, в авиационно-конструкторское бюро А. С. Яковлева, занимавшегося разработкой истребителей Як-1, Як-7 и Як-9, стали поступать тревожные и, даже панические, сигналы с фронта, смысл которых сводился к тому, что «Яки» не выдерживают борьбы с немецкими истребителями и несут огромные потери. Однако, к счастью для работников конструкторского бюро, да и для самого Александра Сергеевича, расследованием было установлено, что причинами небывало высоких потерь советской истребительной авиации на Сталинградском фронте были не какие-либо конструкторские ошибки, а действия немецких асов, особенно, как упоминал А. С. Яковлев, из «нашумевшей эскадрильи»  «Трефовый туз». Правда, здесь Александр Сергеевич немного ошибся: под Сталинградом сражалась не эскадрилья «Трефовый туз», а I./JG.53 из истребительной эскадры «Пиковый туз». Летчики этой группы действительно очень «нашумели» в небе Сталинграда. Но надо сказать, они были далеко не новичками на советско-германском фронте: впервые они, да и летчики всей эскадры «Пиковый туз», стали сражаться со «сталинскими соколами» ещё 22 июня 1941 года. Впрочем, мы к этому ещё вернемся, а сейчас, для начала, небольшой экскурс по истории эскадры «Пиковый туз», да и о значении символа, которым она была названа.

       Прежде всего, необходимо пояснить, что собственно «Пиковый туз» в карточной терминологии обозначает знак смерти, или существо, несущее кому-то смерть. Проще говоря, «Пиковый туз» - это убийца, или, по современной терминологии – киллер, то есть убийца-профессионал.

         С некоторых пор, а именно со времен первой мировой войны, эмблема «Пикового туза», да и других тузов, стала применяться в среде военных, особенно среди суеверных летчиков-истребителей. Украшать самолеты мистическими символами, особенно символами смерти, или другими рисунками, символизирующими удачу в воздушных боях, стало традицией для летчиков многих стран.

       В период возрождения военной авиации Германии в 1930-е годы традиция была продолжена. Когда в 1939 году была сформирована истребительная эскадра JG.53, её командир генерал-майор Ганс Кляйн, кавалер высшего ордена Германии «Пур ле мерит» за 22 воздушные победы в первой мировой войне, решил придумать специальную эмблему для эскадры. После просмотра нескольких вариантов, он выбрал белый ромб с черным тузом пик. Свой выбор Кляйн объяснил так: «Противник должен хорошо знать нашу эмблему. Он должен понимать, что если он встретит нас, то это не означает для него ничего хорошего». Эмблема быстро прижилась, и JG.53 стали называть эскадрой «Пиковый туз».

       Надо сказать, что с началом второй мировой войны летчики «Пиковых тузов» отлично проявили себя в боях над Францией в 1939 и 1940 годах, а командир III./JG.53 капитан Вернер Мёльдерс первым (!) в истребительной авиации Люфтваффе 29 мая 1940 года был награжден Рыцарским крестом.   

       И вот этой, одной из лучших истребительных эскадр Германии предстояло участвовать в молниеносной, как тогда считало Верховное главнокомандование Германии, войне против Советского Союза.

       В период с 12 по 14 июня 1941 года штаб и I./JG.53 перебазировались из Германии на польский аэродром Крзевица недалеко от советско-германской границы в районе Бреста, II./JG.53 – на аэродром Нойзидель в Восточной Пруссии, а III./JG.53 – на аэродром Сувалки в северо-восточной Польше. А 22 июня эскадра Пиковый туз в полном составе начала боевые действия на Восточном фронте. Правда, несмотря на то, что JG.53 целиком участвовала в плане «Барбаросса», она действовала на Востоке не как единое целое, а отдельными группами воевала на различных участках советско-германского фронта.

       Так штаб, базируясь попеременно на аэродромах Крзевица, Пружаны, Барановичи, Гостынне,  Дубно, Хролин, Тирановка, Житомир и Белая Церковь, действовал в районе Белоруссии и Украины.

        На тех же аэродромах базировалась и в тех же районах действовала I./JG.53, с той лишь разницей, что вместо Тирановки, она была какое-то время на аэродроме Мирополь.

       Совсем в другой стороне пришлось воевать летчикам II./JG.53: базируясь на аэродромы Нойзидель, Лемонскы, Кройцбург, Альт-Шванебург (Вецгулбене), Коровье Село, Круссиха, Инстербург, Сольцы, Спасская Полисть и Любань, они защищали от налетов советской авиации города и объекты Восточной Пруссии, действовали в Прибалтике и на южных подступах к Ленинграду.      

       В основном над Литвой,  Белоруссией, Центральной Россией и Северной Украиной летали самолеты III./JG.53, а базировались они на аэродромах Сувалки, Вильно (Вильнюс), Молодечно, Слобода, Лепель, Камары, Андреево, Мошна, Сураж, Маклок, Осяки и Конотоп. 

       С первого же дня войны летчики «Пиковых тузов», вступив в схватку с советскими летчиками, стали нести потери. Конечно, они не шли ни в какое сравнение с потерями советской авиации. Но, тем не менее, они были, порой, очень даже ощутимые. Любопытно проследить потери летчиков эскадры, особенно принимая во внимание их качественный состав:

       Hptm. Heinz «Pietzsch» Bretn;tz, 1914 г. р., Stab II./JG.53, Gruppenkommandeur.
Участвовал в боях над Испанией (1938-1939), Францией (1939-1940), Англией (1940-1941) и Советским Союзом (1941) сбил 35 самолетов и 12 аэростатов, был награжден Золотым крестом за Испанию (1939), Рыцарским крестом (22.10.1940), Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
22 июня 1941 года в 5 часов 30 минут на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.6674 «Schwarze Doppelwinkel» вылетел в составе дежурного звена на перехват группы советских бомбардировщиков СБ-2. Около 6 часов в бою с самолетами 2-й эскадрильи 46-го СБАП восточнее Таураге (Литва) сбил один СБ-2, но ответным огнем стрелков был тяжело ранен в левую ногу. Произвел вынужденную посадку на фюзеляж в районе между Немакшаем и Эржвилкасом. Местные жители оказали ему помощь и прятали до 26 июня, когда эта местность была захвачена немецкими войсками. Летчик был доставлен в госпиталь Юрбаркаса, где ему, ввиду развившейся гангрены, произвели срочную ампутацию ноги. Несмотря на операцию, умер 27 июня.

       Oblt. Wilfried (Winfried) Balfanz, 1913 г. р., Stab I./JG.53, Gruppenkommandeur.
Участвовал в боях над Францией (1939-1940), Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), сбил 10 самолетов, был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Серебряным значком за боевые вылеты (24.05.1941).
24 июня 1941 года на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.6722 «Schwarze Doppelwinkel» вылетел на «свободную охоту» в район северо-восточнее Бреста. В воздушном бою восточнее Пружаны (Белоруссия) с группой бомбардировщиков СБ-2 был сбит бортовыми стрелками и пропал без вести.

       Uffz. Ernst Pfeiffer, 9./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), сбил 1 советский самолет, был награжден Железным крестом 2-го класса.
26 июня 1941 года на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.6800 «Gelbe 5» израсходовав горючее во время боевого вылета, совершил вынужденную посадку в районе Вильно (Литва) и был убит советскими солдатами.

       Uffz. Manfred Reipert, 04.07.1918 г. р., 5./JG.53
Участвовал в боях над Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), сбил 1 английский самолет, был награжден Железным крестом 2-го класса, Значком за боевые вылеты.
4 июля 1941 года около 19 часов на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.9154 «Schwarze 2» вылетел в район севернее Острова (южнее Пскова) и пропал без вести.
Предположительно, в воздушном бою над советским аэродромом Рожкополье (между Псковом и Островом) был таранен в лобовой атаке истребителем И-16 старшины Н. Я. Тотмина из 158-го ИАП. Получив удар плоскости И-16 по кабине своего Ме-109, был, вероятно, сразу убит и упал на окраине аэродрома вместе с самолетом. Советский летчик успел спастись на парашюте.
 
       Ofw. Walter Margstein, 4./JG.53
Участвовал в боях над Францией (1939-1940), Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), сбил 9 самолетов (в том числе 7 советских), был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за боевые вылеты.
8 июля 1941 года на истребителе Bf 109 F-1 W.Nr.5714 «Weisse 4» вылетел на «свободную охоту», в 19 часов вел воздушный бой, был подожжен и сбит. Выпрыгнул с парашютом в районе дороги Остров – Порхов, но из-за малой высоты парашют не успел раскрыться и летчик погиб. 

       Lt. Heinz Ryba, 1./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), сбил 2 советских самолета, был награжден Железным крестом 2-го класса.
11 июля 1941 года в 16 часов 55 минут на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.9558 «Weisse 6» пропал без вести в районе юго-западнее Бердичева.

       Lt. Wilhelm Heidemeier, 2./JG.53
Участвовал в боях над Францией (1940), Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), сбил 2 английских самолета, был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за боевые вылеты.
11 июля 1941 года на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.9543 был сбит в воздушном бою в 40 км восточнее Житомира, вместе с самолетом упал на землю и сгорел.
Предположительно, был сбит истребителем Як-1 лейтенанта С. Смирнова из 20-го ИАП. 

       Lt. Norbert Sch;fer, 1./JG.53
Участвовал в боях над Францией (1939-1940), Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), сбил 2 советских самолета, был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за боевые вылеты.
16 июля 1941 года в 11 часов на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.12860 «Weisse 13» вылетел в составе звена Lt. Hans Ohly на «свободную охоту». В воздушном бою с девятью бомбардировщиками ДБ-3 сбил два из них, но и сам получил попадание в радиатор. Совершил вынужденную посадку на фюзеляж в 50 км северо-восточнее Новоград-Волынского и был взят в плен.

       Fw. Kurt Sauer, 9./JG.53
Участвовал в боях над Францией (1939-1940), Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), сбил 9 самолетов (в том числе 6 советских), был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за боевые вылеты, Значком за ранение (14.10.1939)
16 июля 1941 года на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.9190 «Gelbe 7» из-за отказа мотора совершил вынужденную посадку в районе Смоленска и был взят в плен.

       Lt. Gustav Wiegand, 9./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), сбил 4 советских самолета, был награжден Железным крестом 2-го класса, Значком за боевые вылеты.
23 июля 1941 года пропал без вести при перегоне истребителя Bf 109 F-2 W.Nr.8322 «Gelbe 10» с аэродрома Камары (западнее Витебска) на аэродром Вернойхен (Германия).

       Неожиданно быстро подошло к концу пребывание на советско-германском фронте штаба и I./JG53: уже 6 и 7 августа они покинули украинский аэродром Белая Церковь и убыли в Германию. За время боев с русскими штаб JG.53 безвозвратных потерь не имел, а I./JG.53 потеряла четырех пилотов (одного – погибшим, двух – пропавших без вести и одного – попавшего в плен). Оставшиеся в России  II./JG.53 и III./JG.53 продолжали нести потери:

       Uffz. Heinrich (Josef) Scheuchenpflug, 5./JG.53
Участвовал в боях над Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), сбил 5 самолетов (в том числе 4 советских), был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за боевые вылеты.
22 августа 1941 года на истребителе Bf 109 F-4 W.Nr.7161 погиб в воздушном бою с советскими истребителями в районе Каличкино (район Сольцы -Спасская Полисть-Старая Русса).
Предположительно, в районе реки Ловать был таранен в лобовой атаке истребителем И-16 младшего лейтенанта А. Я. Березина из 38-го ИАП, который также погиб.

       Uffz. Kurt Nickolaus, 5./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), сбил 1 советский самолет, был награжден Железным крестом 2-го класса.
30 августа 1941 года во время боевого вылета в составе звена на истребителе Bf 109 F-4 W.Nr.7168 «Schwarze 5» получил прямое попадание зенитного снаряда в районе железнодорожной станции Глажево (между Киришами и Волховом). Упал вместе с самолетом в 2 км северо-западнее деревни Подсопье, взорвался и сгорел.

       Lt. Erich «Schmidtchen» Schmidt, 1914 г. р., 9./JG.53
Участвовал в боях над Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), совершил около 180 боевых вылетов, сбил 47 самолетов (в том числе 30 советских), был награжден Рыцарским крестом (23.07.1941), Железными крестами 2-го класса (22.08.1940) и 1-го класса (12.09.1940), Золотым значком за боевые вылеты (16.05.1941).
31 августа 1941 года на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.12633 «Gelbe 6» в составе шестерки Oblt. Franz G;tz вылетел на «свободную охоту». Во время штурмовки аэродрома северо-восточнее Торопца был подожжен огнем зенитной артиллерии, выпрыгнул с парашютом недалеко от аэродрома и пропал без вести.
Предположительно, был сбит над аэродромом Андреаполь зенитным пулеметом младшего сержанта Абдрасуля Бахманова из 588-го батальона аэродромного обслуживания, приземлился с парашютом и был убит в перестрелке. 

       Lt. Otto Schlosser, 4./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), побед не имел, был награжден Значком за боевые вылеты.
6 сентября 1941 года во время взлета с аэродрома Любань южнее Ленинграда на истребителе Bf 109 F-4 W.Nr.8389 «Weisse 7» столкнулся с Bf 109 F-2 W.Nr.9191 Oblt. August-Wilhelm Schumann из 5./JG.52, выполнявшим фигуры высшего пилотажа над аэродромом. Оба летчика погибли.

       Fw. Erich Winkler, 8./JG.53
Участвовал в боях Советским Союзом (1941), побед не имел, был награжден Значком за боевые вылеты.
24 сентября 1941 года на истребителе Bf 109 F-2 W.Nr.12632 «Schwarze 2» в паре с Hptm. Ernst-G;nther Heinze вылетел с аэродрома Конотоп на «свободную охоту» и пропал без вести.

       В начале октября 1941 года командованием Люфтваффе было решено отправить «Пиковых тузов» в Западную Европу на переформирование. Сначала 4 октября с аэродрома Конотоп убыла в Германию III./JG.53, а затем с аэродрома Любань 6 октября была отозвана в Германию и II./JG 53. 

       Всего в ходе кампании 1941 года на Восточном фронте II./JG 53 потеряла пять пилотов погибшими и одного  – пропавшим без вести, а потери III./JG.53 составили одного летчика погибшим, трех – пропавших без вести и одного попавшего в плен. 

       Общие безвозвратные потери JG.53 «Пиковый туз» составили 15 пилотов погибшими, пропавшими без вести и взятыми в плен, еще 26 пилотов было ранено. Если говорить о потерях самолетов эскадры, то 55 самолетов было уничтожено (процент повреждений от 61 до 100), 41 тяжело поврежден (процент повреждений от 31 до 60), 23 повреждено в меньшей степени (процент повреждений от 5 до 30). В свою очередь, пилоты «Пиковых тузов» заявили о 769 воздушных победах над советскими летчиками…

       В конце ноября 1941 года JG.53 получила приказ о переброске на Сицилию, для участия в воздушном  наступлении Люфтваффе на остров Мальта, расположенный между Сицилией и Северной Африкой. С аэродромов Сицилии летчики эскадры действовали против английской авиации с 3 декабря 1941 года по май 1942 года, понеся при этом, кстати, ощутимые потери. Но поскольку нас интересуют потери эскадры только на Восточном фронте, то подробности потерь на Средиземноморье мы здесь опускаем.

       В конце апреля 1942 года командование Люфтваффе, чтобы прикрыть с воздуха предстоящее наступление Вермахта на южном фланге советско-германского фронта, решило перебросить одну группу «Пиковых тузов» из Сицилии на Восточный фронт. Выбор пал на I./JG.53, и вскоре она была отозвана в Германию. А 27 мая началась переброска группы на Восточный фронт и, уже 29 мая истребители I./JG.53 приземлились в Курске. Кроме этого аэродрома, самолеты группы использовали в дальнейшем аэродромы Колпна, Умань, Харьков, Таганрог, Новый Голан, Фролов, Березка, Тусов и Питомник.

       Активно поддерживая наступающие на Сталинград войска, «Пиковые тузы» в воздушных боях одержали не только множество впечатляющих побед, но и понесли тяжелые потери:

       Oblt. Udo Padior, 04.04.1920, 1./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), сбил 3 советских самолета, был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за боевые вылеты.
В ночь с 1 на 2 июня 1942 года был смертельно ранен осколком бомбы на аэродроме Курск, при налете ночных бомбардировщиков У-2.
Предположительно, в налете на аэродром Курск участвовали самолеты 719-го НБАП.

       Uffz. Erich Karb, 3./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1942), побед и наград не имел.
21 июня 1942 года на истребителе Bf 109 F-4 trop W.Nr.10241 «Gelbe 8» вылетел на боевое задание. В 19 часов 30 минут был обстрелян зенитной артиллерией и получил попадание в радиатор. Совершил вынужденную посадку в районе Кшень, между Курском и Воронежем, и пропал без вести. 

       Uffz. Alfred Brosch, Stab I./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1942), побед и наград не имел.
22 июня 1942 года на курьерском самолете Bf 108 B-1 W.Nr.1086 «RJ+AY» вылетел из Курска в Харьков. Во время полета потерял ориентировку и совершил вынужденную посадку за линией фронта. Пилот пропал без вести, а его пассажир Reichsangestellter Albert Radtke был взят в плен.

       Lt. Joachim Louis, 1920 г. р., Stab I./JG.53, Gruppenadjutant.
Участвовал в боях над Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), сбил 22 самолета (в том числе 17 советских самолетов), был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты, Значком за ранение (29.12.1941).
30 июня 1942 года в 6 часов 30 минут на истребителе Bf 109 F-4 trop W.Nr.10206 «Schwarze Winkel» в воздушном бою юго-восточнее Ливны сбил два истребителя, но и сам был сбит. Спасся на парашюте, но попал в плен. Вернулся из плена в 1948 году.

       12 июля I./JG.53 была временно отозвана с фронта и прибыла на тыловую базу Люфтваффе на аэродроме Умань. Там группа получила новые истребители Bf 109 G-2, а пилоты получили девять дней отдыха для того, чтобы в полной мере освоить новый самолет. Находясь вдали от фронта и осваивая новые самолеты, группа не понесла безвозвратных потерь в летчиках. Но, хорошо отдохнув, 31 июля летчики I./JG.53 перелетели на аэродром Фролов, который располагался в 150 км западнее Сталинграда и, от которого до линии фронта было всего несколько десятков километров. Брошенные в самое пекло битвы за Сталинград, пилоты «Пиковых тузов» именно здесь понесли наиболее тяжелые потери: 

       Ofw. Gerhard Krause, 1./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1942), сбил 12 советских самолетов, был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за боевые вылеты.
1 августа 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13412 «Weisse 5» в паре с Fw. Emil Donnig вел воздушный бой с шестью истребителями ЛаГГ-3 в 5 км северо-восточнее Калача. Оба летчика из боя не вернулись и пропали без вести.

       Fw. Emil Donnig, 1./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1942), сбил 1 советский самолет, был награжден Железным крестом 2-го класса, Значком за боевые вылеты.
1 августа 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.14152 «Weisse 8» в паре с Ofw. Gerhard Krause вел воздушный бой с шестью истребителями ЛаГГ-3 в 5 км северо-восточнее Калача. Оба летчика из боя не вернулись и пропали без вести.

       Uffz. Rudolf Burschberg, 1./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1942), сбил 1 советский самолет, был награжден Железным крестом 2-го класса, Значком за боевые вылеты.
9 августа 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13486 «Weisse 1» вылетел на «свободную охоту». В районе Калача был сбит истребителями МиГ-3, упал на землю вместе с самолетом и сгорел. 

       Lt. Helmut Macher, 2./JG.53
Участвовал в боях над Англией (1940), Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), сбил 23 советских самолета, был награжден Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
10 августа 1942 года во время боевого вылета на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13431 «Schwarze 11» юго-западнее Сталинграда был обстрелян огнем с земли и получил попадание в водяной радиатор. Выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. 

       Ofw. Heinrich Leschert, 1914 г. р., 3./JG.53
Участвовал в боях над Францией (1940), Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942). Совершил 363 боевых вылета, сбил 23 самолета (в том числе 21 советский самолет), был награжден Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях (26.10.1942), Железными крестами 2-го класса (00.05.1940) и 1-го класса (00.08.1941), Золотым значком за боевые вылеты, Значком за ранение (02.09.1940).
10 августа 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13430 «Gelbe 1» в воздушном бою в районе Сталинграда сбил один МиГ-3, но столкнулся с его обломками, потерял управление, упал и сгорел.

       Lt. Werner Sch;w, 1921 г. р., 1./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), сбил 15 самолетов (в том числе 14 советских самолетов), был награжден Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
11 августа 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13561 «Weisse 4» в воздушном бою в районе Сталинграда получил попадание в водяной радиатор. Совершил вынужденную посадку на фюзеляж в 1 км от железнодорожного полотна у разъезда северо-восточнее Котельниково и попал в плен.

       Fw. Fritz Gammel, 1914 г. р., 3./JG.53
Участвовал в боях над Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), сбил 19 советских самолетов, был награжден Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
23 августа 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13494 «Gelbe 8» вылетел на боевое задание в район Сталинграда. В полете неожиданно отказал мотор, возможно, он был поврежден ружейно-пулеметным огнем с земли. Приземлившись на парашюте в районе Средне-Погромная, летчик пошел в направлении линии фронта, но был захвачен в плен. 

       Uffz. Gustaf Perl, 2./JG.53
Участвовал в боях над Англией (1941), Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), сбил 17 советских самолетов, был награжден Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
24 августа 1942 года в 12 часов 45 минут на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.14161 «Schwarze 7» вел воздушный бой с четырьмя истребителями ЛаГГ-3 севернее Сталинграда, после чего пропал без вести.

       Uffz. Herbert Peissert, 1919 г. р., 1./JG.53
Участвовал в боях над Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), сбил 38 советских самолетов, был награжден Германским золотым крестом (03.10.1942), Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
4 сентября 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13570 «Weisse 5» в паре с Uffz. Marian Mazurek вылетел на «свободную охоту» в район Сталинграда. В воздушном бою с двумя истребителями ЛаГГ-3 получил попадание в водяной радиатор, упал в 3 км западнее Ерзовки (севернее Сталинграда) и пропал без вести.

       Uffz. Gerhard Riess, 3./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1942), сбил 2 советских самолета, был награжден Железным крестом 2-го класса.
8 сентября 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13689 «Gelbe 15» вылетел в составе звена на «свободную охоту». В воздушном бою с двенадцатью штурмовиками Ил-2 и группой истребителей, в 16 часов 33 минуты сбил один Як-1, после чего, вероятно, столкнулся с каким-то советским самолетом, или с землей. С погнутыми лопастями винта совершил вынужденную посадку в степи и  был взят в плен. Позже погиб в плену.
Захваченный самолет в дальнейшем стоял в ОНТИ ЦАГИ г. Москва на улице Радио, затем был перемещен на территорию выставки трофейного вооружения в Центральный парк культуры и отдыха г. Москва.

       Ofw. Alfred Franke, 1918 г. р., 2./JG.53
Участвовал в боях над Францией (1940), Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942). Сбил 59 самолетов (в том числе 56 советских самолетов), был награжден Рыцарским крестом (29.10.1942), Германским золотым крестом (05.10.1942), Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях (13.09.1942), Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты. Посмертно ему 29 октября 1942 года было присвоено звание лейтенанта.
9 сентября 1942 года в 13 часов 58 минут на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13442 «Schwarze 10» вылетел в составе звена на «свободную охоту». В воздушном бою с 10-15 штурмовиками Ил-2 севернее Сталинграда, при попытке атаковать снизу один из штурмовиков, был сбит зенитным огнем или огнем стрелка-радиста. Видимо, летчик был убит ещё в воздухе, так как, сделав резкий разворот, самолет в 14 часов 28 минут отвесно упал на землю в 8 км севернее линии фронта.   

       Lt. Walter Zellot, 1920 г. р., 2./JG.53, Staffelkapit;n
Участвовал в боях над Англией (1941), Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942). Совершил 296 боевых вылетов, сбил 85 самолетов (в том числе 82 советских самолета), был награжден Рыцарским крестом (03.09.1942), Германским золотым крестом (02.11.1942), Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях (24.08.1942), Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
10 сентября 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13487 «Schwarze-Weisse 10» вылетел на боевое задание в район северо-западнее Сталинграда. Во время полета в 20 км восточнее хутора Вертячий получил прямое попадание зенитного снаряда (вероятно, огонь вела немецкая зенитная артиллерия), которым оторвало стабилизатор. Выпрыгнул с парашютом, но из-за малой высоты парашют не успел раскрыться и летчик погиб. 

       Fw. Franz Hagedorn, 3./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), сбил 38 советских самолетов, был награжден Германским золотым крестом (23.12.1942), Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
10 сентября 1942 года в 10 часов 45 минут на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13655 «Weisse 5» в паре с Uffz. Heinz Golinski вылетел на прикрытие танков в район Сталинграда. В воздушном бою сбил один штурмовик Ил-2, но и сам был сбит. Выпрыгнул с парашютом, но парашют раскрылся слишком поздно, и летчик погиб от удара о землю.
Предположительно, был сбит штурмовиком Ил-2 старшего лейтенанта В. А. Смирнова из 694-го ШАП.

       Uffz. Erwin Meier, 2./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1942), сбил 11 советских самолетов, был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за боевые вылеты.
13 сентября 1942 года в 8 часов 15 минут на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13856 «Schwarze 8» в паре с Uffz. Johannes Spott вылетел на «свободную охоту» в район Сталинграда. В воздушном бою с несколькими истребителями Як-1 был сбит и пропал без вести.
Предположительно, был сбит в 10 часов 5 минут (по московскому времени) истребителем Як-1 капитана Г. В. Крюкова из 620-го ИАП и упал в 2 км восточнее Пролейской, в районе совхоза Сталинградский. Пленный немецкий лётчик штабом 283-й ИАД был направлен в штаб 16-й Воздушной армии.

       Fw. Wilhelm Budke, 2./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), сбил 12 самолетов (в том числе 11 советских самолетов), был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
19 сентября 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13622 «Weisse 4» вел воздушный бой в районе Сталинграда с группой штурмовиков Ил-2. Реактивный снаряд, выпущенный одним из Ил-2 взорвался прямо перед лобовым стеклом фонаря кабины. Летчик получил тяжелейшие ранения, но все же смог выпрыгнуть на парашюте. Он опустился в расположение немецких войск и был немедленно доставлен на самолете в госпиталь г. Сталино (ныне Донецк), где 11 ноября скончался от полученных ранений.

       Uffz. Johannes Spott, 2./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1942), сбил 14 советских самолетов, был награжден Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за боевые вылеты.
20 сентября 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr.13506 «Schwarze 9» в паре с Fw. Gerhard Stockmann вылетел на «свободную охоту» в район севернее Сталинграда. В 10 часов 55 минут вел воздушный бой с пятью истребителями МиГ-3 в 5 км западнее Дубовки, после чего пропал без вести. 

       25 сентября группа получила приказ о переброске снова на Сицилию. Это было связано с тем, что было запланировано новое воздушное наступление Люфтваффе на остров Мальта. 26 сентября пилоты  I./JG.53 совершили свои последние боевые вылеты на Восточном фронте, а на следующий день оставили аэродром Питомник под Сталинградом и убыли  на Сицилию.

       Всего с 31 мая по 26 сентября 1942 года, т. е. почти за четыре месяца боев группа потеряла семь пилотов погибшими, восемь - пропавшими без вести и пять – пленными. Причем, из двадцати безвозвратно потерянных летчиков двенадцать были асами, имевших на счету от 11 до 38 воздушных побед, а двое – даже кавалерами Рыцарского креста, имевших, соответственно, по 59 и 85 воздушных побед! Интересно отметить также, что три аса были сбиты летчиками штурмовиков Ил-2. Правда, и «Пиковые тузы» нанесли огромный урон советской авиации: на счет пилотов I./JG.53 было записано 918 сбитых самолетов.

       После тяжелых боев под Сталинградом, летчикам I./JG.53 пришлось участвовать в не менее тяжелых сражениях с англо-американской авиацией над Италией и Румынией. Подробности боев и потерь мы, естественно, опускаем. Зато мы перечислим потери «Пиковых тузов», которые они понесли в боях с русскими, а именно в Ясско-Кишиневской наступательной операции, которая началась 20 августа 1944 года общим наступлением советских войск 2-го и 3-го Украинских фронтов:

       Gefr. Paul Grond, 1./JG.53
Участвовал в боях над Францией (1940), Румынией (1944), был награжден Значком за боевые вылеты, Значком за ранение (06.06.1940).
22 августа 1944 года на истребителе Bf 109 G-6 W.Nr.167232 в паре с Gefr. Edgar Fett совершал перелет из Хуши в Фокшаны и пропал без вести северо-западнее Таурени (Румыния).

       Gefr. Edgar Fett, 1./JG.53
Участвовал в боях над Румынией (1944), побед и наград не имел.
22 августа 1944 года на истребителе Bf 109 G-6 W.Nr.165041 «Weisse 5» в паре с Gefr. Paul Grond совершал перелет из Хуши в Фокшаны и пропал без вести северо-западнее Таурени (Румыния).

       Уже на третий день советского наступления, 23 августа, в Румынии произошло антифашистское вооруженное восстание. Итогом восстания стало объявление Румынией войны Германии, а также то, что три опытных пилота «Пиковых тузов» попали в советский плен, «благодаря» своим бывшим румынским союзникам:    

       Lt. Heinrich «Heini» Th;roff, 1./JG.53
Участвовал в боях над Италией (1944), Румынией (1944). Сбил 8 английских и американских самолетов (в том числе 6 четырехмоторных бомбардировщиков), был награжден Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях (1944), Железными крестами 2-го класса (1944) и 1-го класса (1944), Значком за боевые вылеты, Золотым значком за ранение (11.03.1944, 02.05.1944, 31.07.44).
24 августа 1944 года был взят в плен советскими войсками в госпитале Бухареста (Румыния), где он находился, будучи тяжелораненым: ранен 31 июля в воздушном бою с американскими истребителями Р-51 «Mustang».

       Uffz. Wilhelm Lommatzsch, 2./JG.53
Участвовал в боях над Италией (1944), Румынией (1944), был награжден Значком за боевые вылеты, Значком за ранение (31.07.44).
24 августа 1944 года был взят в плен советскими войсками в госпитале Бухареста (Румыния), где он находился, будучи тяжелораненым, с ампутированной ногой: ранен 31 июля в воздушном бою с американскими истребителями Р-51 «Mustang».

       Hptm. Walter Seiz, 1920 г. р., 3./JG.53, Staffelkapit;n
Участвовал в боях над Англией (1940-1941), Советским Союзом (1941), Северной Африкой и Мальтой (1941-1942), Советским Союзом (1942), Италией (1943-1944), Румынией (1944). Сбил 19 самолетов (в том числе 13 советских самолетов), был награжден Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го класса (09.11.1940) и 1-го класса (1941), Золотым значком за боевые вылеты, Значком за ранение (20.04.1942).
24 августа 1944 года при выезде на автомашине из Бухареста (Румыния) был интернирован румынами и передан советским войскам. Вернулся из плена 7 декабря 1949 года. 

       Итого в Румынии, меньше чем за неделю, «Пиковые тузы» потеряли двух пилотов пропавших без вести и трех – попавших в плен.

       После отступления из Румынии, самолеты группы перелетели в Венгрию, откуда стали вести безнадежную борьбу против огромных авиационных армад англо-американской и советской авиации. Поскольку группа понесла в предыдущих боях опустошающие потери в опытных летчиках, в бои с превосходящими силами противника вынуждены были вступать совсем молодые летчики, недавно выпущенные из авиационных школ. Многие из них лишь недавно, в октябре 1944 года, прибыли на фронт. Именно они, в основном, и пополнили список потерь «Пиковых тузов»:

       Uffz. Uwe Rossen, 2./JG.53
Участвовал в боях над Румынией (1944), Венгрией (1944), сбил 3 советских самолета, был награжден Железным крестом 2-го класса, Значком за боевые вылеты.
13 ноября 1944 года в 13 часов 45 минут на истребителе Bf 109 G-14 W.Nr.510880 «Schwarze 2» вылетел в составе звена на «свободную охоту» в район Будапешт – Сольнок (Венгрия) и пропал без вести.
Предположительно, был сбит одиночным румынским или венгерским истребителем Bf 109.

       Fhj. Uffz. Joachim «Kastor» Hinz, 2./JG.53
Участвовал в боях над Венгрией (1944), побед и наград не имел.
20 декабря 1944 года на истребителе Bf 109 G-14 W.Nr.510807 «Schwarze 10» в паре с Uffz. Heinz Hommes вылетел на «свободную охоту». В 9 часов 25 минут был сбит в воздушном бою с советскими штурмовиками Ил-2 в районе Секешфехервара (Венгрия). Пропал без вести.

       Fhj. Uffz. Werner K;nig, 3./JG.53
Участвовал в боях над Венгрией (1944), побед и наград не имел.
20 декабря 1944 года на истребителе Bf 109 G-6 W.Nr.442038 «Gelbe 5» вылетел на «свободную охоту» в район Секешфехервара (Венгрия). В 10 часов 05 минут вел воздушный бой с советскими истребителями Як-9, после чего пропал без вести.

       Fw. Bernhard Brummert, 1./JG.53
Участвовал в боях над Венгрией (1944), побед и наград не имел.
25 декабря 1944 года в 13 часов 15 минут на истребителе Bf 109 G-10 W.Nr.6103… «Weisse 2» вылетел по тревоге и вел воздушный бой с пятнадцатью истребителями Як-9 западнее Секешфехервара (Венгрия), после чего пропал без вести.

       Uffz. August Agel, 3./JG.53
Участвовал в боях над Италией (1944), Румынией (1944), Венгрией (1944-1945), побед не имел, был награжден Значком за боевые вылеты, Значком за ранение (31.01.1944).
11 января 1945 года на истребителе Bf 109 G-14 W.Nr.510977 «Gelbe 15» не вернулся из воздушного боя западнее Секешфехервара (Венгрия). Пропал без вести.

       Fhj. Uffz. Karl-Hеrmann «Pollux» Kessler, 2./JG.53
Участвовал в боях над Венгрией (1944-1945), побед и наград не имел.
24 января 1945 года в 8 часов утра на истребителе Bf 109 G-14/U4 W.Nr.510835 «Schwarze 2» вылетел в составе звена на разведку погоды. Из-за плохой видимости столкнулся с землей в Pl.Q.88389 (Венгрия) и погиб.

       Gefr. Wilhelm H;bner, 2./JG.53
Участвовал в боях над Венгрией (1944-1945), побед и наград не имел.
30 января 1945 года в полдень на истребителе Bf 109 G-6/U4 W.Nr.441150 «Schwarze 11» сопровождал штурмовики Hs 129 в район Секешфехервара. В воздушном бою с истребителями Ла-5 и Як-9 над Будапештом (Венгрия) был подожжен и сбит. Пропал без вести.

       Ofw. Walter R;wenstrunk, 2./JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1941), Венгрией (1944-1945), побед не имел, был награжден Значком за боевые вылеты, Значком за ранение (27.06.1941).
7 февраля 1945 года на истребителе Bf 109 G-10 W.Nr.612717 «Schwarze 13» в составе группы сопровождал штурмовики в район Будапешта. При возвращении с задания, в 11 часов 05 минут пропал без вести в районе Мора (Венгрия).

       Ofhr. Goi, 1./JG.53
Участвовал в боях над Венгрией (1944-1945), сбил 1 советский самолет, был награжден Железным крестом 2-го класса, Значком за боевые вылеты.
18 марта 1945 года в 14 часов 35 минут на истребителе Bf 109 G в составе звена Hptm. Helmut Lipfert взлетал с аэродрома Веспрем (Венгрия), но был атакован и сбит одиночным американским истребителем P-51 «Mustang». Вместе с горящим самолетом упал на землю и погиб.

       Ofhr. Joseph Prokoph, Stab/JG.53
Участвовал в боях над Советским Союзом (1944), Венгрией (1944-1945), сбил 2 советских самолета, был награжден Железным крестом 2-го класса, Значком за боевые вылеты.
19 марта 1945 года в 8 часов 58 минут на истребителе Bf 109 G в паре с Hptm. Helmut Lipfert вылетел на «свободную охоту» в район Секешфехервара (Венгрия). В воздушном бою с четырьмя истребителями Як-9 был сбит, выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. Вернулся из плена в 1949 году. 

       Ofhr. Schumacher, 1./JG.53
Участвовал в боях над Венгрией (1944-1945), побед и наград не имел.
20 марта 1945 года в 15 часов 30 минут на истребителе Bf 109 G в составе группы Hptm. Helmut Lipfert вел воздушный бой с двадцатью истребителями Як-3 и двадцатью штурмовиками Ил-2 в районе Варпалота (Венгрия). В бою был сбит, выпрыгнул с парашютом, но пропал без вести.

       Lt. Sommer, 2./JG.53
Пропал без вести, приблизительно, в конце марта или в начале апреля 1945 года. По другим данным, пропал без вести ещё до 8 декабря 1944 года.

       Uffz. Josef Schiessl, 1918 г. р., 2./JG.53
Участвовал в боях над Италией (1943-1944), Румынией (1944), Венгрией (1944-1945), сбил 4 самолета (в том числе 1 советский самолет), был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за боевые вылеты, Значком за ранение (21.04.1944).
5 апреля 1945 года на истребителе Bf 109 G был сбит в воздушном бою юго-восточнее Вены (Австрия). Пропал без вести. 

       Всего в боях над Венгрией «Пиковые тузы» потеряли тринадцать своих камрадов. Один из них попал в плен, двое погибли, десять пропали без вести. Надо сказать, что из-за отсутствия части немецких документов последних дней войны, какие-то потери I./JG.53, возможно, остались неучтенными. Тем не менее, список потерь I./JG.53, да и всей JG.53 «Пиковый туз» в боях против Советского Союза, на этом заканчивается. Напомним, что потери эскадры в боях против западных союзников здесь не учитываются.

       Просматривая список потерь JG.53 «Пиковый туз» можно заметить, что в 1941 и 1942 годах большинство потерь в боях с нашими «сталинскими соколами» пришлось на опытных асов, имевших на счету множество побед. Зато летчики, потерянные в 1944 и 1945 годах, были, в основном, зелеными юнцами, не обладавшими достаточным боевым опытом. Конечно, здесь можно долго рассуждать о том, чья в этом заслуга больше, - советских или союзных летчиков. Ведь, безусловно, и те и другие нанесли огромные потери летчикам Люфтваффе. А можно указать ещё на одну существенную причину подобных потерь: резкое снижение уровня подготовки немецких летчиков. К примеру, если до сентября 1942 года количество спецподготовки немецких летчиков-истребителей составляло не менее 80 лётных часов, то с июля 1943 года по конец войны оно составляло всего 25-30 лётных часов. На уровне подготовки немецких летчиков серьезно сказалось, в первую очередь, резкое снижение производства авиационного бензина. Так, например, при ежемесячной потребности в 150 тысячах тонн горючего, в сентябре 1944 года промышленность Германии смогла произвести всего лишь 7 тысяч тонн синтетического горючего. Конечно, на боевые качества летчиков Люфтваффе сильно повлияли и многие другие военные обстоятельства…      

       В общем, слава «нашумевшей эскадрильи», как, впрочем, и других авиационных частей и соединений Германии подошла к концу. Как говорили древние: «Сик транзит глориа мунди»…


Рецензии
Посмотрим что есть по 53й))
Итак
о-лейт Herkommer, August I-Jagdgeschw 53 15км южн дубно 5.7.41
ф Brückmann, Walter 1-JG 53 долгенькая 31.5.42
ф Bergmann, Fritz Stabskomp I Jagdgeschw 53 2км вост калач 29.8.42

Эти скорее всего летчики
унтер карл Witassek I JG-53 5.7.41 while attacking a Russian column near Dubno, most likely ground fire. He was buried with 12 other Luftwaffe Ground Troops killed in a skirmish in a nearby forest. Source: Jochen Prien
Похоже Прин ошибся))
http://d.radikal.ru/d39/2104/db/615f09bee48a.jpg

унтер Mayer, Josef-wilhelm 1 Staffel Jagdgeschw 53 аэр курск 2.6.42
http://b.radikal.ru/b18/2104/ee/bc9c6909f2b4.jpg
Обратите внимание на запись что унтер был летчиком у погибшего там же Падиора она тоже есть.
http://c.radikal.ru/c31/2104/8a/7b3ef5dd447d.jpg

Сергей Кукин   29.04.2021 18:03     Заявить о нарушении
Oblt. August Herkommer, наземный персонал.
Uffz. Karl Witassek, наземный персонал.
Fw. Walter Brückmann, наземный персонал.
Fw. Fritz Bergmann, наземный персонал.
Uffz. Josef-Wilhelm Mayer, наземный персонал.

Олег Каминский   30.04.2021 06:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.